РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Алло, Орск!

Алло, Орск!

Аральская флотилия – грезы Кирилова

«И по тому Ея Императорского Величества высокому указу определены и с ним, Кириловым, из Санкт-Петербурга отправлены: инженерных чинов… морских для Аральского моря – порутчик, мичман, штурман, боцман, шесть матросов, два конопатчика галерных, для того же галерный мастер, галерный ученик, два десятника, четыре плотника». 

Для чего Оренбургская экспедиция Кирилова везла с собой моряков и разобранные детали судов? Планировалось построить несколько шлюпов на Яике, держать в готовности, чтобы перевезти на  Аральское море. Вскоре после того как было закончено строительство крепости на Ори, неподалеку от неё на берегу Яика срубили небольшую верфь. 

Корабельщики приступили к работе. Один за другим появлялись у берега никогда не виданные, словно скелеты гигантских рыб, шпангоуты, форштевни, килевые брусья. Они оббивались досками, тщательно конопатились, спускались на воду, достраивались на плаву. Было построено несколько шлюпов. Намечалось зимой поставить их на специально изготовленные огромные полозья и перевезти по снегу до берегов Арала. Тогда же укомплектовали команды судов. Начальником флотилии назначили англичанина Джона Эльтона. Но «сухопутное плаванье» – переброска флотилии на Аральское море – так и не состоялась. «Пришлось мечтать не об устроении флотилии на Аральском море, думать не о снаряжении торговых караванов из Оренбурга через киргизскую степь в богатую золотом, пряностями, драгоценными камнями и тонкими тканями благодатную Индию, – писал историк П. Столпянский, – нет, пришлось вести упорную кровавую борьбу за каждый шаг, за каждый кусочек номинально числящейся за ними земли».


Свой НЭП Гиберта

В 2004 году к 90-летию Якова Давыдовича Гиберта, почетного гражданина Тулы, вышла книга «Особая трамвайная душа». 

Уроженец Украины с началом войны был депортирован на Урал. С 1946 года работал на заводе имени Чкалова. В 1952 году рекомендован горкомом партии главным бухгалтером трамвайного управления Орска, а летом 1963 года стал его директором, выведя предприятие в 1971 году в передовые. В Орске его называли «русским немцем», наводящим порядок и дисциплину. В том же году его перевели из Орска в Тулу. Два ордена Трудового Красного Знамени дорогого стоили. «У меня свой НЭП – наведение элементарного порядка», – говорил он. 

Гиберт ускорил замену трамваев чешскими, прокладывал линии, внедрил бескондукторный и бескассовый метод, строил жилье. В последнее десятилетие, которое было ему отпущено, сердце обливалось кровью при виде разрисованных вагонов, окон, забитых фанерой, раскуроченных сидений. Место чешских трамваев, к механизмам которых было не найти запчастей, вновь стали занимать тяжёлые медлительные трамваи Усть-Катавского завода со сдвижными дверями, из-за которых уральские трамваи прозвали «дребезжаблями». 4 сентября 2005 года Якова Гиберта не стало. Орчане помнят его как талантливого руководителя и внештатного корреспондента главной немецкой газеты.



Пик и спад

«Наш город Орск, – писала газета «Оренбургский листок» в 1891 году, – в полном смысле слова несчастный город. То пожары, то наводнение, то неурожай – все это зло давно донимает наших несчастных граждан. 

С весны по сие время по причине совершенного бездождья каждый почти день свирепствуют страшные бури, а жара доходит до 40 градусов, а если какая взошла травка, то и та выгорела, кормов совсем нет для скотины. Рабочий люд идет на самые трудные работы по 10 – 15 коп. в день и даже за краюшку хлеба. Стоны, плач и рыдания слышатся со всех сторон, полнейшее отсутствие работы и застой торговли приводит жителей в безвыходное положение. Только молодые купчики по-прежнему резвятся, бегают по базарной площади да ловят за хвосты лошадей едущих верхом киргиз, а то у лавок своих сядут играть в рамс. Невесело стало в Орске». Таким входил Орск в XX век. Местные толстосумы внимательно изучали новые возможности умножения своих прибылей. В России и за рубежом становится широко известной отличная по качеству оренбургская пшеница. Все больше продается на ярмарках Поволжья оренбургского проса, пшена, в связи с этим растут посевные площади и в Орском уезде. Выпавшие подряд два урожайных года (1894 и 1895) позволили создать значительные запасы зерна. Стала очевидной прибыльность торговли не зерном, а мукой. Существовавшие в городе мельницы были переоборудованы, оснащены новыми машинами. А в 1912 году началось строительство железной линии Оренбург – Орск. Перед Первой мировой войной темп городской жизни заметно повысился. По данным 1912 – 1913 годов, в Орске насчитывалось около 340 торговых предприятий.


«Ладони твоих голубых площадей»

• Комсомольская площадь. Центр Орска. Получила своё нынешнее название в 1962 году. До этого была Театральной. 22 января 1971 года вышел указ о награждении города Орска орденом Трудового Красного Знамени «За большие достижения в выполнении восьмилетнего плана» и особенно в развитии никелевого производства. В честь этого на Комсомольской площади был установлен памятник «Слава труду». Он выполнен в форме шестерёнки и прокатного листа. Автор монумента – орский художник Петр Приймак. Орск – первый город Оренбуржья, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени. 

• Площадь Шевченко. В 1959 году начал работать Дом культуры машиностроителей. И в этом же году 17 августа на площади возле ДК был открыт памятник Тарасу Шевченко. И с этого времени площадь, «открывающая» проспект Ленина, получила своё имя.

• Площадь Гагарина. Когда Орск получил статус города, казаки долго боролись за то, чтобы он был казачьим городом. Но им не удалось этого добиться, пришлось переехать за реку Урал. Образовался посёлок Казачьи выселки. Именно на этом месте сейчас находится площадь Гагарина. С 1945 года её называли площадью Победы. А потом в 1961 году после легендарного полёта Гагарина переименовали и поставили памятник в виде стилизованной космической ракеты. Не так давно было решено поставить на этом месте новый памятник – самолёт ИЛ-28, бомбардировщик фронтового назначения. Юрий Гагарин был однажды в этих краях – после гибели Комарова. Но в сам город не заезжал. Бывали другие космонавты: Владимир Шаталов, Василий Лазарев, Светлана Савицкая, Виталий Севастьянов. 

• Проспект Ленина. С 1945 года центральный городской проспект называется проспектом Ленина. Сейчас его протяжённость уже более семи километров. Тянется он с юга на север по центральной части Нового города. 

• Первый памятник В. Ленину. Был установлен в 1938 году возле кинотеатра «Октябрь» на улице Советской. А до этого был только обелиск, который стоял на площади Революции с 1924 года. В годы существования СССР в Орске было открыто 14 памятников вождю пролетариата и несколько бюстов.


Сколько нас, орчан?

По данным 2007 года, в Орске жили 251,9 тысячи человек. Краевед Т. Черкас добавляет: «Когда Орск получил статус города (1865 г.), в нём был ровно 1801 человек. Через четыре года численность населения выросла до 5 тысяч человек, а по переписи 1897 года было уже 14 тысяч 23 человека. 

Затем количество орчан уменьшалось – в годы Первой мировой войны и послевоенной разрухи. Таким образом в 1918 году в Орске жило немногим больше 18 тысяч человек. А в 1926 году – 16 тысяч. Но потом местная промышленность стала развиваться. В связи с этим наблюдался и прирост населения. Согласно переписи 1939 года в городе насчитывалось 66 тысяч 300 орчан. В то время здесь намечалось строительство локомотивного завода, но потом проект заморозили. А в годы войны на его месте появились другие предприятия: Южуралмашзавод, выросший в 1942 году на базе эвакуированных Ленинградского и Краматорского заводов, завод электромонтажных изделий, завод цветных металлов. Орский механический был эвакуирован в 1941 году из Тулы (бывший патронный завод). Во время Великой Отечественной войны 28 предприятий и организаций из разных городов были эвакуированы в Орск. В связи с этим и население резко выросло – на несколько десятков тысяч человек. А вот мясоконсервный комбинат, продукция которого широко известна по всей стране, появился до войны – ещё в 1935 году.

В 1990-е годы произошёл резкий спад рождаемости, многие в поисках заработка уезжали в крупные города. А в 1980-е годы в Орске жило 282 тысячи человек».

Сколько сейчас? Статистика умалчивает.


Индоевропейская прародина

Одной из особенностей индустриального Орска является наличие на его территории более 40 памятников археологии: поселений, курганных могильников, одиночных курганов. 

Те, что уже исследованы, широко известны в научном мире. Так, с открытием погребений эпохи бронзы в Кумакском могильнике весомое подкрепление получила гипотеза о локализации индоевропейской прародины в степях Восточной Европы. 

В курганах раннего железного века (VI – VII в. до н. э.), оставленных кочевыми «савроматскими», сарматскими племенами, обнаружены ахеменитские: ритон, гривна, печать, египетский сосуд с именем персидского царя Артаксеркса I (шестой сосуд в мире).



Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.