РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Школа выживания

Неходовой товар

Н. Некрасов в XIX веке писал о мечте, когда «...Белинского и Гоголя с базара понесут». Прошло, видать, то время, когда книги были в цене. А какие баталии разгорались в коллективах, когда там разыгрывались два-три подписных издания! 

Тогда, до компьютеров, книги были в моде. Престижным был интерьер – «стенка» с подписными изданиями. Интернет опрокинул представления о моде. Сейчас любое произведение можно прочитать в сети. Но, что удивительно, книги не стали дешевыми. Классика по-прежнему дорогая. Многие отдали собрания сочинений в библиотеки, теперь в этих учреждениях на специальных столах горы книг – бесплатно для читателей. А кто-то пытается продать неходовой нынче товар. 

Наталья Николаевна Михайлова работала администратором в ДС «Юбилейный». А пенсия небольшая. Выносит на рынок книги. Классику. Любители читать возьмут у нее по дешевке и фантастику, и детективы, и романы. А ей все копеечка к пенсии. Есть дети, внуки, хочется им немного помочь. А заодно с книгами выкладывает новые вещи – вдруг купят? Главное – общение на этом мини-рынке. Друг друга все тут знают по имени, житейские истории на слуху.


Деревце из бисера принесет удачу

Возле прилавка Надежды Сергеевны Орловой толпится народ. Просто загляденье – миниатюрные березы, тополя, сакура, сказочные деревца из бисера и пайеток. 

– Покупаю бисер, листочки, нанизываю на проволоку. Узоры сама выдумываю. Кропотливая работа. Продаю изделие за сто рублей, хороший подарок к празднику. Главное – дешевый. Это еще по прошлогодним ценам отдаю, а сейчас материалы подорожали, – рассказывает Надежда Сергеевна. 

Она работала на мясокомбинате в консервном цехе, а сейчас оператор в котельной. Пенсия – чуть больше десяти тысяч рублей, а надо детям помочь, которые взвалили на себя кредит, двум внукам. Сначала вязала носки и варежки, потом перешла на изготовление мочалок. А теперь бисером занялась. 

– К праздникам заказов немало, знакомые покупают на полторы тысячи рублей ярких и необычных подарков. Потом бум стихает, а я опять покупаю бисер и снова сажусь за тонкую работу. Часов шесть – и готово деревце удачи.


У печей горячо!

Лидия Ивановна Петрова заработала горячий стаж – была термистом у печей на механическом заводе. В 45 лет – заслуженная пенсия. Но дальше работать отказалась: попробуйте-ка пожариться у промышленных печей! Свой дом, хозяйство, муж, дети. А потом и внуки. 

– У меня две дочери и сын. А внуки – пацаны. Когда приболеют, ухаживаю за ними. Мужа уже нет. Хозяйства тоже не держу. Свободное время выдалось – вяжу прихватки, носки. Для знакомых и родных в основном. Но перед праздником решила наготовить ярких изделий. Вышла на рынок. Сказать, что вязание и другое рукоделие приносит прибыль, нельзя. Но к пенсии прибавка – уже радостно на душе. Надо и детям, и внукам подарки сделать, – говорит Лидия Ивановна. 

Пенсия у нее, как считают товарки на рынке, нормальная. Аж 14 тысяч рублей. 

 – Все-таки не такая, как у меня, – вступает в разговор бывшая медсестра, отработавшая более 40 лет, а получающая семь с небольшим тысяч рублей.

Как жить? 

– Дети помогают. Но мне их тоже хочется радовать. Так что без дела не сижу. Вожусь с нитками, спицами, крючком. И так радостно бывает, что вещь, на которую потратила столько времени, удалась! И ее обязательно купят. Такую красотищу-то!


«Боль моя, ты покинь меня»

Анне Гурьяновне Демякиной – 84 года, она прихожанка храма в Степном. Переехала в Орск, вышла здесь замуж, родила трех сыновей. Работала на комбинате «Южуралникель» в охране, потом стрелочницей на железнодорожных путях около Степного, а свободными ночами вязала. 

Старший сын умер еще маленьким. Учился на отлично, не захотел писать контрольную для одного товарища, тот подставил подножку в спортивном зале. Мальчишка сильно ударился о батарею, разбил голову. Заболел, попал к психиатрам, потом умер. При воспоминании об этом слезы у матери сами наворачиваются. 

 – Как-то наказали обидчика? – спрашиваю.

 – Сам себя наказал, вздернулся на веревке. 

А другой сын сильно переживал по этому поводу, все время корил себя, что не уберег брата, в 33 года ушел из жизни. Третий сын, Сергей, взял и объявил:

 – Когда тебе, мама, исполнится 80, а мне – 55, увидишь, что со мной произойдет.

И ровно в 55 умер от инсульта. У него остались две дочери, которые живут в Новотроицке, и пять внуков. Тяжело Анне Гурьяновне стало содержать свой дом с огородом, внучки посоветовали переехать в отдельную квартиру со всеми удобствами. Продавала свой дом долго. Наконец покупатели нашлись. На вырученные деньги приобрела маленькую квартиру в Степном, а остатки раздала внучкам.

– Мне для них ничего не жалко, – признается она. – Отдала все ценное: часы, мобильники. Купила стиральную машину. Они приезжают, забирают грязное белье, а привозят чистое. Пенсии хватает, делюсь с ними. 

Часто посещаю храм. Кто еще поможет в горе? Только Бог. Прошу одного: чтобы ноги ходили и глаза видели.


«Если бы не «катастройка»

Марии Павловне далеко за семьдесят, но она работает в павильоне рынка «Авангард», а за товарами ездит дочь. 

 – Я 35 лет жила счастливо при советской власти, работала экономистом в магазине «Океан» Актюбинска. Но пришла «катастройка». Муж умер от разрыва сердца, не мог видеть творящийся беспредел. Нам пришлось покинуть бывшую союзную республику, потому что вышел строгий указ всю документацию вести на казахском языке. В Орске сняли одну квартиру на всех: меня, дочь, двух внуков. Привезли из Актюбинска целый «КамАЗ» с вещами – ограбили, ничего не оставили. Внучка поступила в вуз, училась отлично и просила: «Бабушка, дари мне золото, наши студенты вон какие деньги отдают репетиторам, а я все сама, возмещай». И она ходила в золоте, как елочка в игрушках. Но воры влезли в форточку и вытащили все. Работу она найти не могла, решила уехать в Москву. Но столица не всех принимает, кому как повезет. Звонит: «Бабушка, пришли деньги на билет в Орск». Так и вернулась. Я горжусь своими внуками. Младшему – 19 лет, он учится в хоккейной школе олимпийского резерва в областном центре. Не шатается праздно по улицам, не сидит возле подъездов. Серьезный парень. Пенсия у меня приличная, но надо работать, чтобы внукам помочь. Люблю огород, летом после работы бегу туда, отдыхаю. Заготавливаю немало банок варенья, солений, компотов и сухофрукты. Это помогает выживать, – говорит она.


Материалы подготовили слушатели школы «Репортер» Анастасия Сущинская, Мария Кузина, Михаил Федоренко

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.