Свято место не должно быть пусто
- Общество
- 19-08-2015
В прошедшую субботу группа орской молодежи во главе с епископом Иринеем направилась в Кваркенский район. Участники поездки, вооружившись лопатами и метлами, навели относительный порядок в заброшенном деревянном храме, расположенном в селе Покровка. А ночью в нем была отслужена Божественная литургия – первая за восемь десятков лет.
Чистота – лучшая красота
В поездку, организованную молодежным отделом епархии, отправились 20 человек: епископ Ириней, руководитель отдела отец Максим Бражников и прихожане разных орских храмов.
Покровка находится на самой окраине епархии. Дорога до нее занимает более 4 часов. И вот наконец мы прибываем на место. Деревушка, расположенная в очень живописном месте, на берегу Ириклинского водохранилища, явно переживает нелучшие времена: поля вокруг нее по большей части не засеяны, дома выглядят небогато. Над селом возвышается Покровская церковь – темные деревянные стены и покрытые когда-то блестевшей, а теперь черно-ржавой жестью купола.
У стен храма, очевидно, нередко собираются компании – но, увы, не для молитвы. Земля вокруг усыпана осколками водочных бутылок, которые – видимо, в припадках молодеческого задора – бьют о фундамент из дикого камня…
Внутреннее пространство представляет собой еще более грустное зрелище. Как только мы открываем старинные, обитые железом двери, внутри поднимается переполох: возмущенно мечутся в полутьме, среди лучей, бьющих сквозь дырявую крышу, голуби, давно облюбовавшие это место. То, что они чувствуют себя здесь хозяевами, видно сразу: пол до колена завален пометом вперемешку с пухом и перьями, а под ногой хрустят то скорлупки голубиных яиц, то высохшие птичьи скелетики. С дощатых стен, просевшего потолка на нас глядят поблекшие, но различимые лики: каждый метр покрыт удивительными изображениями. Неизвестные мастера-иконописцы потрудились на совесть, наверняка роспись храма отняла у них не один год. Жаль, что люди наслаждались этой работой так недолго...
После короткого молебна беремся за лопаты. Первым делом очищаем алтарь, затем переходим дальше. Скоро огромная тракторная телега, подогнанная одним из местных жителей ко входу, наполняется с горой. Работа продвигается бойко – в составе группы есть несколько молодых спортсменов (в том числе мастер по тяжелой атлетике и кандидат по гиревому спорту), которые берут на себя перетаскивание мешков с мусором и обломков сгнивших досок. Все участники «трудового десанта» покрываются слоем пыли. Подрясники владыки Иринея и отца Максима, которые вместе со всеми орудуют лопатами, превращаются из черных в серые.
Время от времени в храм заглядывают местные жители: то приковыляет старушка – попросить у епископа благословения и узнать, когда прийти на службу; то сгрудится у входа ватага ребятни – родившись в этой деревне и привыкнув к храму, как части пейзажа, как к местной достопримечательности, внутри они ни разу не бывали, вот и заглядывают в загадочный полумрак с опаской и восторгом.
Навести в храме относительную чистоту нам удается только спустя шесть-семь часов ударной работы. Нельзя сказать, что все здесь сияет, но пол уже очищен от многолетних залежей мусора, стены избавлены от паутины, а доски, свисавшие с потолка, не грозят свалиться на голову. Теперь внутри красиво, уютно, и кажется, что глаза святых смотрят со стен уже не с укоризной, а с любовью.
Готовим на костре быстрый ужин и отправляемся на берег водохранилища – помыться, привести себя в порядок перед службой.
Место молитвы, а не памятник истории
В 11 часов, когда на село уже опускается ночь, начинается бого-служение. Приходят на него и полтора десятка местных жителей.
Электричества в храме, разумеется, нет, да и не было никогда, поэтому совершается литургия как в старину, при свечах. Это создает особую непередаваемую атмосферу. Каждый прихожанин держит в руке мерцающий огонек. В высоте, под куполом, тихо бормочут и всхлопывают крыльями сонные голуби – они смирились с приездом непрошеных гостей и уже не буянят, как вначале. То, что обычно скрыто от глаз прихожан стеной иконостаса, теперь видно всем – алтарь чисто символически отделяется от остального храмового пространства несколькими реечками. На престоле, сколоченном из досок незадолго до начала службы, пляшут огненные язычки семи свечек. Начинается исповедь. Ее принимают и священник, и сам епископ. Теперь они одеты не в пыльные подрясники, а в традиционные парчовые облачения. Несмотря на аскетичность окружающей обстановки – ни традиционной церковной позолоты, ни богатых риз на иконах, только потемневшее старое дерево, – выглядят они вполне органично.
В полночь начинается воскресная служба. Хор звучит небогато – владеют искусством церковного пения только священники и одна из участниц поездки, выпускница музучилища, но искренне и очень красиво. Уже глубокой ночью из алтаря выносится чаша с Плотью и Кровью Христа. В причастии участвуют почти все присутствующие. Одна из местных пожилых женщин, отходя от чаши, заливается слезами – не надеялась, что когда-то сможет причаститься в храме, где были крещены еще ее родители…
После окончания службы мы укладываемся отдохнуть перед обратной дорогой – тут же, в храме, расстелив спальные мешки на чисто выметенные доски. В темном воздухе чувствуется, как аромат ладана смешивается с запахом старого дерева. Под куполом продолжают ворковать голуби.
В пять часов утра, как только всходит солнце, владыка объявляет подъем. После краткой молитвы завтракаем, запираем храм на замок и рассаживаемся по машинам. Вероятно, участники поездки вернутся сюда еще через год – святыня, пусть и разоренная, не должна быть заброшенной.
Выезжаем на проселочную дорогу. Вскоре Покровка пропадает из виду. Последним скрывается за холмом темный купол старого храма...
Справка «ОХ»
Казачье поселение Покровское было основано в 1904 году на основании положения Военного совета. Сюда переехали казаки из-под Оренбурга. Сразу же в центре поселка был заложен фундамент храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строили его всем миром. Освящение состоялось в 1913 году. А в начале 30-х с куполов сорвали кресты, со стен – иконы. Внутри открыли клуб, затем помещение отдали под зернохранилище.
Комментарий
Ириней, епископ Орский и Гайский:
– Храм нужен не только архиерею, не только священнику. Он нужен жителям села. Это место, где человек встречается с Богом, славословит Его вместе с ангелами. А еще храм объединяет людей, живущих здесь. В этом храме получили святое крещение их предки. А еще, посмотрите, неподалеку расположен памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Это же не случайно! Люди, уходившие из этого села на фронт, смотрели на храм, хотя он и был уже закрыт, и, конечно, молились... Я надеюсь, что храм здесь будет возрожден, станет местом встречи местных жителей, а с ним возродится и село.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024