РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Вчера в России отмечался День семьи, любви и верности. Как светский праздник, он был учрежден относительно недавно – всего 7 лет назад. Однако православная церковь отмечает его уже более 400 лет – именно в этот день совершается память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, являющихся небесными покровителями супружества. Жили они в XIII веке, а канонизированы были в 1547 году. С тех пор 25 июня по старому стилю во всех православных храмах России совершаются молебны этим святым.
Семья – великое счастье, но и великий труд!
О церковном смысле религиозно-светского праздника, ценности семьи и сущности любви мы побеседовали со священником – настоятелем Покровского храма, митрофорным протоиереем Анатолием Сопигой.

– Отец Анатолий, объясните нашим читателям, что такое семья в православном понимании этого слова. Почему церковь не приемлет многобрачия?
– В Библии брак описывается такими словами: «Будут двое одна плоть». Когда мужчина и женщина создают семью, они становятся одним существом. Но ведь не может живой организм разорваться пополам, чтобы каждая из половин жила своей жизнью, отдельно от другой, поэтому расторжение брака противоестественно. Мне вспоминается такой случай. Давно, еще в 90-х годах, мне пришлось отпевать старую женщину, ее звали Александрой. Она всю жизнь прожила со своим мужем Александром. И, как только мы отслужили панихиду на сороковой день после ее смерти, он тоже умер. Понимаете? Не смог без нее жить! Вот, действительно, стали двое одна плоть…
К тому же каждая семья – это малая церковь. Имеется в виду не церковь как здание, а церковь как собрание молящихся… Два человека объединяются, чтобы вместе войти в Царствие Небесное. Так вот, из семей, этих малых церквей, и состоит полная Церковь Христова – как восковая рамка, в которой собирается мед, состоит из множества ячеек-сот. И, если разрушается одна ячейка, это очень плохо для всех остальных.
– Часто приходится слышать от расстающихся людей: кончилась любовь, исчезла с годами, а какая семья без любви?
– Да как же любовь может закончиться? Здесь, я думаю, нужно разобраться, что означает это слово. В нашем христианском понимании любовь – это не романтические чувства, не физическое влечение, а прежде всего жертвенность. Ведь если ты любишь человека, не задумываясь за него жизнь отдашь. Именно на такой любви и строится брак. Поэтому, когда мы венчаем молодых, надеваем на них венцы, символизирующие мученичество, и поем тропарь: «Святые мученицы, молите Бога о нас».
– А что может стать причиной разрушения семьи?
– Причин может быть множество. Но нужно твердо знать: в семье и у всех успехов, и у всех бед есть два виновника. Нельзя сказать, что, если все хорошо, это заслуга мужа – он ничего бы не смог сделать без своей жены. И наоборот, когда семья рушится, в этом есть вина обоих. Если нет мира в семье – не спеши обвинять супруга. Приглядись к себе: может, ты что-то не так делаешь?
Был на моей памяти такой случай. Одна замужняя женщина стала общаться с чужим мужчиной. Не изменяла мужу, но ходила с этим знакомым в кафе, кино и так далее. Как-то супруг увидел их вместе и устроил скандал. Он-то думал, что все будут на его стороне – ведь это его обманывали, он пострадавший. Но, когда дело дошло до архиерея, тот задал мужу неожиданный вопрос: «А когда ты в последний раз жене цветы дарил? Она, конечно, неправильно поступила, что втайне от тебя такое знакомство завела, но ты-то как до этого довел? Почему допустил, что она, не получая от тебя внимания, стала искать его у другого человека? Думал, подпись под бумагой в загсе поставил – и все?» Нет! Нужно постоянно, всю жизнь, доказывать свою любовь – и в чем-то серьезном, крупном, и в мелочах. Тогда будет полное взаимопонимание, будет родство душ. Без этого родства семья – это просто два человека, живущие в одной комнате…
Кстати о взаимопонимании. Могу такой пример привести, он, может, грубоватый, но, как мне кажется, яркий. Вот стали мы в храме отопление делать, нашли хорошего сварщика. Работа была сложная, но он сказал, что возьмется. Но при условии: нужно найти ему толкового помощника, чтобы понимал с полуслова. Если придется ему каждую мелочь объяснять, дело не пойдет. Видите? Даже у рабочих без взаимопонимания ничего не выходит. А строительство семьи – это не сварка труб, тут все сложнее. Если хочешь прожить с супругом всю жизнь в счастье – учись его понимать, старайся ему угождать. Переступай через себя, береги его. Любовь к супругу, детям – это великое счастье, но и великий труд. Лениться здесь никак нельзя.

Жить не для себя, а для тех, кого любишь

Дмитрий и Татьяна Шаповаловы женаты 6 с половиной лет. Они воспитывают четырех детей – трех дочек и сына.

Познакомились будущие муж и жена в храме. Татьяна, выпускница музыкального училища, пела в церковном хоре, Дмитрий приходил на службы. Сначала общение ограничивалось парой случайных фраз, потом нашлись общие темы, интересы... В какой-то момент они поняли, что нужны друг другу. И пришли в храм уже как жених и невеста – венчаться.
Началась семейная жизнь со всеми ее радостями и – куда же без них! – проблемами: то ребятишки заболеют, то финансовые трудности заставят ужом вертеться… Случались и размолвки между супругами.
– Муж и жена – два взрослых человека, каждый со своими особенностями, привычками. Они как два камня, которые притираются друг к другу. А когда притираются, бывает, что и искры летят, – улыбается Дмитрий. – Главное здесь, я считаю, не упираться по принципу «Пусть хуже, но только по-моему»! Нужно остановиться, остыть, обдумать, как сделать, чтобы обоим было хорошо. Нам, как людям верующим, в решении серьезных разногласий очень помогают советы духовника...
Недавно в жизни молодой семьи произошло очень радостное событие – благодаря материнскому капиталу она наконец обзавелась собственным жильем. Теперь муж, строитель по профессии, занимается ремонтом, а жена полностью сосредоточена на ведении домашнего хозяйства и детях.
– Мне есть к чему руки приложить, скучать некогда, но все дела по дому, все хлопоты с детьми – на ней! – говорит Дмитрий.
– Да с детьми не так и много хлопот! – смеется Татьяна. – Это когда один, тяжело, а четверо – намного легче. Они друг за другом присматривают, помогают мне. И сами не скучают, им друг с другом весело. Когда мы во двор гулять выходим, к нам тут же все дети, играющие сами по себе, присоединяются.
Конечно, в действительности все не так просто. Помимо того, что детвору приходится кормить-умывать-обстирывать-развлекать, нужно заниматься воспитанием.
– Мы не очень строгие родители, но дисциплину в семье поддерживаем, – говорит Дмитрий. – А главным инструментом воспитания считаем собственный пример. Ведь дети вбирают в себя и достоинства, и недостатки собственных родителей. Если есть в них что-то плохое, значит, это им дали мы. И, если хотим, чтобы они стали лучше, должны себя исправить, свои слабости победить.
Вообще, этот подход – корень проблемы искать в себе, а не в своих близких – можно назвать основой семейной жизни Шаповаловых. И такая философия подтверждается многими веками церковного опыта: только если ты беспощадно относишься к собственным недостаткам, прощая слабости любимых людей, ты сможешь стать счастливым.

Вместе и в радостях, и в бедах, и при жизни,и после смерти

Князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. Вскоре он заболел проказой, и никто не мог ему помочь. Но как-то больному в сонном видении было открыто, что его может исцелить некая Феврония, дочь простого крестьянина из деревни Ласковой. Молодой князь направил своих слуг в село, те доставили девушку в терем. Петр дал Богу обет, что женится на крестьянке и будет верен ей до смерти, если исцелится. И проказа отступила.
Обвенчавшись в храме, супруги стали жить в любви и счастье. Однако гордые бояре были недовольны браком своего правителя с простолюдинкой и потребовали от князя «отпустить» ее, то есть попросту развестись. Князь отказался и в итоге был свергнут с престола. Какое-то время Петр и Феврония жили вдали от столицы княжества в бедности, нужде, но в любви. Однако город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся править им вместе со своей незнатной женой.
Войдя в преклонный возраст, и Петр, и Феврония приняли монашество. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года. После смерти тела святых были положены в один гроб.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.