Послезавтра исполнится 9 дней с момента гибели пассажиров рейса Москва – Орск 11 февраля. Страшная трагедия на самолете АН-148 унесла жизни 71 человека, которые летели в наш город. Горе настигло их родных, друзей, коллег. Всеобщую скорбь испытали орчане и жители всей страны. В течение дней траура с корреспондентами «ОХ» стали связываться родственники и знакомые погибших, чтобы сказать добрые слова в их память. И сегодня мы начинаем серию публикаций с рассказом о вкладе жертв катастрофы в развитие нашего города, их жизнях и судьбах.
Коллектив редакции «Орской хроники» выражает соболезнование всем, чьи родственники, друзья, знакомые погибли в страшной авиакатастрофе. Трудно поверить, что 71 человека уже нет на Земле, некоторые из которых были героями многочисленных публикаций.
Помним, скорбим!
Виктор и Зоя Анохины
– Директор рынка «Центральный» в Орске Виктор Сергеевич Анохин вместе с женой Зоей Михайловной что только не придумывали, чтобы торговая площадь была переполненной, – вспоминает внештатный корреспондент «ОХ» Т. Белозерова. – Тут «прописались» и развалы, и лавки, и китайская одежда, когда в магазинах было пусто. Сейчас на рынке открыли двери магазины «Светофор», «Магнит», «Пятерочка». А осенью прошлого года сюда привез продукты Каргалинский район Актюбинской области. У Виктора Сергеевича была задумка открыть на рынке казахский магазин и цех по переработке сельхозпродукции.
Недавно В. Анохин перенес инсульт. Выкарабкался.
– Весной 2017-го ему была сделана операция на сердце, – рассказывает друг семьи Светлана Сырова. – Операцию он перенес тяжело, ходил в корсете. Так и ездил на работу первое время, с клюшкой. Такой неугомонный, шумный, быстрый, громкий... Зою я знаю только в домашней обстановке, на кухне за чаем, в уютных креслах гостиной и наши долгие женские разговоры. У них прекрасная дочь, умный, талантливый внук, окончивший школу и МГИМО на отлично. Так получилось, что наш последний телефонный разговор с Зоей был в середине января, когда она проводила внука и его девушку в Москву. Еще осенью она мне рассказала о личных делах в столице и что им надо будет обязательно в феврале снова приехать туда…
Фото предоставлено Светланой Сыровой.
Антонина Козупица
Начальник отдела № 9 Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Антонина Ивановна Козупица навечно останется в памяти своих сотрудников.
Профессионализм и опыт, трудолюбие, творческий подход к делу Антонины Ивановны, уважительное и доброжелательное отношение к людям позволили ей внести огромный вклад в становление и развитие органов Федерального казначейства Оренбургской области. Заслуги Антонины Ивановны отмечены государственными и ведомственными наградами.
– Она была отзывчивым, хорошим товарищем, всегда приходила на помощь, пользовалась заслуженным авторитетом и уважением, – говорят о ней коллеги.
Антонина Ивановна летала к детям в Псков, а потом в Москву, откуда и возвращалась домой. У нее четверо внуков, и бабушка всегда старалась помочь детям. К горькому сожалению, тот рейс для нее, как и для других пассажиров, оказался последним.
– Она была замечательным человеком, – вспоминает родственница погибшей Юлия Александровна. – Таких, как она, сейчас очень редко встретишь: добрая, отзывчивая, на редкость умная, всегда умела найти нужные слова и поддержать. Женщина с большой буквы. Для нее самым главным в жизни была семья, которой она посвятила всю себя. Воспитала 2 замечательных сыновей, двух внучек и двух внуков.
Фото из Интернета.
Татьяна Синицына
Коренная орчанка. Внесла значительный вклад в социальное развитие города, проработав 16 лет в
строительной индустрии Орска. Занимала должность заместителя директора ООО ПКФ «Мастер-Сервис». Насчитываются десятки городских учреждений, где силами компании под ее руководством были выполнены строительные работы. Это детский дом, загс, Орский драмтеатр
имени А. Пушкина, школа № 6 и многие другие.
11 февраля Татьяна Синицына возвращалась из рабочей поездки на рейсе Москва – Орск... В Орске у нее остались пожилые родители, для которых, как и для взрослых дочерей, эта
трагедия стала настоящим ударом. С одной из дочерей, будучи в командировке, она в последний раз виделась в Москве.
– Мне доводилось общаться с этой замечательной, всегда улыбающейся женщиной с лучистыми глазами, – рассказывает руководитель информационно-рекламных проектов «ОХ» О. Матляева. – Это отзывчивый, приятный, искренний человек, который навсегда останется в сердцах своих коллег и многих орчан. Светлая ей память.
Фото предоставлено компанией «Мастер-Сервис».
Людмила Ковчуга
– Людмила Ковчуга, тогда Головина, моя подруга еще со школы, дружили много лет, – вспоминает Екатерина Горбачева. – Называли ее счастливой за множество веснушек. Она окончила отделение стоматологии и стала работать в клинике на улице Братской. Потом открыла собственную клинику «Вита-стом». У нее лечилось все население восточного Оренбуржья, она была добрым и отзывчивым человеком, классным специалистом.
От первого брака у нее родилась дочь Таранэ. Затем Людмила вышла замуж второй раз и родила дочку Юлю. Обе дочери пошли по маминым стопам и выбрали специальность врача-стоматолога. Юлия учится в Москве. Туда и уехала Людмила. Я перед отъездом напрашивалась к ней на прием, она, с насморком, отшутилась: «Подожди, пока вернусь, ничего твоему зубу не сделается». Когда я увидела список погибших, то сначала не могла поверить – год рождения еще не выставили. Позвонила нашему общему другу: «Не наша ли Людмила, уж больно все сходится?» Подождали и, когда появился год рождения, заревели: «Она!» Мужу Василию никто из нас не смог сказать о трагедии. Он сам узнал. С фотографией Людмилы пошел в храм.
Фото из Интернета.
Владимир и Александр Нормантовичи
Сотрудники «Орскнефтеоргсинтеза».
Дочь Владимира Андреевича и сестра Александра Анна пишет в «ОХ», что всегда ощущала поддержку отца.
– Благодаря папе я всегда интересовалась спортом, никогда не забуду совместные лыжные прогулки, ледовые баталии на стадионе. Мы с братом взрослели, пошли в школу, и здесь поддержка отца была неоценимой. Он успевал и работать, и уделять нам внимание. Всегда радовался нашим успехам, гордился нами. Моего брата, братика, потому что младшего, я навсегда запомню жизнелюбивым человеком. Когда учились в Москве, были друг для друга поддержкой, совместно преодолевали трудности жизни в большом городе. Дорогие мои папа и брат, я всегда буду помнить и любить вас! Как жаль, что нам пришлось так рано расстаться.
Как поделилась бабушка Ф. Сорокина, только в среду внук Саша заходил ее навестить, а в четверг они улетели. Саша всегда помогал, приносил продукты, тревожился о самочувствии. Из турпоездок привозил подарки, последний раз привез из Индии лекарство для ног. У Александра был острый ум, во многих вопросах проявлял мужскую твердость.
– До последних дней мне не выплакать слез... Скорблю и по его отцу. Это был хороший человек, любил своих детей, дал им образование, с уважением отзывался об их матери (своей бывшей жене), оказывал помощь мне, – вздохнула Фаина Ивановна.
Фото предоставлено Анной Нормантович.
Альфия Гаусс – Мы включили радио в машине и вдруг услышали страшное известие. Наступил шок. Как же так? Мама моя уехала на день рождения нашего внука, ее правнука. А 31 января мы отметили ее день рождения, ей исполнилось 72 года. Практически не болела, – рассказывает дочь погибшей Ирина Левченко.
– Когда увидела в списках погибших Альфию Гаусс, маму своей орской одноклассницы и подруги Ирины Левченко, ей позвонила, – рассказывает Наталья Соловьева из Анапы. – Она только ехала в аэропорт: «Наташа, некогда, я еду встречать маму». Как я ей могла сказать, что самолет разбился и в живых – никого...
8 лет назад похоронили главу семейства. Тогда бабушка сказала: вот и для меня местечко осталось рядом. И жизнь текла ровно, сын Ирины окончил Баумановский университет в столице, там и остался работать, бабушка часто и с удовольствием совершала авиаперелеты. Пока не случилась трагедия.
Я снова набрала ее номер телефона. Ирина повторяла и повторяла как заведенная: «Наташа. Я встречаю маму…»
Фото предоставлено
Натальей Соловьевой.
Марина Уразаева Главный бухгалтер поликлиники «ЦК».
– Добрый и светлый человек, – отзываются о ней коллеги.
Вот какое сообщение пришло к нам в редакцию.
– В 2001 – 2002 году Марина Владимировна преподавала у нас физику,– рассказывает Любовь Шафрикова. – Мы ее очень любили. Тогда для нас, подростков, она была человеком, на которого мы бы хотели быть похожими. Мне и моим одноклассникам очень жаль, что такая красивая молодая женщина ушла из жизни. Помним, скорбим.
Фото предоставлено Любовью Шафриковой.
Ирина Гришова Уроженка Орска, училась в школе № 88 в поселке Степном. Окончила железнодорожный вуз в Санкт-Петербурге. В последние годы вместе с семьей жила в Москве, где возглавляла отдел в Центре технического аудита ОАО «РЖД». В 2016 году была награждена знаком «Почетному железнодорожнику». Часто приезжала в Орск к тяжелобольной матери.
– В этот раз мы с мамой тоже договорились встретиться у бабушки в Орске, – рассказывает сын погибшей Константин. – Я выехал на поезде из Рязани, она вылетела самолетом. Это трагическое известие застало меня уже в пути… Мама очень любила всех нас, помогала и поддерживала в любых жизненных ситуациях. Мы всегда будем помнить ее бескорыстное стремление любить своих близких.
У Ирины Гришовой остался супруг Александр, два сына, пятеро внуков, сестра и мать.
Фото из семейного архива.
Евгений и Женя Ливановы – Евгения и его 12-летнего сына Женю знала около четырех лет, – рассказывает орчанка Эльвира Ковалева. – У Евгения была своя конюшня, куда я ходила заниматься со своим ребенком-инвалидом. Мы очень хорошо сдружились с его семьей, женой Татьяной. Они помогали не только нам, но и другим людям, более того, всех, кто ходил к ним заниматься, они сплотили в большой дружеский коллектив. Вместе с детьми мы плавали у них в бассейне, причем совершенно бесплатно. Евгений довольно часто интересовался, как себя чувствует ребенок, пытался давать советы. За неделю до трагедии он написал мне, что улетает в Питер. Обещал, что, как только приедет, позвонит… Когда по телевизору увидела информацию о крушении самолета и фамилию Ливановых, сначала не поняла, что это «наши Жени». Потом начала звонить ему на телефон. Он был недоступен… Трудно поверить, что этих замечательных людей больше нет с нами. Жена Евгения Татьяна осталась одна. Скорблю вместе со всеми.
– Отец был очень хорошим человеком, помогал многим людям, инвалидам, – рассказывает его старший сын от первого брака Николай Загидуллин. – Я служу в армии и случайно наткнулся на информацию, что разбился самолет. Значения этому не придал, а часа через полтора передо мной как будто встал образ отца. Я начал узнавать и увидел его в предварительном списке погибших. Про брата мне позже сообщили из Орска. Через сутки я уже был здесь. В голове не укладывается, что их больше нет.
Фото предоставлено Эльвирой Ковалевой.
Максим Назаров – Максим жил в Орске, а работал в Гае в компании «Рифар» инженером-программистом, – рассказывает сестра погибшего Анна Назарова. – В Москву летал в командировку. Возвращаться домой должен был в субботу, но заблудился в метро и опоздал на рейс на 10 минут. В тот день у его жены Кати был день рождения, поэтому он очень расстроился и переживал. «Катастрофа, я опоздал», – написал он мне в СМС. Звонил жене и просил прощения, потом взял билет на самолет на 11 число… В тот злополучный вечер я была вместе с бабушкой. Нам позвонила ее сестра и сказала про самолет. Затем был звонок от его жены, которая увидела информацию в Интернете.
– Максимкин самолет разбился... – в шоке проговорила она. Но мы до последнего не верили, что это так, надеялись, что он каким-то чудом выжил.
Бабушка, которая воспитала Максима с сестрой, до сих пор не может прийти в себя. Старший сын Сергей, по словам Анны, замкнулся в себе: мальчик, как чувствовал, не хотел отпускать отца в командировку, а младший сын Степан верит, что папа улетел в космос, но он обязательно вернется.
– Нам очень жаль, что потеряли такого человека, – говорит начальник ОМТС ЗАО «Рифар» Равиля Хромова. – Наш коллектив выражает искренние соболезнования супруге Екатерине, сыновьям, всем близким и родным. Скорбим и помним!
Фото предоставлено Анной Назаровой.
Екатерина Киселева Чтобы почтить память 31-летней Екатерины, в редакцию звонили ее подруги.
– Катя ездила в Москву к сестре в гости, – рассказали они. – Без нее остались бабушка, мама, муж, сын 10 лет.
Кто-то работал с Екатериной, бухгалтером по профессии, на орской макаронной фабрике, кто-то на механическом заводе. Запомнили ее красивой, доброй, отзывчивой, любящей природу, заботливой матерью (с сыном у нее были очень доверительные отношения), хорошим специалистом. Последние годы она работала вместе с мужем в строительной организации.
Фото из Интернета.
Варсик Севоян Супруга собственника мясоперерабатывающего предприятия «Лидер» Унана Мартояна была очень доброй, отзывчивой, жизнерадостной. Ее сын Арам учился в Англии, в Оксфорде, работает в Краснодаре в пивоваренной компании менеджером. Дочь Рипсиме живет в Санкт-Петербурге, в сентябре родила сына.
Варсик Сережаевна после Нового года отправилась в Краснодар к сыну, дочь приехала к ним, побыв вместе, она должна была вернуться в Орск. В Краснодаре задержали рейс из-за тумана. Прилетев в Москву, Варсик опоздала на самолет. Ей предлагали остаться, но женщина села на самолет Москва – Орск.
Фото предоставлено Тиграном Степаняном.
Фиргат Тулькубаев – Вместе с Фиргатом учились в ПЛ-23, – вспоминает бывший одногруппник Евгений Поляков. – Был веселым, спортивным парнем, занимался теннисом, волейболом. Очень жаль, что все так случилось…
– Несколько лет Фиргат работал в компании «Шар», а в мае 2017 года уехал в Мурманскую область, город Мончегорск, где устроился в Кольскую горно-металлургическую компанию, – рассказывает его сестра Рита Тулькубаева. – Летел домой ко мне и отцу. Это был его первый отпуск. Незадолго до этого в составе мончегорской команды занял второе место в городских соревнованиях по волейболу. 11 февраля написал мне СМС: «Все, вылетаю». Я ответила: «Хорошо». Но мое сообщение до него уже не дошло… Фиргат был безотказным парнем, всем помогал, был единственным кормильцем в семье, так как у отца сезонная работа, а я пока учусь в медколледже. У него было много планов, в том числе поступить в институт и купить автомобиль.
Фото предоставлено
Ритой Тулькубаевой.
Владимир Ремарчук 27-летний орчанин служил в дальней авиации в Воркуте, жил там с супругой, но, получив назначение в Рязань, решил в дни отпуска съездить в родной Орск к матери.
– Володя – мой единственный сын, он был опорой, надеждой и смыслом моей жизни, – рассказала его мама Татьяна. – Окончил нефтяной техникум, Институт национальной безопасности, служил в армии в разведке, учился в рязанском десантном училище, всегда стремился стать кадровым офицером…
Фото предоставлено
Татьяной Ремарчук.
Олег Курепов Окончил школу № 6, затем ЮУрГУ, где учился на архитектурно-строительном факультете. Переехал в Москву, где начал строить свою карьеру. Как рассказал брат погибшего Виталий, Олег работал в частной компании заместителем руководителя, был женат, воспитывал трех дочерей, младшей из которых 9 лет. В Орске живут отец и сестра Олега, мать умерла в прошлом году.
– Брат летел в Орск в гости проведать отца и поздравить сестру с днем рождения, – говорит Виталий. – Я должен был его встречать в орском аэропорту. Перед вылетом он прислал мне СМС: «Сижу в самолете. Встречай». Олег был очень добрым и отзывчивым человеком, всегда помогал родным и близким. Его дом был открыт для всех. Нам всем будет его не хватать.
По словам знакомой погибшего Натальи Тартыгиной, Олег очень любил дочерей,о которых мог рассказывать часами, и все свободное время проводил с семьей. Был душой компании, по натуре – балагур, очень жизнерадостный, хотел добиться большего, хотел жить…
Фото из Интернета.
Илья Ставский Илье 11 февраля исполнилось 33 года. Свой последний день рождения он встретил в воздухе… По информации портала E1.ru, Илья – сын директора Гайского ГОКа Геннадия Ставского, окончил Южно-Уральский госуниверситет в Челябинске и работал в УГМК. Оставив карьеру энергетика, Илья занялся изучением эзотерики.
Фото из Интернета.
Наталья Мещерякова 38-летняя женщина возвращалась домой в родной Орск в отпуск на две недели. У нее осталось трое детей – 20, 19 и 5 лет, маленький внук. Старшие дочери учатся в педагогическом колледже и не работают. Мать была их главной кормилицей.
Фото из Интернета.
Илья Полетаев Большие планы строил одиннадцатиклассник школы № 8. Он репетировал вальс к выпускному вечеру, ездил на олимпиады и мечтал поступить в столичный вуз. «Горе, потеря в семье невосполнимая. Он один ребенок в семье», – говорит классный руководитель Ильи Нина Степанова.
Фото из Интернета.
Ульяна Сон Родилась и выросла в Орске, занималась в театре эстрадной песни «Сириус», училась в школе № 38 и окончила ее с золотой медалью.
– Ульяна пела, танцевала, играла на нескольких музыкальных инструментах, писала стихи, – вспоминает директор школы № 38 Галина Холодова. – Ее любили все и обращались к ней за помощью. Она была очень неравнодушным человеком, никогда не проходила мимо чужой беды.
После окончания школы Ульяна переехала в Москву, окончила с отличием РГУНГ им. Губкина. Инженер по образованию, она всегда была очень творческой натурой. Главной страстью девушки был вокал. Незадолго до гибели она записала новую песню «Наркоз». Как сообщила на странице в социальной сети сама Ульяна: «В этом треке каждый найдет что-то свое».
Фото из Интернета.
Ольга Леонова 35-летняя Ольга Леонова летела из Москвы к маленькой дочке. Мама возвращалась с подарками: на днях у дочери день рождения. Чтобы обеспечить родных, Ольга уехала в Москву, где нашла перспективную и хорошо оплачиваемую работу. Близкие вспоминают молодую женщину как человека очень отзывчивого и ответственного. Самыми главными дня нее всегда были ее мама и дочь Аня.
Фото из Интернета.
Инна Радчук
Орчанка, по информации пресс-службы администрации города, в последнее время проживала в Санкт-Петербурге.
Всего лишь несколько минут полета.
Был длинным – стал коротким путь.
Что там, в горящем самолете?
Не знаем. И не в этом суть.
Но юноши, но женщины, но дети,
Мужчины с сединою на висках…
Какими были люди эти,
Что пережили близкой смерти страх?
Быть может,
кто-то вслух заплакал громко.
Быть может, даже храбрый закричал…
Прижала крепко мать к груди ребенка…
А кто-то ручку кресла сжал.
Быть может, кто-то помолился Богу
И бросил к небесам последний взгляд…
Им оставалось жить совсем немного.
И им не важно, кто был виноват.
Их не вернуть. Оттуда – не приходят.
Живым остались слезы, боль сердец.
Куда, куда любимые уходят?
И смерть – конец иль вовсе не конец?
Так пусть живые помнят эти строки.
Пусть знают: жизнь так коротка.
Случайности, болезни, катастрофы…
И снова смерти жесткая рука.
Душа, душа, где после смерти будешь?
Что ближе – светлый рай
иль темный ад?
Молитесь Господу при жизни, люди,
Чтоб бросить к небесам
последний взгляд.
Олег Егармин (Орск).