РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Для подъема местной экономики

Для подъема  местной экономики Для подъема  местной экономики Для подъема  местной экономики

В конце января исполняется 105 лет со дня постройки 2-этажного здания по улице Карла Маркса, 15. Первоначально оно являлось мужской гимназией, в конце 1914 года стало реальным училищем. Впоследствии пережило еще ряд преобразований. 


На своем заседании в ноябре 1908 года городская дума рассмотрела вопрос об открытии в городе реального училища. 

В результате в министерство народного просвещения в Петербург отправился документ. Вот как описывает это краевед Н. Иванова в своей книге «Орск в событиях и лицах. Страницы истории города»:
 – В настоящее время Орск довольно крупный торгово-промышленный центр одного из обширнейших районов Оренбургской губернии, связанный целой системой торгово-промышленных отношений с Тургайской областью, Оренбургом, Москвой, и Петербургом. Население города – 20561 человек, из них 2050 детей школьного возраста.
Так городская дума обращается с ходатайством открыть в городе мужское среднее учебное заведение – реальное училище. 
– При училище со временем планировали открыть технический класс, окончившие который получали бы звание ученого-техника. Это придало бы особую цену среднему образованию, цель которого делается яснее, ближе и понятнее родителям, чем образование в классической гимназии, – добавляет краевед Т. Черкас.
Система реального среднего образования, где в отличие от классического отсутствовало преподавание древних классических языков, греческого и латинского, возникла с развитием капитализма в ХVIII веке. В учебном плане таких училищ основное место занимали предметы естественно-математического цикла. В старших классах преподавались механика, технологические и коммерческие дисциплины.

Кредит в размере 10 тысяч рублей

Разрешение на строительство здания для реального училища было получено в 1910 году.
Кредит выделило в 1913 году Орское отделение Русского торгово-промышленного банка в сумме 10 тысяч рублей. 
Почетным попечителем реального училища согласился стать местный золотопромышленник А. Вишневский, пожертвовавший 1000 рублей. Полученные средства предназначались для оборудования физического кабинета. По данным педагогического совета и результатам переводных и приемных испытаний в первый класс было зачислено 46 учащихся, во второй – 27 человек, в третий – 29. Реальное училище было частным учебным заведением 1 разряда с программой правительственного училища. Оно содержалось полностью за счет городской казны и сбора платы за обучение.
В 1914 году здесь обучался 201 ученик, из них 101 – из уезда.
 В 1915 году земское собрание ввело для успевающих учеников реального училища и женской гимназии 10 стипендий по 50 рублей каждая из средств уездного земства.

Расхищено во время военного постоя

Окончание Гражданской войны наложило отпечаток на материально-техническом состоянии учебных заведений. Оно было катастрофическим. Здания образовательных учреждений использовались для размещения воинских частей, беженцев, госпиталей. Мебель, книги, имущество учебных кабинетов во многих местах были расхищены, разграблены, приведены в непригодность. Вот выдержка из отчета «О деятельности отдела народного образования», направленного в губернский отдел образования:
«…обследование на местах выявило поражающую картину неуважения к наиболее ценному народному достоянию – школе. Разрушалось, расхищалось и уничтожалось школьное имущество без всякого стеснения. Можно без преувеличения сказать, что многие стремились как бы нарочно принести больше вреда школе и распоряжались школьным имуществом в угоду личному интересу. Так, сильно пострадали Орское реальное училище и женская гимназия, где мебель, учебные принадлежности, кабинеты расхищены во время военного постоя. Расхищены библиотеки, книги, учебные пособия, разное мелкое имущество, растасканы, поломаны и уничтожены столы, парты, шкафы…»

На этой ли кровати спал Муса Джалиль?

В 20-е годы прошлого столетия в здании бывшего реального училища размещалась школа № 1. В ней в разные годы учились  Герои Советского Союза Николай Дмитриевич Авдеев, Василий Прокофьевич Синчук, Виталий Андреевич Сорокин, Анатолий Михайлович Пузиков, о чем напоминает мемориальная доска, установленная в 1967 году. После Великой Отечественной войны школе присвоили другой порядковый номер – № 10.
В 60 – 70-е годы директором был известный учитель Семен Георгиевич Коровин. В этот период в учебном заведении создали один из первых школьных музеев. В нем, в частности, находилась железная кровать, надпись над которой гласила, что на ней спал Герой Советского Союза Муса Джалиль, когда работал инструктором в Орском укоме комсомола. Правда, достоверность этого факта до сих пор остается под вопросом.
 В. Коваленко работала здесь в 60 – 70-е годы сначала пионервожатой, затем учителем начальных классов.
– Со школой № 10 у меня связаны самые теплые воспоминания, – рассказывает Валентина Николаевна. – Большое внимание уделялось воспитательной работе. 
 Мы гордились, что в нашей школе в разные годы учились четыре Героя Советского Союза. Двое из них, Виталий Андреевич Сорокин и Анатолий Михайлович Пузиков,  были нашими желанными гостями. 

Очередное преобразование 

1 сентября 1987 года школу перепрофилировали в муниципальную специальную (коррекционную) общеобразовательную школу № 10. Её первым руководителем являлась Любовь Павловна Белаш.
 Здесь собрали детей орчан, которые учились в разных интернатах области.
– Что меня больше всего поразило, – вспоминает Любовь Павловна, – так это техническое состояние учебного заведения. К примеру, наружная электропроводка держалась на роликах. Вот почему в школу зачастили сотрудники проверяющих организаций. В первый год при поддержке управления народного образования заменили электропроводку, на следующий год – полы.
Касаясь организации учебного процесса, Любовь Павловна заметила, что с учетом контингента учащихся упор делался на трудовое обучение. Несмотря на сложности, коллектив подобрался творческий, педагоги старались внимательно относиться к каждому ребенку, окружая вниманием и заботой.

Парта сохранилась до сих пор

При подготовке материала побывал в историческом здании.
Оно впечатляет своей архитектурой. Несмотря на то, что уже прошло более ста лет, внешний вид не претерпел изменений. Дверь, конечно, заменили, но не пластиковой, как во многих школах, а деревянной.
 Конечно, в прошлом веке здесь не было металлического ограждения, но сегодня это продиктовано требованиями безопасности. Слева на здании красуется мемориальная доска, извещающая о том, что здесь в разное время учились четыре Героя Советского Союза, и информационная табличка о том, что здание является объектом культурного регионального значения. Внутрь удалось пройти только после звонка.
 Сотрудник охранного предприятия записал мои данные и выдал бахилы. Поднимаясь по лестнице, обратил внимание на массивные перила, высокие потолки. Дышалось довольно легко и свободно. На дверях четырех классов установлены таблички, извещающие о том, что здесь учились Герои Советского Союза.
Сегодня в школе учатся с 1 по 9 класс 100 детей с ограниченными возможностями. Для них созданы все условия, есть кабинет логопеда и психолога, где можно обследовать каждого ученика. По сравнению с прошлым годом увеличена сумма, выделяемая на питание. И если раньше было 65 рублей в день на человека, то сейчас 130.
 После окончания дети поступают в новотроицкую школу-интернат, где получают профессии поваров, слесарей, сварщиков, озеленителей, мастеров отделочных работ.
 В одном из классов мне показали историческую парту с металлической табличкой: «За ней сидел Герой Советского Союза Пузиков Анатолий Михайлович». 
 На втором этаже расположен стенд с фотографиями Героев Советского Союза, которые учились в школе.
– Здесь у нас проходят торжественные линейки, посвященные памятным датам, – говорит директор Т. Вальтер, – День знаний, День Победы. Цветы дети возлагают и к мемориальной доске, установленной на фасаде здания. Это история, и ее нельзя забывать.

Фото автора

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.