Осторожно: двигают стены
- Новости
- 25-01-2003
В начале 90-х годов вышел Закон «О приватизации», и мы получили право собственности на жилье. После чего у многих возник соблазн кардинально перестроить квартиру и создать из нее свой, ни на что не похожий райский уголок. Желание вполне естественное, поскольку квартиры городских домов похожи друг на друга, как братья-близнецы, и не всегда учитывают наши интересы и требования. Но, делая свое жилье более комфортным для себя, люди часто ущемляют интересы соседей.Несущая стена, например, не наша собственность, так как в квартире находится только ее часть. Пол, в свою очередь, является потолком для соседа снизу. Водопроводными трубами, канализацией, вентиляцией мы также пользуемся совместно с другими жильцами дома. Однако некоторые об этом забывают…
ОПАСНАЯ КВАРТИРА
В апреле 2000 г. хозяин квартиры № 21 дома по пер. Музыкальному решил сделать перепланировку. Обратиться в проектные организации и оформить все необходимые документы он почему-то не захотел: дешевле и проще оказалось нанять «дикую» бригаду. Строители демонтировали несущую стену с вентиляционными каналами, наружную стену лоджии, межкомнатные деревянные перегородки, заменили дерево на пеноблоки, на смежных стенах установили гипсокартон, на потолок и пол уложили песчано-цементный раствор по сетке «Рабица», а ванну и санузел перенесли в другую часть квартиры. Получилась не жилье – сказка. Возможно, хозяин понимал, что созданный шедевр не долговечен, поскольку дополнительная нагрузка на пол и потолок рано или поздно должна была отразиться на «здоровье» старого дома. И решил он свою квартиру продать. Тут-то и должна была «высветиться» незаконная перепланировка и повлечь за собой административное наказание и прочие хлопоты. Но ничего подобного не произошло. «Покупатель взял на себя обязательства сдать объект в эксплуатацию и понести ответственность за самовольную перепланировку квартиры, поэтому наше предприятие выдало документы для совершения сделки», - ответили нам в областном центре инвентаризации и оценки недвижимости. Вопреки всем законам и правилам новый хозяин квартиры получил все необходимые документы.
«Серьезные разрушения начались в декабре 2001 года, - рассказывает жительница дома Н. Полшкова. – В моей квартире изменилась конструкция полов, дверных блоков, на стенах образовались горизонтальные и вертикальные трещины. Мебельная «стенка» висит, словно в гамаке, опасаюсь пользоваться стиральной машинкой…». Жильцы дома не раз обращались в ТЖХ с просьбой разобраться в ситуации, но должной реакции не последовало. Потом были письма в МПО ЖКХ, инспекцию ГАСН, государственную жилищную инспекцию.
В апреле 2002 г. в дом пожаловала комиссия, в состав которой вошли представители различных служб города. Комиссию возглавил зам. генерального директора МПО ЖКХ А. Иванов. Специалисты убедились, что в квартире № 21 произошла перепланировка, потом обследовали две соседние квартиры и записали свои наблюдения в акте. Через месяц юристы администрации подали исковое заявление в Федеральный суд Ленинского района с целью понудить собственника вернуть помещение в прежнее состояние. Однако служители Фемиды решили, что этим вопросом должны заниматься мировые судьи. Те, в свою очередь, сослались на «федералов». Так до сих пор и не выяснили, кто должен вести этот процесс.
Читая ответы представителей различных служб, невольно сомневаешься в здравом смысле происходящего. Все говорят о проделанной работе и мерах воздействия, а воз и ныне там.
Очередная комиссия посетила дом № 10 в сентябре 2002 г. В ее состав вошли представители «Фундаментпроекта», «Орскгражданпроекта», жилищно-коммунального хозяйства. Специалисты обследовали квартиры и… удалились.
«Мы ничего не добились, - подвела итог общих стараний Надежда Терентьевна. – Все теперь ссылаются на заключение проектной организации, которая сделала вывод о том, что перепланировка квартиры на состояние дома не повлияла».
Неожиданный поворот событий, неправда ли? Специалисты комплексно-проектного технического отдела «Облкоммунпроекта» провели два визуальных обследования объекта, при этом умудрились сделать совершенно противоположные выводы. Что повлияло на решение специалистов? Время, погода?
Не помогло и обращение к губернатору. «Все улажено. Решить проблему поможет местная администрация», - изрек А. Чернышев и укатил в Оренбург. «Согласно полученному заключению выполненные усиления… не влияют на несущую способность конструкций здания. Этого же мнения придерживаются специалисты комитета архитектуры и градостроительства», - написал в своем ответе жильцам Ю. Черноусов. Помог…
ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ
Чтобы попытаться расставить акценты в этой непростой и крайне запутанной истории, мы решили получить комментарий специалистов различных служб.
«Новый владелец квартиры обратился к нам и сообщил, что приобрел квартиру в стадии реконструкции, - говорит инспектор архитектурно-строительного надзора С. Литвиненко. – Специалисты выехали на место и обнаружили деформацию конструкций, перегородок в квартире Полшковой. Вскоре владелец квартиры № 21 заказал проект усиления конструкций дома в КПТО, потом представил его в администрацию. Мы же направили проект на доработку.
Вопросами перепланировки жилья не занимаемся, на это есть собственник и государственная жилищная инспекция. На мой взгляд, пострадала только квартира Полшковой, остальные решили воспользоваться ситуацией. Надо было обращаться два года назад, когда и произошла перепланировка. Раньше мы могли выдавать предписания, привлекать к ответственности. Сейчас нет у инспекции таких полномочий. Единственный способ возместить нанесенный ущерб - обратиться в суд. Город не может выступить в роли истца, поскольку самому дому ущерб не нанесен. Советую обратиться в суд самой Полшковой. Если она выиграет процесс, то получит компенсацию».
Бесспорно, время упущено, но проблема остается. Квартира – это часть дома, а не отдельное целое, поэтому ущерб зданию все же нанесен. Тем более, что речь идет о повреждении несущих конструкций и вентиляции, что может привести к серьезным последствиям.
Согласно новым законам, реальные рычаги воздействия на самовольщиков есть у государственной жилищной инспекции, которая, кстати, находится в Оренбурге. Специалисты ГЖИ в Орске оказались «не в курсе», дескать, обращайтесь в соседний город, там разъяснят, что к чему. «Все начинается с администрации, собственника», - наставили нас на путь истинный. Из непродолжительной беседы удалось выяснить, что жалобы от горожан поступают регулярно, а все документы пересылаются в Оренбург. По словам Н. Полшковой, руководство ГЖИ ее и жильцов дома не беспокоило…
«Случаи незаконной перепланировки, увы, не редкость, - говорит заместитель генерального директора МПО ЖКХ А. Иванов. – За прошедший год только к нам поступили 17 жалоб. Раньше у администрации были рычаги влияния на самовольщиков. Собирались административные комиссии и принимали решение. Сейчас таких полномочий у комиссий нет, хотя жалобы продолжают поступать. К примеру, серьезный конфликт возник между застройщиками и жителями дома по ул. Строителей, 4. Строительство «Микроса» началось после того, как все жильцы дали согласие. Потом вдруг появились жалобы. Или бар «Корсар», что по проспекту Ленина. Хозяева решили сделать перепланировку и начали разрушать несущую стену здания. В настоящий момент работы приостановлены. Нередки случаи, когда состоятельные граждане покупают две квартиры и делают из них одну. Люди крушат стены, ни с кем не советуясь. Хотя без проекта ломать что-либо запрещено, независимо от того, несущая это конструкция или нет».
А НАМ ВСЕ РАВНО?
Юристы сходятся во мнении, что для собственников жилья новый КОАП принципиально ничего не меняет. Все необходимые механизмы существовали и раньше, просто нужны были более длительные процедуры, чтобы привести в порядок «самострой». Увеличился размер штрафов для граждан до 20-25 минимальных размеров оплаты труда, что тоже непринципиально. Поэтому для борьбы с этим «недугом» нужны законы местного значения.
К примеру, в Москве действует Закон «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы», в котором говорится, что любая перепланировка должна проводиться в соответствии с утвержденным проектом и быть одобрена во многих инстанциях. Для получения разрешения следует получить согласие не только контролирующих органов власти, но и соседей. Оформляется это специальным актом-соглашением, в котором предусматривается компенсация возможного ущерба. Получается, что если переговоры с соседями потерпели фиаско, от перепланировки надо отказываться.
У нас в городе даже нет положения о перепланировке и порядке оформления разрешений. Единственный документ, который регулирует эти процессы, – постановление администрации Оренбургской области. Чтобы осуществить перепланировку, необходимо «заявление, акт эксплуатационной организации о технической возможности и целесообразности перепланировки, проект на перепланировку, согласования со службами города». Только после этого должно выдаваться разрешение органа местного самоуправления. В Орске этот порядок не соблюдается. При таком отношении к проблеме удивляться росту самостроя не стоит.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024