Лифтер и сапожник в доме престарелых есть. Им бы еще врачей…
- Общество
- 07-12-2002
«Воспитывать своих детей нужно таким образом, чтобы в старости не пришлось жить здесь», - так говорят обычно о Доме престарелых и инвалидов. Кого-то обманули родственники, лишив квартиры, кого-то дети били сильно и много, кто-то успел примерить на себя роль бомжа, заключенного или беженца, а кому-то, одинокому, как перст, просто скучно жить в опустевшем доме. Так эти люди, а их более 250 человек, оказались под одной крышей.Тема множественных проблем Дома-интерната для инвалидов и престарелых, которых предостаточно, как и в любом другом современном учреждении, в последние годы считается актуальной.
В канун Дня инвалидов мы решили взглянуть на жизнь учреждения свежим взглядом. Отбросить в сторону однобокую информацию и слухи и заглянуть в души тех, кто ощущает все передряги нового времени лично на себе.
По пути в поселок Биофабрика мы подпрыгиваем в УАЗике, за рулем которого сидит директор интерната В. Асланов.
- Вождение машины – очень полезное умение в моей работе, - делится Валерий Семенович. – Сегодня, например, прорвало трубу в подвале, а никого из водителей поблизости не оказалось. Сел за руль, привез сантехника, и авария большого ущерба не принесла.
Оставив позади город, покрытый тяжелой простыней пыли, газа и заводских отходов, останавливаемся у Дома для престарелых, совсем не похожего на строгорежимное учреждение, даже несмотря на то, что ворота открыл сторож-охранник. Мужички на крыльце, завидев начальство, оживились.
- Здорово, Семеныч, - пробасил один. – Дело решить надо, – начал было, но стушевался, покосившись на нас.
Не упустят жильцы ни малейшей возможности обсудить вопрос с директором с глазу на глаз. Есть здесь и заместитель, и психолог, и няни, но предпочитают обратиться лично к Асланову - мол, надежней.
А мы первым делом отправляемся в отделение милосердия. Стандартный казенный коридор, комнаты одна напротив другой. Тут лежат тяжелобольные. Пустого вопроса: «Нравится ли здесь?» не задаем. «Выбирать не приходится», - говорит Евдокия Петракова, которая уже пять лет живет в интернате и все это время не встает с постели - парализована. У ее 72-летней соседки из комнаты напротив, Ольги Демуриной, положение не лучше. Когда-то она работала кассиром на железной дороге, но после смерти мужа случилось несчастье, с тех пор женщина еле-еле двигает ногами и почти не видит. Муж давно умер, поэтому, оставив дом квартирантам, Ольга Ивановна поселилась здесь.
- На днях мне сделали операцию на глаза, и я снова буду видеть, - улыбается старушка.
Однако это радость сквозь слезы. Коли уходишь жить в интернат, гордиться нечем. Но Ольга Ивановна понимает, что это не итог жизни. Семь десятков лет прожиты не зря, и еще столько можно успеть!
Есть, конечно, для одинокого человека иной выход из положения – воспользоваться услугами социального работника на дому. Но это неудобно по нескольким соображениям. В интернате тебе в любое время суток окажут помощь, в горе утешат, а в праздник развеселят. Но самое главное – здесь ты не одинок. Пенсионеры – народ сложный, несладко бывает им порой друг с другом, да и персоналу нелегко. Однако именно тут многие находят друзей, которым можно излить душу, а то и супругов – нередко собираются старики за свадебным столом.
Излюбленным местом для разговоров по душам является читальный зал. По словам заведующей библиотекой А. Филипповой, на книжных полках выстроены рядами и ждут своей очереди около шести тысяч книг. Старушки все, как одна, зачитываются романами про любовь и тернистый путь к счастью, а у мужчин нарасхват детективы. Однако не все посетители читального зала проводят время, уткнувшись в книжки и газеты. Например, О. Быстрицкий, имея первый разряд по шахматам, организует самые настоящие спортивные турниры.
- На днях собираемся позвать на состязание старшеклассников из подшефной школы № 22, - рассказывает мастер.
- Да они нас в два счета обставят! – высказывает свое мнение другой игрок, видимо, опираясь на существующий опыт.
- А мы подготовимся хорошенько, - не сдается Быстрицкий.
Женщины далеки от этих «шахматных» споров, поэтому собираются зачастую у телевизора, где и ведут разговоры о насущном. Бывает, беседы эти заканчиваются песнопением. Тогда уж мужчины бросают свои доски, а то и нянечки присоединяются к хору. И, конечно, появится «на сцене» легенда Дома престарелых – Николай Гончаров. Этот мужчина, потеряв зрение, оставил при себе жизнелюбие и музыкальный талант. Коли заведет он романс, слезу не удержишь и диву дашься: ведь не сломила жизнь человека!
Кроме стихийных вечерних концертов музтерапия проходит организованно: психолог О. Гайсина знакомит стариков с классической музыкой. Но любовь к Надежде Кадышевой, которую слушают, прильнув к колонкам магнитофонов, неоспорима.
Полюбилась жителям интерната и еще одна небольшая комнатка – та, где располагается физкабинет. С тех пор, как появились здесь новая беговая дорожка, велотренажеры, массажеры, народу в зале особенно много. Приходят даже пенсионеры с парализацией – поупражняться на гимнастических снарядах, да на успехи других поглядеть.
Между прочим, есть в доме-интернате и свои старожилы, которые живут здесь с самого основания – по 26 лет. Причем не только живут, но и работают.
- Привезли нас сюда, как сейчас помню, 25 августа, - вспоминает Ю. Керенцева, которую мы застали в швейной мастерской с иглой в руке. - 176 человек было, сейчас только двое остались.
В. Аксименко все 26 лет работает лифтером. А Г. Исупова практически такой же срок возглавляет швейную бригаду. Любительница рукоделия, на подоконнике в своей комнате она держит клубки ниток, а за носки, варежки и кружевные салфетки ее благодарят многочисленные соседи.
Оборудована в интернате и сапожная мастерская. Здесь все чин-чином: «лапы» металлические, деревянные заготовки и механизация для полировки. Хозяйничает в цехе В. Хохлов – сапожник с 45-летним стажем. Дело свое Виктор Иванович знает досконально, даже к выбору молотка подходит щепетильно.
- Вот этому молотку 35 лет уже, - берет он в руки инструмент. – Юбиляр. Ручка у него – лучше не бывает! Вырезанная из липы, мягкая, она прекрасно к руке подходит.
Посетители заглядывают к Хохлову один за другим, многие приходят тапочки обновить. Виктор Иванович никому не откажет и денег за труд не возьмет. Начисляет ему интернат небольшую зарплату, материалами обеспечивает – и работай в свое удовольствие.
- Сапожник есть, нам бы еще врачей человек пять, - сокрушается Асланов. – Фельдшер наш исполняет обязанности главного врача, медсестры работают на полставки. Все дело в низкой зарплате, которая поступает из федерального бюджета.
Если не считать зарплаты, Дом-интернат финансируется последние года два достаточно регулярно. Совсем недавно, например, было получено новое оборудование для стоматологического кабинета, которое еще лежит в упаковке, но сразу после ремонта начнет действовать.
Все бы хорошо, да вот главная беда интерната – любители выпить. Те, кто принимает на грудь только по праздникам, особых хлопот не доставляют. Проблема в тех, кто пьет ежедневно и докучает сознательным жильцам. Поэтому однажды на собрании общественности решили исключить заядлых пьяниц, если они не бросят свою привычку. Для того, чтобы не было соблазна, ограничили им выход за территорию интерната за выпивкой в ближайший ларек. Некоторых потом все-таки исключили, остальные соблюдают относительную дисциплину.
- Батько у нас хороший, - заверяет меня улыбчивая К. Посевина. И ни один из тех, с кем мы беседовали, не опроверг эту истину.
Дом-интернат напоминает маленькое государство. Есть здесь совет управления во главе с ветераном войны В. Коряковым, который решает практически все проблемы по мере их возникновения. Есть домашняя церковь для христиан. А мусульмане, которых всего несколько человек, общаются с Всевышним в отдельных комнатах.
- Сейчас как раз пост идет, - рассказывает А. Габдуллин, в недавнем прошлом священнослужитель. – Это время, когда Мухаммеду первый раз поступил Коран от ангела. В такие дни спать можно только днем, а ночью – читать Коран. Есть и пить – тоже только после захода солнца. И если будешь делать все правильно, то сможешь увидеть этого ангела.
Люди, от духовной жизни далекие, оценивают жизнь в Доме для престарелых по качеству приготовления обедов. И, кстати сказать, оценивают неплохо.
- Я раньше жил в оренбургском интернате, - рассказывает мужичок явно из любителей горячительного, активно размахивая руками. – И, сравнивая, могу сказать, что здесь кормят гораздо лучше! У меня претензий нет!
Надо думать, нет претензий и к организации праздника, подготовка к которому полным ходом шла несколько последних недель. Материальную помощь оказало не только государство, но и частные орские предприятия. Старики, ожидая обещанного сюрприза от домового клуба «Орион», тоже без дела не сидели – продумывали вместе с персоналом развлекательную программу. И судя по тому, с каким огоньком в глазах это происходило, можно точно сказать: в праздничный день старики не скучали!
Фото Григория Горбунова.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024