Стакан молока
- Общество
- 18-07-2018
Литровые бутылки и бумажные разноцветные пакетики орского молока. Эх, сейчас бы стаканчик того, что моментально прокисало, и мы кривились: что за нежность такая, небось технологию разлива напутали. А ничего не путали, оно было натуральным.
Бутылки надоедало мыть, от горячей воды они мутнели, и лучше было это делать холодной. Забыл вымыть – крошишь туда кусочки бумаги – и ершиком, ершиком. Немало пунктов по приему посуды работало. В восьмидесятых годах директор Прянишников увещевал: экологичней тары, чем стеклянная бутылка, не сыскать. Гормолзавод того времени прекрасно справлялся с поставками для города и востока области. Молоко нескольких сортов, творог и сырки, кефир и масло расходились быстро, не только вкусными, но и дешевыми были. Уже тогда завод делал изумительные творожные сырки в шоколаде, как эскимо. Было и свое мороженое. Постоянно писали о производстве, расширяющемся ассортименте.
– Продукция особая, быстропортящаяся: чуть не успели переработать, считай, свежего молока горожанин не получит, – рассказывал директор.
Рано везли в Орск фляги с утренним надоем. Совхозы «Заречный», «Строитель», поселки Репино, Чапаевка, Кумак – короче, на востоке области повсюду были богатые фермы. Тучные стада, откормленные на зеленых лугах, – эдакая буколическая картинка-пейзаж доперестроечной страны. Город рос, население увеличивалось, молока требовалось больше и больше. Молодые мамаши пользовались услугами специальных кухонь для детей, где готовили особенные нежные творожки, специальное молоко. Не то что сегодняшний порошок «Нан». Как было удобно им получать необходимое питание. Эти кухни выкормили не одну тысячу орских ребятишек.
Каждое утро горкомовская летучка начиналась с вопросов молока и хлеба. Какой совхоз сегодня не довез молоко? Сколько тонн хлеба получат орчане, из какой муки? Жители города брали в командировки свой хлеб, он, изготовленный из натуральных ингредиентов, закваской из хмеля, не черствел и не крошился по нескольку дней. Они угощали жителей других городов, и все находили отменным вкус орского хлеба.
На гормолзаводе работать было нелегко. Помню Надежду. Одетая в рабочую одежду, сверху – тяжелый непромокаемый фартук, резиновые сапоги на ногах, потому что по полу обильно текла остужающая технологическую цепочку вода.
– Попробуй поворочай фляги! Утренняя смена начинается рано, встречаем продукцию, лаборанты проверяют качество молока, его сразу отдаем на пастеризацию, заквашиваем в громадных ваннах на творог, кефир, простоквашу, – рассказывала она.
Как-то организовали рейд от совхозной фермы до гормолзавода. Стояли под кукурузой высотой в два с лишним метра директор совхоза Ухов и бригадир-картофелевод герой труда Нуянзин. Разговариваем о том, как идет заготовка кормов.
– Царица полей пойдет на силос, богатый в этом году урожай картофеля сначала отправится в совхозную столовую. Потом обеспечим пенсионеров, забросим мешка по три в каждый двор. Мелкая для скота пойдет и свинокомплекса. Сено скосим – тоже с людьми поделимся и для стада оставим на зиму, – говорил директор.
Господи, кому мешал такой социализм? Фермы теплые, с автоматическим навозоудалением. Стадо элитное. Молока, может быть, дают чуть меньше, зато по жирности превосходят.
Чапаевка – удивительное селение. В каждом доме, кстати, добротном, каменном, с громадными комнатами, обязательно угостят традиционным вареньем, вкуснее которого нигде нет, из ежевики, обильно растущей по берегам Урала, только успевай собирать. Ежевика идет в пироги, сушится, закатывается в банки компотами, ребята с чернильными зубами тоже примета Чапаевки. А еще стоит в селе памятник, куда население приходит в майские праздники. В честь курсантов, разбившихся здесь во время войны, когда они совершали учебный полет. А в 1942 году во время сильного наводнения именно молодые курсанты-летчики спасли село, снимали людей с крыш домов, отвозили в казармы, теснились, чтобы пережить трагедию. Горевали всем селом, когда парни разбились. Жил художник, который сделал макет памятника, собрали всем миром деньги, и до сих пор несут к нему немудреные полевые цветы.
Фляги грузятся на грузовик. Час – и мы на заводе. Пошло молоко по трубам. Менялись директора на гормолзаводе, оборудование старело... Пока не стало понятно: не выдюжить. Сегодня мы пьем молоко оренбургское, новотроицкое, ириклинское, башкирское, но основной поставщик – далекая, за сотни километров, Ташла. Не будет оно дешевым: транспортные расходы раздувают цену. Может быть, найдется смельчак, который возродит орское молоко? Сегодня сырья полно в пригородах Орска и на востоке области. Но сколько стоит нынче построить завод и закупить оборудование? Такие миллионы, что поневоле махнешь рукой и согласишься на Ташлу.
Дорогие читатели!
Откликнетесь те, чьи предприятия исчезли с лица земли орской. Хотелось бы узнать историю горпищекомбината, такого мощного, прибыльного хозяйства, газзавода. Славился Орск пивом, ликеро-водочным производством, карамелью. Все меньше остается тех, кто помнит.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024