Комсомольский локомотив. Железнодорожники славились трудовыми и общественными победами
- Общество
- 03-08-2018
1 августа 2018 года исполнилось 25 лет со дня, когда при исполнении служебных обязанностей погиб В. Поляничко. Этот мужественный человек перенес пять покушений. Последнее стало роковым. Сегодня имя В. Поляничко носят школы, парки и улицы в разных городах России. Орский Союз молодежи вместе с ветеранами комсомола в преддверии столетия ВЛКСМ продолжает традиции, заложенные В. Поляничко. В рамках проекта «Времен связующая нить» выходит очередная страница к предстоящему юбилею, она посвящена ветеранам комсомола, трудившимся на железной дороге.
А. Скилова, координатор проекта «Времен связующая нить».
5 августа профессиональный праздник отметят железнодорожники. Самоотверженная любовь к своему делу и высокая дисциплина всегда отличали специалистов этой сферы. Издавна на железной дороге трудились целые династии. Деятельность комсомольских организаций гремела на весь город. Железнодорожник того времени был настоящим локомотивом, ведущим комсомол к победам.
Важная связь
В музее железнодорожников состоялась встреча ветеранов комсомола, которые трудились в отрасли в разные годы. Казалось, это одна семья. Яркие воспоминания переплетались и складывались в рассказ о той эпохе. Красной нитью через повествование прошел комсомол.
Первым о своей комсомольской юности рассказал председатель Орского территориального совета ветеранов Оренбургского региона ЮУЖД А. Новокщенов. Он прошел трудовой путь от тракториста до руководителя. Анатолий Павлович тепло вспоминает каждую ступеньку профессиональной лестницы. Подъем по ней начинался с комсомольской работы.
– На собрании в локомотивном депо приняли в партию, стал молодым коммунистом. Потом избрали секретарем комсомольской организации ремонтных цехов локомотивного депо станции Орск, – вспоминает Анатолий Павлович.
Он ответственно собирал взносы и участвовал во всех начинаниях своих подопечных, которых было больше 30.
– Жили весело, собирались часто. Самыми активными были девушки из лаборатории. Ставили задачи и решали их. Субботники, демонстрации с плакатами не обходились без нашего участия, – добавил он.
Эстафету воспоминаний приняла комсомолка А. Бузаева. Она трудилась в ШЧ-17 (шнуровая часть). В 1972 году девушка попала в актив комсомольской организации, а затем стала секретарем.
– Наша организация была на хорошем счету, – отметила Алла Александровна. – Принимали участие во всех субботниках – к профсоюзным датам, партийным съездам, Дню железнодорожника. Всегда откликались. Участвовали и в больших делах. Помню, нужно было провести связь в поселок Лесоторговый. Мы взялись за работу. Копали канавы, прокладывали кабели – все сделали.
В апреле 1975 года лучших комсомольцев Оренбургской области направили в Москву, где им предоставили почетную возможность сфотографироваться у Знамени Победы в честь 30-летия окончания Великой Отечественной войны. Алла Александровна была в их числе, чем до сих пор очень гордится.
– После этого я ощутила еще большую ответственность за свое дело, – признается она.
Еще один ветеран комсомола – А. Соколов – рассказал о начале работы на Орской дистанции пути, о том, как его назначили секретарем комитета комсомола железнодорожного узла, а затем поставили вести курсы подготовки к армии при локомотивном депо. В комсомольской юности ему довелось познакомиться с множеством людей на турбазах, куда организованно выезжали отдыхать на праздники, а также в Домах культуры. Веселье весельем, а были у молодежи и серьезные дела. Например, работа в секторе учета. В комсомольских организациях числились выбывшие члены. Чтобы не было путаницы с фиксацией взносов, людей приходилось разыскивать по всему Союзу.
Дисциплина – их конек
Ветеран комсомола С. Плетнев рассказал, как после армии он устроился в энергоучасток Орского отделения ЮУЖД. Совмещал учебу и работу. После третьего курса его приняли в партию и дали поручение возглавить узловой комитет комсомола. Все комсомольские железнодорожные организации оказались в его подчинении.
– Мы размещались в старом здании напротив локомотивного депо. Первым делом нужно было найти новое место. Мы нуждались в нем – картотека была большая, постоянно приходили люди, – рассказал он. – Как раз в то время создавались комсомольско-молодежные бригады, проводились соревнования. А места не было. Добился приема у начальника отделения. В итоге нам выделили кабинеты с торца здания вечерней школы. Силами комсомольцев сделали ремонт и стали работать там.
Комсомольцы, вперед! Они шли на конференции и праздники, без разговоров брались за любую работу. Самым запоминающимся стало окончание строительства Орского завода тракторных прицепов. Тогда в поселке были проложены трамвайные пути, в строительстве которых активное участие принимали комсомольцы Орского железнодорожного узла.
– Дисциплина – это характерная черта, которая отличала комсомольцев железной дороги, – уверен Сергей Александрович. – Комсомол давал им направление в жизни.
Тогда его получили очень много молодых людей, которые приезжали работать в Орск из разных уголков страны и в итоге оставались здесь. Каждый внес свой вклад в развитие нашего города, имя каждого осталось в орской истории.
Хранит легенды
У железнодорожников есть музей. Долгие годы экспонаты бережно собирались в историю легендарной отрасли. Важная веха в ней – время ВЛКСМ.
Хранитель музея Т. Комарова работала секретарем комсомольской организации вагонного депо. К своей деятельности она относилась очень ответственно, будь то работа с трудными подростками, сбор задолженностей по взносам или художественная самодеятельность. Важным делом было сагитировать молодых комсомольцев окончить вечернюю школу. «Каждый должен иметь среднее образование!» – эта фраза воспринималась как лозунг.
Параллельно в подшефной школе № 63 развивалась кружковая работа. Пожалуй, не было такого дела, за которое комсомольцы-железнодорожники не брались бы. Вот очередной пример. В 1974 году к Дню молодежи ребята из комсомольского отряда отремонтировали три цистерны.
Сегодня память о тех событиях хранят фотографии, рукописные воспоминания, грамоты и прочие экспонаты. Настоящий раритет – выпуск газеты «Комсомольская правда» от 25 октября 1949 года. В руки Тамары Федоровны он попал в ужасном состоянии, был восстановлен и заламинирован.
Хранитель музея просит откликнуться железнодорожников, которые были секретарями комсомольских организаций. Их воспоминания нужны для подготовки к столетию комсомола.
Что нам стоит дом построить
Г. Учаев вырос в семье железнодорожников и после 10 класса поступил на работу в локомотивное депо.
Он отработал год, выучился на помощника машиниста и пошел в армию. Служил в Афганистане, откуда вернулся с орденом Красной Звезды. Начались будни в локомотивном депо. Геннадий Валерьевич работал в комсомольско-молодежной колонне. Его наставником и учителем был В. Кленкин.
Пришло время, и комсомолец Учаев получил квалификацию машиниста и сам стал водить поезда. Как-то ему доверили управление тяжеловесным поездом в честь 70-летия комсомола. Геннадий Валерьевич отлично справился с этим делом. На собрании его выдвинули в делегаты ХХ съезда комсомола. Кроме того, он стал секретарем комсомольской организации цеха эксплуатации локомотивного депо Орска. Одно из важных дел, которое вспоминает до сих пор, – строительство пятиэтажного дома для железнодорожников. Тогда инициативу поддержал Б. Плахотнюк, ветеран комсомола. Возводили здание комсомольцы. Так решился квартирный вопрос множества сотрудников локомотивного депо.
Комсомольцы преуспели не только в строительстве, но и в спорте. Железнодорожники организовывали свои хоккейные и футбольные команды и достойно выступали не только на городских, но и на областных соревнованиях.
Быстрее пассажирского поезда
В комсомоле, как и других сферах, были свои почетные награды. Ими поощрялись ударный труд и важная для общества и страны деятельность. Дипломом лауреата премии Ленинского комсомола Оренбуржья был награжден В. Кленкин.
– Я вступил в комсомол в 1969 году. Здание горкома располагалось тогда на улице Строителей, – поделился Валерий Анатольевич. – Сейчас там мемориальная доска в честь Виктора Поляничко. К вступлению в комсомол нас долго готовили. Помню, нужно было выучить принципы демократического централизма.
Он работал в локомотивном депо в комсомольско-молодежной колонне имени ХХV съезда КПСС, а в 1982 году стал ее руководителем. Тогда две комсомольско-молодежные колонны локомотивного депо соревновались между собой. А их руководители – молодые комсомольцы, машинисты-инструкторы – на Южно-Уральской железной дороге добивались высоких результатов в своей работе. Колонна Кленкина гремела, работа шла. Одно из направлений – шефство над классом в школе № 33 и группой в ГПТУ № 44. Кстати, выпускников школы и ГПТУ потом принимали к себе, прикрепляли к опытным работникам, следили в дальнейшем за их судьбой.
– Комсомол играл большую роль в становлении личности, помогал вырабатывать характер, – отметил Валерий Анатольевич. – Представьте, колонна – это коллектив из ста человек, к каждому нужно было найти свой подход.
Разумеется, всю эту большую систему курировали опытные руководители комсомольских организаций района. Они всегда держали руку на пульсе.
А еще железнодорожники очень ценили надежных комсомольских товарищей, с которыми было не страшно браться за любое дело.
Будучи машинистом, В. Кленкин работал с помощником машиниста Г. Учаевым. Какие только поезда они не водили! Как-то раз им доверили эстафетный поезд, который шел с транспарантами по комсомольской линии от Петропавловска в сторону Москвы. Тогда орские комсомольцы довели его до Кувандыка всего за 2 часа 10 минут. Проследовали по участку быстрее, чем пассажирский поезд. Этого рекорда потом никто не побил. А Валерий Анатольевич до сих пор вспоминает, что был уверен в своем напарнике-комсомольце Учаеве, как в себе.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024