РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Алло, Орск!

Алло, Орск!

Обожают наши читатели расписывать красоты и нечто удивительное других стран, городов, мест. А что Орск? Никто не пробовал путешествовать его улицами? Вспомнить славную и необычную историю? Тогда в путь!


Нежен и золотист

«Он горяч, как раскаленная на солнце яшма; нежен, как майский черемуховый ветер; золотист, как пшеничное поле». Это всё о старогородском пирожке. Сколько ему лет? Более ста. В архивах он упоминается с начала 20-го века. 

Купцы Д. Миллер и Н. Шубенков захватили орские ярмарки в плен вкуснятиной с потрошками. Именно с потрошками, продуктом из птицы или рыбы, а не ливером крупного скота. Эх, как шумно плескались орские ярмарки! Три гостиницы, пять трактиров, 68 постоялых и заезжих дворов переполнены. В городе обосновался ряд иностранных фирм, включая «Зингер», которые торговали сеялками, жнейками, косилками, молотилками, ну и, само собой, швейными ручными и ножными машинками.

После революции многое пропало. Но не пирожки. В советское время их выпускал цех мясокомбината. Из всей страны сюда заезжали гости попробовать, распознать секреты приготовления, которые держались в строгой тайне. Как и из чего получалась сочная и вкусная начинка, золотистое тесто, какие жиры шли на «варку» пирожка? Одну тайну все-таки выдали: нельзя раскатывать тесто скалками, чтобы весь углекислый газ из него не вышел, иначе пышности не получится. 

Вот и сегодня город заполонили пирожки разных производителей. Вкусно, конечно. Но тот вкус все равно не забыть!

Фото из архива краеведа Т. Черкас


Письмо Сталину

Немало паломников приходит в Орск помолиться на могилах иереев Антония и Михаила, что в Старом городе, надеясь на исцеление и чудо. 

Иерея Антония (в миру Антона Ивановича Ткачука) ещё помнят верующие Орска. Он воспитывался в Киево-Печерской лавре. Впервые был арестован и осуждён за контрреволюционную деятельность. 10 лет концлагерей. Первый срок отец Антоний отбывал в Соловецких лагерях. Монахиня Прискила (Баталова), которая по сей день жива, служит в новом Орском монастыре, помнит его рассказы.

– Каждый день допрос начинался со слова «отрекись!». Одно только слово вернуло бы свободу, встречу с матушкой, братьями, сёстрами. Но он не отрекался от веры.

На Крещение, в лютые морозы, арестантов «крестили» ледяной водой из пожарных рукавов. К Антонию, читавшему молитвы, сбегались бродячие собаки, сбившись в стаю, они согревали его. Однажды в ночь на Святую Пасху его посадили в мешок, и он там по памяти пел Пасхальные каноны, славя Бога. Остался жив. Антоний отбыл срок и в 1939 году прибыл в Бузулук. На свободе он пробыл всего 8 месяцев. И вновь был арестован местным отделением НКВД за нелегальное крещение детей. И снова получил 10 лет лишения свободы. И тогда он пишет письмо Сталину 21 февраля 1946 года, которое сохранилось в областном архиве. Батюшка глубоко осмысливает происходящее и слова прокурора, который требовал от суда дать ему срок только за то, что «его первый не исправил».

Отбыв до конца свой второй срок заключения, отец Антоний прибыл в Орск в 1950 году на поселение. Он скончался в ноябре 1951 года, собрав вокруг себя духовных чад, а память о нем не умолкает. Ему был открыт день его смерти. На похоронах происходило много дивного. Осеннее небо, по словам матушки, было в розах, солнце играло, как на Пасху. Милостью Божией потихоньку собираются свидетельства помощи батюшки. 


В мире знают наших

«Вы из какого города?» – спросили абитуриентку. – «Из Орска». – «Что за замечательный город мировых литературных имен Бондарева, Маканина, Сахновского! Как талантлив Урал!» 

Игорь Сахновский родился в 1958 году в Орске. Окончил Уральский государственный университет. Работал литературным консультантом. В 1999 году в журнале «Новый мир» вышел первый роман Сахновского «Насущные нужды умерших», который номинировали на премию имени Аполлона Григорьева, в 2002-м переведён на английский язык и награждён международной литературной премией Fellowship Hawthornden International Writers Retreat (Великобритания). В 2003-м цикл рассказов «Счастливцы и безумцы» удостоен Всероссийской премии «Русский Декамерон». В 2005 году выходит сборник «Счастливцы и безумцы», включающий роман «Насущные нужды умерших», рассказы и эссе. В 2006-м этот сборник вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер». В 2007 году Сахновский публикует роман «Человек, который знал всё», вошедший в списки финалистов Национальной литературной премии «Большая книга» и премии «Русский Букер» сезона 2006 – 2007 гг., экранизирован режиссёром Владимиром Мирзоевым. В 2008 году роман «Человек, который знал всё» награжден премией «Бронзовая улитка», присуждаемой Борисом Стругацким. Кстати, он нередкий гость в Орске. Гордимся!

Жили в нашем крае люди и рыбы-исполины

Сын вологодского купца П. И. Рычков с 1744 года заведовал Оренбургской губернской канцелярией и стал первым членом-корреспондентом Петербургской академии наук. 

Свободное время посвящал истории и топографии, составив не менее 60 трудов. Вот несколько строк о нашем крае:
«Белуга и осетры в реке Яике (Урале) вкусом гораздо лучше волжских… ловят их летом неводами, а зимою баграми… Сие множество рыб в Яик заходит из Каспийского моря… Сазаны, коих в Германии называют карпами, в Яике множество находится, и так крупны, что в некоторых бывает весу с пуд и больше. Они не так вкусны и здоровы свежие, как соленые, а особливо копченые так удаются, что для многого в них жиру от хорошей ветчины отличить не можно… Сом, рыба, схожая к налиму, бывает столь велика, что аршина по три и больше. В Яике ловится весьма и весьма много, но в пищу она для слабости тела, и многого жиру нездорова. Плеск, или хвост, почитается у нее за лучшую часть. Она такой великий зев... имеет, что нередко глотает молодых гусей и уток, а иногда случается, что купающихся людей, ухватив за ногу, утопляет».
«На высокой горе, которая именуется Ирняк, при урочище Гурук видны могилы весьма длинные, и признают, что тут живали люди особливой величины… на устье реки Муталджара старинных городков, рытых каналов и рвов, насыпанных бугров весьма много, из коих бугров часто вырывают людские кости отменной величины, также золото, серебро и разные орудия».

Дэрдменд Опечаленный

В начале 20-го века татары, проживающие в Орске, могли читать Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета на родном языке. А в 1910 году даже вышла книга для детей.

Татарскому поэту Дэрдменду (Рамиеву или Рамееву Закиру, родившемуся в 1859 году) до сих пор посвящают свои восторженные строки писатели. 
 Поэт, издатель, золотопромышленник, владеющий несколькими приисками на Урале… Его биография увлекательна. Для продолжения учебы уехал в Стамбул, изучал турецкий язык, литературу и философию западноевропейских стран. Занимался переводами с турецкого, избирался депутатом 1-й Госдумы в 1906 году. С братом Ш. Рамиевым издавал газету «Вакыт», журнал «Шура». Его помнят как мецената, строившего мечети, больницы, школы в Оренбуржье и Татарстане. Новой власти после 1917 года он отдал и прииски, и типографию, и библиотеку, но полного прощения ее все равно не заслужил. 
В 1929 году вышел сборник «Произведения Дэрдменда» на татарском языке в Казани. В конце 1950-х годов увидели свет «Избранные произведения». Дети и внуки Дэрдменда известны своей профессиональной деятельностью не только на Родине, но и за ее пределами. 
Старший сын Искандер Закирович – горный инженер, в совершенстве владел английским и немецким языками. Подвергался репрессиям в 1929 и 1937 годах. В 1930 – 1937 годах работал в разных районах Башкирии и в Уфе, в тресте «Башзолото». Умер в ссылке в 1942 году в Томской области. Реабилитирован. 
Внук Башир Искандерович Рамеев (15.05.1918 г., Орск – 1994 г., Москва) – участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии I степени и премии Совмина. Заслуженный изобретатель РСФСР, награжден дважды орденом Трудового Красного Знамени. Жил в Москве, был главным конструктором в области электроники.

Бухарская сирень

В мае Орск превращается в корабль, плывущий в реке сирени. Гроздья плещутся у заборов, в палисадниках, на улицах. Даже глаза орчан становятся голубоватыми в этом море цветов. 

А первые кусты персидской сирени подарил Орску эмир Бухарский Сейит Алим-хан. Он вступил на престол в 1910 году, отменил многие виды казни, строил железную дорогу и мечети в Крыму, телеграф. Император пожаловал ему титул «высочество» и звание генерала, эмир стал шефом 5-го Оренбургского полка, чьи казаки служили в Туркестанском крае. Эмир обожал Россию, поддерживал дружбу и часто ездил по городам и весям, бывал и в нашем городе. Обязательно с подарками. Вот и сохранилась история о первой сирени в Орске. Кстати, Россия тоже щедро одаряла его. В богатых покоях дворца стоит «холодильник», сработанный из хрусталя: ледяные куски складывались сверху, а таявшая вода стекала вниз по трубочкам.

Черная ольха – чудо природы 


Известно, что речка наша, многострадальная Елшанка, получила свое название от ольхи, растущей во множестве у ее истоков. Но дерево семейства березовых на глазах исчезает. Что с черной ольхой? 

Просто наша ольха – особенная. Росла она по берегам рек и болотистых мест, древесина ее становилась крепкой, как камень. Ольху предпочитают при рубке колодезных срубов и подводных сооружений. 
Из нее делают игрушки и ткацкие челноки, ящики для дорогих продуктов, таких как чай, сигары. Ровные стволы идут столбами для свай, на водопроводные желоба, подпорки в шахтах, из нее изготавливают спички, бумагу, фанеру. Ольховые дрова – прекрасное жаркое топливо для печей, сельчане считают, что они выжигают лишнюю сажу из печных труб, особенно после берёзовых; опилки и стружка – лучшие при копчении рыбы. Когда-то учитель географии школы № 8 Некрасова с ребятами делали поделки из черной ольхи, потом дарили ветеранам, и те рассказывали, что ощущают особое тепло от нехитрых изделий. Все может быть. Не случайно директор Института степи Чибилев отмечал, что нужно сохранять неповторимый ландшафт Оренбуржья и восстанавливать черноольховники. Потому что дерево из-за уникальных свойств пока что вырубается повсеместно. 

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.