Первая поликлиника пошла по пути «бережливости»

В Орске приступили к реализации пилотного проекта создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Идея получила название «Бережливая поликлиника», она должна беречь не только пациентов, но и врачей. Цель проекта, по сути, благая – повысить доступность первичной помощи и облегчить работу медиков. Остается только поверить реформаторам из Минздрава, что так оно и будет. 


Одной из первых в нашем городе в проекте стала участвовать поликлиника горбольницы № 3. Здесь уже начался ремонт регистратуры на первом этаже. 

Это одно из очевидных преобразований, которое не могли не заметить пациенты. Организация рабочих мест будет обеспечивать безопасность и комфорт сотрудников и посетителей. Любое неудобство – вплоть до нерациональной установки мебели – намерены устранить. Остальные инструменты «бережливой» медицины на первый взгляд не так видны, но они подразумевают, что больной будет доволен услугами, которые станут доступными и эффективными. 

 – В результате введения проекта сократится время ожидания пациентом медицинской помощи, – отмечает в ответ на запрос «ОХ» главный врач горбольницы № 3      А. Захаров. – Повысится удовлетворенность пациентов качеством и сроками ее получения.

Как положительные итоги Андрей Александрович называет обеспечение сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и медсестрами, а также распределения функций персонала внутри отдельных структурных подразделений, например регистратуры, клинической лаборатории. Бумажно-секретарскую нагрузку на врачей тоже планируют оптимизировать, устранить дублирование и избыточный ручной труд при вводе информации в систему. То есть врач не будет вести бумажный вариант карточки.

– Процесс идет постепенно, – подчеркивает заведующая поликлиникой ГБ № 3 О. Мукатаева. – Появятся не только электронные больничные и карты, но и электронные рецепты. Разберутся ли в них пожилые пациенты? В этом нет необходимости – им нужно будет просто прийти в аптеку с паспортом, фармацевт выдаст лекарства без лишних слов. 

Проект предполагает и формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения. Кто-то просто пришел за справкой, кто-то – на профилактическую диспансеризацию, кто-то заболел…

 – Пациентов придется во многом убеждать, – говорит Ольга Амановна. – Например, не приходить на прием заранее. Достаточно появиться у кабинета за 10 минут до назначенного времени. Только вместе мы сможем ликвидировать очереди. 

Проект нацелен на то, чтобы устранить все «потери»: ожидание, лишние отчетные и учетные документы, дополнительные хождения, брак… Персонал также научат работать по-новому: быстро выявлять и устранять проблемы, быть вежливыми, тактичными, улыбаться. 

Ничего, по сути, революционного в создании «Бережливой поликлиники» нет, только подчеркнуто очевидное. Это ежедневная работа. Тем не менее медики предполагают, что не все злободневные задачи решаются лишь методами грамотного делопроизводства.

– Среди таких проблем – дисбаланс в обеспечении медицинскими кадрами, дефицит врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, – продолжает А. Захаров. – Это и недостаточное финансирование медицинских организаций, уровень заработной платы персонала, взаимоотношения с системой оказания платных медицинских услуг, обучение медперсонала IT-навыкам, а также психологические особенности поведения посетителей. 

В каждой больнице, которая пойдет по пути «бережливости», будут применяться свои методы. Что касается поликлиники горбольницы               № 3, то здесь проект предусматривает создание открытой регистратуры с зоной комфортного ожидания для пациентов, отдельного картохранилища, планируется создание специального колл-центра для получения и обработки звонков. На базе учреждения оптимизируют процесс забора крови, уменьшат очереди, улучшат процесс диспансеризации, прохождения флюорографии, сократят срок ожидания до минимума, ликвидируют очереди. 

 – Работы проводятся по графику, рассчитаны до конца 2018 года, – подчеркнул А. Захаров. – Новая регистратура откроется уже 8 августа.

«Тайный пациент» прошелся по больнице
«ОХ» не удовлетворилась только письменным ответом на запрос, и наш корреспондент отправился в независимый рейд по нескольким поликлиникам как «тайный пациент». Мы оценивали, конечно, не весь лечебный процесс, а внешнюю атрибутику «бережливости». 
Поликлиника ГБ № 3 на улице Пацаева встретила нас новым пандусом для колясочников. На входе – полукруглый столик, который модно называть «ресепшном», и охранник. Больше человека в форме мы не встретили ни в одной больнице. Обилие справочной информации помогает сориентироваться тому, кто пришел сюда впервые. Здесь стенды с расписанием и фамилиями терапевтов и узких специалистов, а также удобный указатель расположения кабинетов по этажам. Ремонтные работы развернулись чуть дальше. Это и будет «бережливая» регистратура. Не та, к которой все привыкли – с узким окошком, в которое надо просовывать свой нос, паспорт и полис, а для открытого общения. Стенды с карточками переехали в другое место.
Проходим на второй этаж. Здесь столик регистратора и комната временной регистратуры. Специалисты привыкают работать в открытом доступе за столами. Дальше на этажах кабинеты. Народу предостаточно, хотя и лето. Пациенты всех возрастов. На третьем этаже проводят диспансеризацию. Для разделения потоков здоровых и больных этажи разграничены уже несколько лет. Никаких возмущений не слышно, все чинно ожидают приема. Шум и гам только у окошка выдачи результатов флюорографии. 
Возвращаемся на первый этаж. Уже на выходе обращаем внимание на необычный рукописный плакат. Видимо, это книга жалоб и предложений увеличенного формата. Читаем записи: «Просим сделать удостоверения для участковых медсестер», «Поставьте кондиционер хотя бы на южную сторону». Это, видимо, послания от сотрудников. А вот пишут пациенты: «Спасибо заведующей, на просьбы отзывается», «Нужен грамотный кардиолог», «В регистратуре плохое обслуживание…», «Процедурный кабинет лучше всех», «Врач-стоматолог Зазулин – супер, настоящий профессионал. Спасибо!» Здесь и гневные отзывы, и благодарности… Все на виду. 
Когда уже уходим из поликлиники, с удивлением обнаруживаем буфет с булочками. Можно подкрепиться.

Больные – у грядок
В поликлинику горбольницы № 4 в роли «тайного пациента» отправляемся ровно в 8 утра. В регистратуре, что удивительно, свободно. Максимум 3 человека. Наверное, все уже на приеме. Действительно, на этажах народ. Но немного. Видимо, сказывается огородный сезон. Летом постоянные пациенты поправляют свое здоровье на грядках. 
Информационных стендов и даже листовок предостаточно. Объявление приглашает на диспансеризацию. Здесь можно почерпнуть информацию о дне здоровья, который проводится каждую третью субботу месяца. Работают УЗИ, лаборатория, маммография, флюорография. 
Ремонт довольно свежий. Ни одного гневного слова и возмущения от ожидающих пациентов мы не услышали.


Свободно и комфортно
Отправляемся в поликлинику горбольницы № 1, что на Никеле. Это большое пятиэтажное здание, но практически полупустое. Такое, по крайней мере, создается впечатление. Зато прикрепленным пациентам здесь свободно и комфортно. У регистратуры всего один посетитель. Ему благожелательно отвечают на все вопросы. Справочная информация – на стендах, здесь же висит телевизор. Видимо, для показа социальных роликов. Есть и «старинные» информационные плакаты, выполненные еще ручным способом. Здесь упоминается проект «Здоровье» и все его завоевания начала двухтысячных. На выходе пандуса нет, хотя ступеньки довольно высокие. Зато работает аптечный пункт от областного склада. 
Медики говорят, что изначально ГБ № 1 вступила в проект «Бережливая поликлиника», а потом плавно отошла от него. Напоминают о нем указатели этажей, нарисованные на полу у лифта. Это уже в поликлинике на ОЗТП. 

Без ремонта, но не в обиде
Наконец мы побывали в переулке Синчука, в бывшей МСЧ завода синтезспирта, теперь она тоже поликлиника горбольницы № 1. 
Это одно из самых древних зданий, вызывающее воспоминания о советской медицине. Все здесь напоминает о бывшем главном враче В. Голоядове, уже ушедшем из жизни. Пациенты и коллеги помнят и уважают Виктора Григорьевича. 
Здесь мы тоже увидели рукописные советские плакаты 70-х годов. Но есть и современная агитация. 
Поликлиника, повторим, старая, но популярность у нее феноменальная. В коридорах масса народа. Только попробуй этим пациентам, сроднившимся с терапевтами и самим зданием, предложить переезд на Никель! Возмущений будет море. Атмосфера «бережливости» здесь особая, теплая. Но и ремонт точно не помешает.
Комментарии