Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Наш паровоз вперед летит...

Пятничным вечером в школе № 8 царило приподнято-оживленное настроение. Разместившиеся в актовом зале родители, учителя и директора школ вели между собой беседы на педагогические темы, то и дело бросая на дверь нетерпеливые взоры. Было заметно, что народ явно принарядился и готов к званому приему.И вот наконец вошел И. Калина, начальник главного управления образования Оренбургской области. Не мешкая ни минуты, он расположился за столом, накрытым красной скатертью. Следом вошел А. Пожар, начальник ГУО. Затем к мужчинам присоседилась Н. Родионова, директор центра “Образование”. И собрание началось. С доклада Калины.
РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ НЫНЧЕ - СИЛИЩА
- К сожалению, в системе образования сложилась ситуация, когда мы не умеем или не хотим спрашивать у потребителя, что бы он хотел. Потребитель - это семья, общество, государство, - начал он. - К сожалению, в последнее время государство очень невнятно формулирует свои задачи. Ровно десять лет на самом высоком уровне идет разговор, каким должен быть стандарт общего образования. И пока он ничем не заканчивается. Конечно же, это несколько дезориентирует систему образования, которая пытается лавировать между полярными общественными требованиями. У родительского сообщества, в свою очередь, тоже масса индивидуальных требований. А система образования при том уровне материального обеспечения, что есть сейчас, удовлетворить их не может. Впрочем, это не делается ни в одной стране мира, какой бы богатой она ни была. Всегда есть обобщенные требования родительского сообщества, которые и должны учитываться в работе конкретного образовательного учреждения. Но, как показывает практика, они учитываются плохо. Учителя привыкли к мысли, будто знают лучше родителей, что именно надо детям.
Сегодня родительским комитетам предоставляется все больше прав. Работает областной координационный родительский совет, собираются председатели городских и районных родительских комитетов, обсуждают, что и как. Нельзя не отметить, что эти мудрые люди внесли немало нового как в образовательный процесс, так и в управленческие решения. Однако родителям не стоит ждать, что учителя легко и без боя будут делиться своей властью в школе. За власть в школе, как и за любую другую, надо бороться. Такая борьба - отличное вложение родительских сил, ибо цель имеет благородную: чтобы детям стало жить в школе лучше, веселей.
ЕГЭ ИМЕЕТ ПОЛЬЗУ НЕИМОВЕРНУЮ
Один из самых мощных моментов обновления системы образования - это ЕГЭ. В 2001 году в нем участвовали лишь пять областей, в 2002 - уже 16, в том числе и Оренбургская. Мы добились, - продолжал Калина, - чтобы Оренбуржью разрешили свою модель эксперимента. Наши ученики имели право выбора предметов. В целом по области в ЕГЭ принял участие 51% выпускников. Результаты по области очень неплохие. Везде, кроме физики, они выше, чем в среднем по России. По физике мы, что называется, впритык.
Наивысшие баллы получили 6 парней-выпускников. Думается, что учителям стоит посмотреть другими глазами на ребят. Там почему-то на первых позициях всегда девочки. Взглянешь на Доску почета - на семь девочек-отличниц всего один мальчик...
Еще один интересный момент. У девочек после перевода баллов ЕГЭ в школьную отметку результаты в лучшем случае подтвердились, в худшем - оказались чуть ниже. У мальчишек, как правило, этот результат или равен школьному, или выше. Это лишний раз подтверждает имеющуюся в нашей стране проблему - отсутствие мужиков, способных принимать решения. Мы с детства привыкаем к женскому командному голосу. Детский сад, школа... Именно на этом уровне было сформировано поколение инфантильных мужчин. И с этим надо что-то делать. ЕГЭ лишает возможности учителей манипулировать учениками. Ведь не секрет, что оценка в аттестате - это серьезный механизм приведения к порядку как ученика, так и его родителей. Накануне выпускного вечера дети и взрослые начинают со страшной силой любить своих учителей. Цена этой любви известна: нежелание портить аттестат. ЕГЭ позволяет человеку быть свободным в школе. Прекрасно, что судьба ребенка теперь в его собственных руках. Ученик будет знать, что оценка на экзамене зависит только от его знаний. Система ЕГЭ возвращает у детей стремление к хорошей учебе и к качественной работе - у учителей. Ведь труд каждого учителя теперь как на ладони. В Орске высокие результаты у выпускников гимназии № 2, школ № 21, 23. К тому же, ЕГЭ исключает возможность взяточничества при поступлении в вузы. Да и ехать за тридевять земель не надо.
ГИФО - СТИМУЛ ДЛЯ ОТЛИЧНОЙ УЧЕБЫ
ЕГЭ тесно связан еще с одним новшеством - государственным именным финансовым обязательством - ГИФО. Смысл его в следующем. Если ребенок получит очень высокие баллы на ЕГЭ, значит, станет обладателем сертификата “А+”. Это означает, что государство оплатит его обучение в любом высококлассном вузе. Так что школьникам есть к чему стремиться. Если чуть меньше баллов - выпускник получает сертификат “А”. Его ГИФО будет на порядок ниже - он отправится в менее престижный вуз, то есть будет действовать сертификат “Б” и так далее. Если ребенок заработает на ЕГЭ, допустим, 20 баллов, получит соответствующий сертификат самой последней категории, вообще не дающий право поступления в вузы. И двоечника не примут ни в один вуз даже за деньги. Это вполне справедливо. Каждый школьник сам выбирает свою судьбу. Хочешь - учись. А не хочешь - какой разговор? Оренбургские вузы должны включиться в эксперимент с ГИФО уже в 2004 году.
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ - ЗАЛОГ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
Человек, как известно, редко бывает талантлив абсолютно во всем. Одни дети сильны в математике, из них вырастают инженеры и программисты, другим нравится литература или музыка. Важно, чтобы у ребенка было достаточно возможностей для развития своих способностей, чтобы он не тратил время на глубокое усвоение абсолютно всех школьных наук, которые не пригодятся ему в дальнейшей жизни, а делал акцент на чем-то одном, наиболее для него близком. Возможно ли это в современной школе? Нет. Однако времени усредненного подхода к обучению неуклонно приходит конец. Планируется создание профильных 10-11 классов. Перейдут на профильную систему обучения даже целые школы. К 10 классу ребенок уже с уверенностью может сказать, к чему он имеет большую склонность. Ребята будут глубоко изучать именно любимые предметы, изучение же остальных будет сведено к общеобразовательному минимуму. Это облегчит выбор будущей профессии, поможет подойти к нему более взвешенно. Школьник будет лучше подготовлен к дальнейшей учебе.
ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ
Уже с 1 января будущего года утверждена система нормативного финансирования районных и городских систем школьного образования. Орск получит деньги на зарплату учителям, приобретение наглядных пособий и прочее в зависимости от количества учеников.
Наверняка такой подход найдет отклик на местах. Возможно, и местные мэрии начнут финансировать школы в зависимости от количества учеников. Ведь это не дело: одни школы переполнены, а в другие дети не идут, несмотря на то, что они расположены рядом с домом. В одних школах учиться престижно, а за другими закрепилась репутация болота. Важно, чтобы коллектив каждой школы стремился привлечь учеников, повысить престиж своего образовательного учреждения. Тем более, что это непосредственно отразится на зарплате. При таком финансовом подходе возрастет роль родителей в жизни школы. Учителя и директора будут просто вынуждены больше считаться с мнениями и предложениями родительского комитета. А, значит, современная школа станет больше нацелена на удовлетворение потребностей семьи и общества.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.