РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Привычка довольствоваться малым стала для Ивана и Марьи образом жизни

Не секрет, что наиглавнейшим показателем стабильности и уровня жизни общества является то, как государство заботится о пенсионерах. О людях, прошедших войну ради мира на земле, заново отстроивших ее. Стремившихся вслед за партийными лозунгами вперед, в светлое будущее. То, как живут сегодня пенсионеры, - своеобразный итог, чего им удалось добиться за долгие и нелегкие годы упорного труда на благо своей страны. Оправдались ли ожидания? Как воспринимают, оценивают они сегодняшнюю действительность?ИВАН ДА МАРЬЯ
Ивану Андреевичу и Марии Николаевне Звягиным уже за семьдесят. Типичная семья пенсионеров, вырастивших двоих детей, один из которых уже тоже на пенсии. Взрослые внуки.
Пока позволяет здоровье, живут отдельно. В добротном частном доме старой постройки. Не коттедж, конечно, но просторно. И огород под боком. Внутри чистенько, уютно, и, если оценивать мерками, принятыми в нашей стране лет эдак 20 назад, вполне респектабельно. Стол, стулья, шифоньер, кровать, телевизор, на стенах ковры и фотографии родственников в деревянных рамках. Словом, обычный интерьер.
11 ноября они отметили золотую свадьбу. Пятьдесят лет вместе. Пополам делили и хорошее, и плохое. Шли по жизни рука об руку. Нерушимый союз двух сердец. Иван да Марья.
А создали семью они там же, где родились и выросли, - в деревне Каликино, в пятистах километрах от Орска. Вернулся Иван на родину уже после того, как закончилась война, после 9 лет отсутствия. Шел 1951 год. За плечами – работа до седьмого пота, служба в Вооруженных Силах. Деревенские девчата на выданье заглядывались на видного парня в армейской гимнастерке. Приглянулась ему красавица Марья. Невеста завидная, красивая, работящая.
- Раньше молодежь не так, как сегодня встречалась, - вспоминает глава семейства. - После танцев провожал, было дело. Но лишнего себе не позволяли. Даже взглянуть друг на друга стеснялись. Посидим, случалось, на скамейке или на камнях, потолкуем. Так и поладили, решили свадьбу сыграть.
- Не до шику было, - продолжает Мария Николаевна. - Нищета страшная. У Вани даже рубашки приличной не нашлось, чтобы за столом сидеть. Спасибо, крестная новую сшила.
- Зато ты по тем временам считалась богатой невестой, - улыбается Иван Андреевич. - Два одеяла стеганых, подушки, скатерка, вышитые наволочки. Со всей деревни приходили старухи смотреть на приданое. Трогали материю, проверяли на прочность, цокали языками, дивились красоте вышивки...
И СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ-ПОЖИВАТЬ...
О собственном доме не было и речи. Жили со свекровью в ее маленькой землянке. Приходилось много работать, но молодым было не привыкать к тяжелому физическому труду. Характер Марьи закалился в военные годы. Мужчины были на фронте, а женщинам и детям приходилось работать за двоих.
- Чем только ни занимались, - вспоминает старушка. - И на стогометке работали, и за скотиной ходили, и пахали, и копны по полю на быках собирали.
В послевоенном селе царило разорение и запустение. Надо было поднимать родной колхоз, налаживать жизнь. Иван работал мотористом на электростанции, позже - в ремонтной мастерской. Марья - стирала и убирала в колхозном общежитии. Чтобы прокормиться, держали скотину - поросят, коров, коз, уток, кур... Так что редкая минутка выдавалась свободной. Впрочем, так жили практически все. Со временем построили саманный домик: ведь землянка обветшала, да и дети подросли.
Конечно же, были мысли уехать. Но как, куда? Деревенские жители находились в те времена в колхозах, как крепостные. Имели право только работать, растить скот, собирать урожай на благо Страны Советов. Сначала за «палочки» в колхозах - так называемые трудодни. Позже, уже в совхозах, за зарплату, причем весьма скромную. Ни у кого из деревенских не было паспортов. Человек в те времена не был хозяином своей судьбы. Был винтиком в механизме системы. Полуграмотный народ, с типичным для того времени образованием три-четыре класса верил, надеялся, работал... Но власть уважал. Не по зову души, скорее по принципу «Сопатого заставит нужда любить». Доминирующим было ощущение, что страна поднимается, расцветает, а значит, действия правительства оправданы. Стало быть, так надо, ведь люди живут все лучше и лучше. Обеспеченнее, веселее. Отчасти так оно и было.
Паспорта получили лишь в 1977 году. Ивану и Марье было тогда уже больше пятидесяти...
Но на удивление люди не в обиде.
- Приятно, что тогда не делали разницы: рабочий ты или колхозник, - констатирует Иван Андреевич. - Все были равны. Чувствовали себя одинаково важными и значимыми. Мы все делали одно большое дело - строили социализм. В городе - по-своему, мы - по-своему. Мы с женой всегда хорошими людьми считались, честно работали. Грамот почетных, благодарностей много. Однако сейчас, в Орске, мы считаем себя обделенными, обиженными. С Днем пожилых людей официальные органы нас так ни разу и не поздравили. Почему? Потому что приехали из деревни? Но ведь мы там тоже работали, и как работали! Выходит, что городские заслужили почет и уважение, а мы - нет?.
ТИХАЯ СТАРОСТЬ
Звягины перебрались в город после того, как вышли на пенсию. В Орске - с 1988 года. Продали дом, скотину, мотоцикл. Добавили денег и купили дом в городе. О квартире не было и речи. Всю жизнь в своем доме, какая может быть квартира?
В эти годы люди уезжали из села большим потоком. Стремились к другой, лучшей жизни, более цивилизованной, комфортной, удобной. Ни тебе проблем с транспортом, ни забот о комбикорме или дровах на зиму. Да и дети здесь, в городе, рядом. Сейчас скот не держат, кроме дворовой собаки. Устали за всю жизнь от забот о скотине, здоровье уже не то. Да и зачем им теперь скотина?
Что надо из продуктов - покупают в магазине. Вполне хватает пенсии Марии Николаевны в 840 рублей и 1550 рублей Ивана Андреевича. Деньги еще и остаются.
- Да нам сейчас много и не надо, - смеются старики. - Едим, как котята, понемножку. А ведь в любой магазин зайди - всего вдоволь: хочешь - со сладостями чай пей, хочешь - колбасу ешь. Но теперь и не хочется. Годы не те. Почитай, уже восьмой десяток пошел.
Не понимают, когда знакомые жалуются, что им не хватает пенсии.
- Многие старики содержат взрослых детей. Не хотят работать, подлецы, вот и приходится еще и их кормить на свою пенсию. Ведь государство предусмотрело содержать только пенсионеров, но никак не их детей-трутней. Сами виноваты, что бездельников воспитали. Поэтому теперь старики и ходят голодными.
- Если сравнить ту, прежнюю власть, и эту, то в той было больше недостатков, - считает Иван Андреевич. - Тогда был дефицит абсолютно на все: мыло, одежду, обувь, отдельные продукты... Процветала торговля из-под прилавка. Везде были нужены блат, знакомства. А сейчас все продается свободно. Не надо кланяться заведующим магазинами за кусок рыбы, банку сгущенки или новые сапоги. Иди в любой магазин и покупай все, что угодно! И ведь цены разные. Много денег - покупай дорогое, скромные доходы - бери вещи или продукты подешевле.
Но сегодня намного больше беспорядка. На улицах - темнота, потому что украли провода и светильники. Молодежь пьет, курит, сквернословит. Раньше в деревне все двери в домах были открыты. Люди доверяли друг другу. А сейчас? Сидим за десятью запорами. И ведь иначе нельзя, зайдет лихой человек, а мы, старики, что сможем сделать?
- А жизнь у вас когда лучше была: сейчас или тогда?
- Конечно же, сейчас! Однозначно. Мы работали день и ночь и не имели столько одежды и обуви, как сегодня, - ответили они в один голос. - Вот посмотрите! - распахнул дед для убедительности шифоньер. - Рубашки, брюки, свитера, костюмы... И у бабки платьев - носить-не сносить... Дом, мебель - все есть. Жаль, конечно, что добро сумели нажить только к старости. Вот ежели бы в молодости у нас все это было... Но в нашей стране так: пока молодой - барахтаешься в этой жизни, как котенок, выброшенный посредине реки. Выплывай, как умеешь, устраивай свою жизнь, наживай имущество. Много работай и тогда к старости у тебя все будет. И жить сможешь без хлопот. Тихо, спокойно. В гармонии со своей душой, без особых претензий к окружающему миру.
Семья Звягиных действительно прожила достойную трудовую жизнь. Нелегкая судьба была полна трудностей и лишений. Не выделяясь ничем особенным, они скромно работали и тем самым вносили свой вклад в общее дело становления всей страны. Они чувствовали себя частью государства, его важной неотъемлемой деталью. Во всяком случае, им говорили, что это так. И они в это верили. Свято. Непоколебимо. Верят и сейчас. Они не привыкли жаловаться на судьбу. Не привыкли гнуться перед трудностями. Не привыкли просить помощи у сильных мира сего, а надеются только на себя, свои силы, уставшие натруженные руки.
Это поколение не привыкло ругать власть. Практически никакой крамолы даже в мыслях! Сама система приучила к такому восприятию жизни. К умению много работать и довольствоваться малым.
До какого же положения был доведен народ в нашей стране, когда полные полки в магазинах и одежда в шифоньере дают человеку возможность чувствовать себя счастливым. Поколение, победившее в войне и восстановившее страну из пепелищ, практически всю жизнь прожило в нищете. Но они не понимали и не понимают это по сей день... Оценивают действительность по тому, что видели, имели, к чему стремились. Счастливые. Наверное, им даже повезло.
Сегодня у нынешнего поколения перед глазами другое. Практически та же самая разруха. Но в людях нет единства. Нет стремления работать ради общего блага. Кругом махровый индивидуализм, эгоизм, стремление урвать более жирный кусок. То поколение было нищим. И видело вокруг такую же нищету. Уж в этом-то люди были равны.
По большому счету, новое поколение тоже растет в нищете. Но видит рядом шикарные коттеджи. Балом правят «владельцы заводов, газет, пароходов»... Тогда в людях было сильно духовное начало, в жизни было больше доброты. Сейчас - увы. Интересно, а как мы оценим свою жизнь через
пятьдесят лет?

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.