Учителя - исследователи
- Общество
- 22-03-2003
На последнем заседании горсовета утверждено положение о муниципальной экспериментальной площадке (МЭП). Этот документ разработан на основе соответствующего положения Министерства образования РФ. Что же представляет собой МЭП, и как это новшество внедряется в нашем городе?МЭП – образовательное учреждение, признанное базой для экспериментальной реализации социокультурной образовательной инициативы. Наш город давно испытывает потребность в принятии такого документа. Он необходим для того, чтобы упорядочить экспериментальную работу в образовательных учреждениях. Ведь в Орске уже на протяжении нескольких лет ведется педагогическое исследование в гимназиях № 1, 2 и школах № 21, 23 под руководством преподавателей и ученых ОГТИ.
Темы исследования были выбраны с учетом накопленного педколлективами опыта инновационной работы, а также задач развивающего обучения. Предметом исследования стали: методологическая культура учащихся (гимназия № 1), мышление (гимназия № 2), общеучебные умения (школа № 23), готовность к продолжению образования (школа № 21). Темы эксперимента зарегистрированы во Всероссийском научно-техническом информационном центре.
В перечисленных учреждениях 129 учителей-исследователей. Они занимаются разработкой и освоением педагогических технологий, результаты публикуют в методических сборниках. За последние 4 года учителя инновационных учебных заведений приняли участие в 7 научно-практических конференциях городского, областного и всероссийского уровней. Опубликованы 152 работы.
В результате этой деятельности развиваются профессионализм учителя, его диагностические и исследовательские навыки, например, умения определить цель эксперимента, поставить задачи, осуществить сбор и обработку материала, проанализировать результаты эксперимента, подготовить научный отчет. Неслучайно в этих учреждениях растет количество учителей высшей и первой категорий. В гимназиях № 1, 2 – более 70 процентов, в школах № 21 и 23 – 49 и 37 процентов.
Анализ показывает, что исследовательская деятельность положительно влияет на образовательный процесс. Воспитанники этих школ лучше учатся, занимают призовые места в городских и областных олимпиадах, имеют более высокие результаты участия в ЕГЭ. Растет качество обучения. В городских олимпиадах текущего учебного года эти школы занимают первые 4 места в общекомандном зачете. От 83 до 91 процента выпускников поступили в различные вузы страны. Повсеместно происходит постоянный рост показателей уровня интеллектуального развития детей. Учителя и психологи регулярно проводят мониторинг, фиксируют изменения в развитии психологических процессов школьников.
Есть еще один важный аспект. Учитель-исследователь может подготовить ученика-исследователя. Во всех инновационных учреждениях осуществляется развитие исследовательских умений учащихся в рамках школьных научных обществ. Ребята не только знакомятся с методами научного познания (теоретический анализ, наблюдение, эксперимент), но и применяют их на практике. Приобретенный опыт научного творчества, безусловно, обогащает процесс обучения и позволяет добиться более высоких результатов. Об этом свидетельствуют итоги первой городской научно-практической конференции учащихся школ – членов ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», состоявшейся недавно на базе школы № 43. Из 15 призовых мест 10 заняли инновационные учреждения – гимназии № 1, 2 и школы № 21, 23.
Большую роль в этом важном деле играют научные руководители: В. Земцова, доктор педагогических наук профессор ОГТИ и Т. Уткина, кандидат педагогических наук доцент ОГТИ. Они проводят научное консультирование учителей-исследователей, участвуют в проведении ежегодных итоговых внутришкольных конференций, осуществляют редактирование материалов, подготовленных к публикации.
Статус федеральной экспериментальной площадки с 1997 года имеет школа № 32. В марте 2001 года она подтвердила свой статус. Педколлектив исследует проблему «Модернизация школы: создание условий для формирования творческой, саморазвивающейся личности». Эта работа проводится в рамках межрегиональной экспериментальной площадки «Технология саморазвития личности», в которую школа № 32 вошла в 2000 году по договору о научно-производственном сотрудничестве. Здесь целенаправленно реализуют технологию Г. Селевко по саморазвитию личности школьника. С этой целью введены уроки самосовершенствования в 5–11 классах. А в начальных классах вводится этика, действует «Школа в школе» (система кружков и клубов), которая заняла первое место в городском фестивале «Школьная весна». Творческое пространство школы составляют: кружок оригами, школа танцев, аэробика, хореография, театр оперы, актер-клуб, изостудия «Радуга», тур-клуб, журналист-клуб, Толкиен-клуб, Ералаш-клуб и другие. Все это помогает удовлетворить потребности саморазвития, осознать необходимость в работе над собой.
В федеральном эксперименте по переходу на 12-летнее обучение участвуют педколлективы школ № 4 и 52. 38 учителей апробируют новые учебники в экспериментальных классах, осуществляют переход на профильное обучение. Экспериментальная работа, к сожалению, никаким образом не оплачивается.
На базе школ № 8, 15 возрождается кадетское образование.
Словом, успешно трудится много творческих педколлективов школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования. Они могут пройти экспертизу и получить статус муниципальной экспериментальной площадки. Утвержденный депутатами документ будет способствовать развитию общего среднего образования, окажет поддержку инновационному движению в нашем городе.
Ф. ГОРОХОВА,
главный специалист управления образования.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024