РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Ягоды для будущего царя

Ягоды для будущего царя

Ноябрь – от латинского «november», что означает девятый, потому что календарь начинался с марта. А для нас он последний месяц осени, одиннадцатый в году, по-старинному «листопад» и «грудень». Ноябрьские ночи, до снега, темные. Уютно дома поблескивают банки с вареньями, соленьями. Доцветают в палисадниках последние цветы. Пора звать друзей на капустник квасить капусту. Все веселей.


В конце XIX века в Орске уже росли яблоки, смородина, земляника. В 1890 году сад располагался на берегу Коровьего озера, за старогородским кладбищем. 

Семья мещан Дмитриевых,  приехавших в Орск из города Перова (которых улица мигом окрестила Перовскими), взяла фруктово-ягодный сад в 1896 году в аренду. Уличное прозвище Перовские закрепилось и за их садом. Он функционировал до 1938 года. Площадь – 960 квадратных саженей. Здесь росли яблони, смородина и земляника. Арендаторы продавали ягоды на базаре. В 1891 году мещанин М. Дмитриев преподнес блюдо с ягодами из своего сада цесаревичу Николаю Александровичу Романову (будущему царю Николаю II). В годы Гражданской войны здесь проходила внутренняя линия обороны Орска из проволочных заграждений: между деревьями была натянута колючая проволока. В двадцатые годы сад продолжал действовать и стал горкомхозовским. В 1952 году он уже числился за горпищеторгом. В настоящее время на этой территории расположены дачные участки горожан, а название преобразовалось в сад Перовского. Народ часто связывает его с именем графа Василия Александровича Перовского – оренбургского и самарского генерал-губернатора, который в 1833 году предпринял первую попытку озеленения Орска. Береза, клен, тополь были завезены из близлежащих районов Оренбургской губернии. За их ростом следили, поливали, на зиму укрывали. И деревья прижились. Один из таких садов был назван Перовским. Через 100 лет он перестал существовать. Но к саду Дмитриевых – Перовских – генерал-губернатор Перовский не имел никакого отношения.

В «Берлинчик» на «Старика Хоттабыча»

В послевоенные годы в квадрате между современными улицами Нефтяников и Кутузова среди двухэтажных домов приютился барак, где крутили кино. Вокруг жило много немцев, они и строили эти дома, поэтому крошечный кинотеатр прозвали «Берлинчиком».  Старожил Сергей Валентинов вспоминает: «Мы часто бегали в «Берлинчик» на фильмы «Старик Хоттабыч», «Кортик». Нередко там показывали картины на немецком языке, поэтому их смотрели те, кто знал язык, немецкое население. Позже «Берлинчик» стал клубом имени Подзорова, потом бухгалтерией завода. Сегодня на этом месте стоят гаражи. Но память людская крепче металла, нет-нет, да и припомнят местные: «Это когда было? Еще при «Берлинчике?»

Билет на паром стоил 30 копеек

Во время наводнений связь между азиатской и европейской частями Орска обеспечивал паром. Добираться на работу и обратно становилось делом крайне хлопотным. На помощь приходили руководители предприятий, каждое из которых загодя изготавливало по катеру с мотором от автомобиля. Самодельные суда с надписями на борту: «ЮУНК», «ЮУМЗ» и другими курсировали с рассвета до позднего вечера. Пассажиры платили по 30 копеек в установленные на берегу кассы и по 12 – 15 человек устраивались на мокрых скамейках. Не без риска для жизни. Ширина Урала достигала полукилометра, ветер поднимал волну, опасность представляли собой льдины. Существовала еще одна переправа – на Коровьем озере. Однажды опрокинувшаяся лодка утопила шестерых. Все невзгоды, связанные с наводнением, объяснялись одной причиной – отсутствием капитального моста. А деревянный каждый раз ледоход сбивал. С. Супрунов работал начальником техотдела «Трамвайстроя», он и высказался, что нужен такой мост, чтобы льдины проходили выше сооружения. Его поддержал главный архитектор города Маркин, а председатель горисполкома Ивин согласился: «Приступай к объекту!» Супрунову поручили проектирование трамвайных путей в новом направлении.

– Я сместил их немного в сторону, – вспоминает он, – чтобы не попали под топор красавцы тополя, росшие вдоль дороги. Реализация задуманного легла на объекты промышленности. Строительство развернулось летом 1954 года. Забивали сваи по технологии, известной испокон века: пара здоровенных мужиков бралась за так называемую «бабу» из прочного дерева со скобами и со всего размаха обрушивала на бревно. Их сменяли через несколько минут, чтобы процесс не прерывался. Тем временем к берегам приближались строители трамвайного полотна и контактной линии. Перед очередным наводнением мост обвязали тросами, закрепив их за прибрежные деревья. Рельсы разбирать не стали, наоборот, навезли еще, положили сверху. Через две недели вода отступила, трамвайное и автомобильное движение возобновилось. Паром ушел «в отставку». А уже в шестидесятых был выстроен капитальный мост с двусторонним движением.

Сом «доил» корову?

Краевед Виктор Дырбов был постоянным автором нашей газеты. Он рассказывал о повадках уральского сома:

– Еще отец вспоминал, что с низовья Урала привозили на санях сомов, хвосты которых тащились по снежной дороге далеко позади. Рассказывали, будто они могут по росистой траве перебираться из одного водоема в другой, на водопое нападают на ягнят, гусей, уток и даже людей. А вот то, что сом «доит» коров, видел сам. До войны у нас имелась очень своенравная корова. Доилась хорошо, а в стадо ходить отказывалась, убегала домой. Пастух на лошади не мог удержать ее в стаде. Тогда меня стали посылать на подмогу. Однажды, когда животные, отбиваясь от оводов, вошли по брюхо в Урал напротив Попова угла, ко мне подъехал пастух и сказал: «Ваша комолая ведет себя странно». Я подкрался к корове, которая стояла, погрузив вымя в воду. Оказывается, сом пил ее молоко. Я сначала испугался, потом начал хлопать кнутом, чтобы отогнать охальника. На другой день история повторилась. Я рассказал об этом своим родителям. Сома подкараулили и забили вилами. Весил он килограммов 60. А до этого мы грешили на пастуха за исчезновение молока.

И это все о нем, любимом!

В первом же году IV пятилетки коллектив Южно-Уральского машиностроительного завода отгрузил 560 различных заказов на Нижнетагильский, Днепродзержинский, Челябинский, Ново-Макеевский и другие предприятия. Для девятнадцати областей страны он изготовил запасные части к сельхозмашинам. Сталевары электроплавильного цеха М. Турецкий и И. Бряшев на трехтонной печи варили плавки, которые позволяли выдавать заготовки весом в 7 – 8 тонн. Серьезнейшим экзаменом для орских машиностроителей явилось проектирование и изготовление ряда ведущих узлов первого послевоенного блюминга для Закавказского металлургического завода. Его спроектировали за восемь месяцев. Такими же ударными темпами шло изготовление узлов будущей огромной машины (общий вес блюминга составлял 3500 тонн) в цехах предприятия. Важный заказ был выполнен успешно. 

В 1946 году южуралмашевцы создали свой первый коксовыталкиватель, отдельные узлы которого имели по сравнению с машинами других предприятий ряд оригинальных решений. В дальнейшем эта машина неоднократно совершенствовалась. Орские машиностроители проектировали и изготовляли коксовыталкиватели не только для предприятий Советского Союза, но и зарубежных. В 1949 году на заводе закончили проектирование  углезагрузочного вагона. Проект предусматривал механизацию ряда трудоемких операций. Эти вагоны с маркой «ЮУМЗ» можно сейчас встретить по всему миру. 

Машиностроители все чаще вступали в «спор идей» с ведущими зарубежными фирмами. Так было при проектировании нового башенного передвижного вагоноопрокидывателя. В стране эксплуатировался аналог, изготовленный крупной американской фирмой. Металлурги отмечали в машине ряд существенных недостатков. Конструкторы завода Ф. Усенко, В. Матвеев, М. Попова, Б. Кулик, В. Ухов и другие нашли новые технические решения. Спроектированный и построенный на заводе вагоноопрокидыватель позволил сократить число поломок железнодорожных вагонов при разгрузке, увеличить срок службы ряда важных узлов, поднять стойкость стальных канатов. 

Диктор Всесоюзного радио читал сообщение о присуждении Ленинских премий за наиболее выдающиеся работы в области науки и техники. Одной из таких работ было создание типового непрерывного заготовочного стана 850/700/500. В числе авторов был инженер-конструктор Южно-Уральского машиностроительного завода Б. Кулик. На протяжении десятилетий монополистами в мировом прокатостроении были зарубежные фирмы «Демаг», «Морган», «Места», хотя заказчики отмечали в машинах существенные недостатки. Технический проект типового непрерывно-заготовочного стана 850/700/500 создавался дружными усилиями сотрудников научно-исследовательских институтов, с учеными работали и посланцы Южно-Уральского машиностроительного завода во главе с Б. Куликом. Они подняли скорость прокатки металла на стане до 5,2 метра в секунду (на станах зарубежных фирм этот показатель был менее четырех метров в секунду). Главное – он прокатывает не только плоскую и квадратную заготовки, но и круг. Рационализаторы нашли способ усовершенствовать узлы «богатыря». Он был сдан заказчику в довольно короткие сроки. А конструкторы уже создавали проект нового стана со скоростью прокатки до 7 метров в секунду.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.