Выпускники учебных заведений, в которых готовят педагогов, получили дипломы. Впереди вся жизнь. Как сделать правильный профессиональный выбор, куда устроиться? Задачи сложные, но вполне решаемые. Если сердце или разум подсказывают, что начинать работать нужно по специальности, то информация, которую мы подготовили, будет актуальной. Орским учреждениям образования ежегодно требуются специалисты. Ведь в устоявшихся коллективах неизбежно кто-то уходит на пенсию, кто-то переезжает. Молодым учителям здесь рады помочь со стартом.
В школе № 5 к первому сентября второй год подряд укомплектовывают пять первых классов. Малышей, которых родители приводят за знаниями, стало больше, кроме того, к учебному заведению присоединилась школа поселка Джанаталап. Такая тенденция. К новому учебному году требуется педагог.
Кабинет, в котором предстоит работать новому сотруднику, расположен на втором этаже здания. Начальному звену отдано целое крыло, чтобы и педагогам, и детям было удобно. В коридоре, где на время каникул затих звонкий смех, установлены шкафчики для верхней одежды. Учитель для учеников младших классов как вторая мама. Он должен встретить ребят утром и помочь раздеться, а потом собраться домой после уроков. И это лишь один пункт из большого перечня забот. Руководство к сотрудникам относится требовательно. И неспроста. Именно в начальной школе начинается долгий путь к аттестату.
В кабинете, где ждут нового педагога, сегодня практически все готово к встрече с ребятами. Здесь занимались второклассники. На шкафу стоят их поделки, так и притягивающие взгляд. Корреспондент «ОХ» любовался ими вместе с учителями, которые пока не в отпуске, и директором учебного заведения А. Альмагамбетовым.
Монитор компьютера на столе и большая плазменная панель накрыты тканью, пока их не используют. Новый специалист должен быть на ты с современной техникой. По словам директора, без этого никуда. Ведь в учебном процессе сегодня широко применяются презентации и прочий виртуальный наглядный материал. Кроме того, в этом году школа вновь вернется к ведению электронных дневников.
– Сотрудник, которого примем на работу, не случайно будет ориентирован не на самых маленьких, а именно на третий класс, – отмечает важный момент Алмас Тагимбаевич. – Даже после собеседования у нас нет полной картины, что это за специалист, насколько он квалифицирован. А детям, только пришедшим в школу, нужен все-таки наставник с опытом. В третьем классе ученический коллектив уже сложился, как и родительский актив. Новому человеку будет легче начинать работать именно в таких условиях.
«Был бы огонек в глазах!»
В школе № 5, по словам руководства, каких-то особенных требований к педагогам, которых принимают на работу, не предъявляют. Все, как и везде.
– Отсутствие опыта работы не проблема, – уверяет директор. – В городе хорошо отлажена система повышения квалификации и дополнительного обучения педагогов как в рабочее, так и в нерабочее время. Это курсовая подготовка, участие в городских семинарах, даже вебинарах на уровне России. Все это для того, чтобы набраться опыта. Ежегодно мы обучаем порядка 30 процентов педколлектива.
Идем дальше. Новоиспеченный педагог должен знать стандарты второго поколения. К слову, тем, что он знает или не знает (основные моменты), директор и заместитель по воспитательной работе интересуются еще на собеседовании. А кроме этого, стараются разглядеть огонек в глазах. Без него в педагогике ничего не получится.
– Бывали случаи, когда из-за его отсутствия людей на работу не принимали, – рассказывает директор. – А специалистов, которые приходят именно к детям, сразу видно.
Новеньким здесь принято помогать. В начальной школе трудится сплоченный коллектив, у большинства учителей опыт не менее 20 лет. В случае чего подскажут.
Бывает, что у молодого специалиста нет не только стажа, но и высшего образования. Но и это не проблема. Его можно получить заочно.
– Я предупреждаю человека при устройстве на работу, что она отнимает много времени, – делает акцент Алмас Тагимбаевич. – Работа с маленькими детьми в той или иной степени ведется практически круглосуточно. Большую часть времени занимает общение с родителями. Например, зимой в морозы учитель должен знать, где находится ребенок, пошел он в школу или нет, дошел ли до дома, и быть постоянно на связи с родителями. Кроме того, нужно быть в курсе жилищно-бытовых условий, атмосферы в семье. Молодой педагог должен понять, готов ли он ко всему этому.
Справка «ОХ»
В Управлении образования администрации сообщили о вакансиях, открытых в общеобразовательных учреждениях города. По данным на июнь, учителя требуются в 23 орские школы: преподаватели русского языка, начальных классов, математики, физики, английского языка, технологии, информатики, химии, физкультуры. Также есть необходимость в учителе-дефектологе.
Все в твоих руках
Специалистов, устраивающихся на работу, не может не интересовать вопрос заработной платы. Понятно, что вчерашним выпускникам на многое рассчитывать не приходится. Но и здесь есть варианты.
По тарифной сетке в первый год молодой специалист может получать в районе десяти тысяч рублей. Если есть высшее образование или идет процесс его получения, надбавка составит 30 процентов. Кроме того, учитываются нагрузка и число детей в классе.
– Новичкам я говорю, что в работу надо вникать сразу, времени на раскачку нет, – говорит директор. – Нацеливаю их на подготовку к аттестации на первую квалификационную категорию, это можно сделать через год-полтора. В итоге будет полагаться надбавка порядка 40 процентов от заработка.
Педагогов стараются всячески стимулировать. В образовательной организации есть 30-процентный фонд (от суммы фонда оплаты труда), который идет на это. Поощряется участие в олимпиадах, городских семинарах, а также в проектной деятельности. Это относительно новое направление работы сегодня все больше набирает обороты. Ребенок под руководством выбирает проблему, работает с ней, изучает с разных сторон, учится делать самостоятельные выводы, а значит, развивается. К слову, учителя начальных классов школы № 5 вместе с учащимися не раз выходили на региональный уровень с проектами, становились лауреатами конкурсов. Это ли не результат работы, который видят и родители, и директор? Вдвойне приятно, что он еще и оценивается прибавкой к зарплате.
Дадут 18 часов, еще и нагрузят внеурочно
В гимназии № 3 активно готовятся к новому учебному году. Ремонт идет и в кабинете технологии для мальчиков. Но косметическое обновление далеко не все, что необходимо к 1 сентября. Образовательному учреждению требуется педагог для 5 – 8 классов.
Сегодня открыта ставка на 18 часов в неделю.
– Хочется, чтобы пришел молодой специалист, – говорит С. Валикова, директор гимназии. – И небольшое количество часов не должно смущать. Мы готовы его нагрузить и другой работой, например внеурочной деятельностью по этому же направлению. Учащимся необходимо развивать творческие способности в области технологии. У детей есть интерес, они с удовольствием посещают занятия, мастерят своими руками.
Как уверили в учебном заведении, даже другая специализация не будет преградой для устройства на работу, вполне реально пройти переподготовку.
К слову, молодых специалистов в школе немало. Их здесь радушно принимают и стараются помочь во всем. Находятся даже варианты, как сделать стартовую зарплату выше. Так, учитель технологии за 18 часов работы в неделю может рассчитывать на 10 тысяч рублей плюс стимулирующую доплату в размере 20 процентов независимо от показателей работы. Кроме того, внеурочная деятельность, в которую специалист при желании может включиться, тоже оплачивается. А если педагог возьмет на себя классное руководство (это возможно, несмотря на то, что он учит только мальчиков), его ждет еще одно поощрение и похвала коллег. Ведь детям всегда интересно с молодым наставником.
Есть в рабочем графике и время для самосовершенствования. Вести уроки предстоит примерно по три часа в день. Остальное время можно тратить на повышение профессионализма – посещать научно-методический центр, уроки коллег из других школ.