РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Охотой на медведя с хворостиной выглядит борьба с металлокрадами

Года два назад заместитель губернатора Б. Плохотнюк приезжал в Орск, чтобы серьезно поговорить об обострившейся ситуации с кражей металла. Собрал конференцию с участием представителей власти, служб города, и стали они думу думать, как с бедой справиться. Столько было шума… Казалось, полетят теперь головушки направо и налево. После того совета действие всех лицензий на прием лома было приостановлено. Потом все вернулось на круги своя. Вот и решили мы организовать «круглый стол», чтобы еще раз попытаться выработать стратегию борьбы с расхитителями городского имущества. В «мозговом штурме» участвовали начальник милиции общественной безопасности А. Васильев, его заместитель А. Бодько, начальники МОБ районов, глава службы участковых инспекторов В. Малышкин, начальник МОМ БППР Н. Никонов, зам. генерального директора МУ МПО ЖКХ А. Иванов, помощник депутата Госдумы Э. Заверткин и др.А. Васильев: - Резкое обострение проблемы хищений металла можно связать с началом массового высвобождения работников с предприятий города. В 1999-2001 годах прокатилась волна краж с садов-огородов. Система сбора металлолома перешла из государственной структуры в частные руки, и появились так называемые пункты приема металла. Начиная с 2001 года, проблемой незаконного оборота металла стали заниматься все: администрации районов, садоводы, общественные организации, милиция. Активно заработали охранные предприятия. Садоводы создали свою ассоциацию и стали решать вопросы сообща. Благодаря общим усилиям, 2002 год мы пережили относительно спокойно. В этом году пошла вторая волна краж цветного металла. С чем это связано? В прошлом году лицензии на прием лома имели шесть юридических лиц. Сейчас у нас 20 лицензированных организаций, то есть более чем в 3 раза увеличилось количество фирм, занимающихся сбором и переработкой цветного лома. Право принимать металл в Орске есть и у организаций из Новотроицка, Новоорска, Гая. Есть у проблемы хищений металла и социальные корни. Как правило, город «чистят» лица без определенного места жительства, безработная молодежь.
Корр.: - Социум мы вряд ли перестроим, а вот количество лицензий на сбор и переработку металла и впрямь впечатляет…
А. Васильев: - Выдавать лицензии имеет право только областная лицензионная служба. С милицией на этот счет никто не советуется, хотя наше мнение должно учитываться. В 2002 году вышло в свет новое постановление правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности», которое резко сократило круг лиц, осуществляющих контроль за деятельностью приемщиков. В 2001 году у милиции было право проверять эти фирмы. Теперь контроль за лицензированными пунктами приема металла осуществляет только орган, выдавший лицензии, а плановая проверка должна проводиться раз в год.
Корр.: - Но у милиции никто не отбирал право выявлять и пресекать преступления.
Н. Никонов: - Поэтому мы и занимаемся этими вопросами. На днях сотрудники милиции изъяли 5 тонн 135 кг цветнины у одной из фирм. По делу ведется следствие. Районные отделения милиции неоднократно обнаруживали на складах этой фирмы цветнину. На этот раз здесь были мешки проводов, фрагменты лифтового оборудования, перемычки, новый кабель, разрубленный на метровые куски. Несмотря на всевозможные препоны, в Советском районе за текущий год выявлены 26 незаконных пунктов приема металла, в Октябрьском – 21, в Ленинском – 35. В общей сложности их более сотни. Каждый лицензиат открывает до 10 точек. Итого уже 200 скупок. Неделю назад сотрудники ОБЭП задержали машину, в которой были обнаружены 28 чугунных ограждений. Сотрудники уголовного розыска Ленинского РОВД совместно с участковыми инспекторами провели серию мероприятий, в результате которых изъяты 112 решеток. За текущий год совершены 75 преступлений, связанных с хищениями металла, раскрыто всего 21. И вот почему. Задерживаем человека, который несет провода, а он заявляет, что нашел на улице. Доказать, что провода сняты именно с этого столба, не представляется возможным.
Корр.: - А можно как-нибудь помечать провода, чтобы с доказательствами в суде был полный порядок?
А. Иванов: - Как это? Мы и так определяем свои провода наружного освещения по диаметру. Доказываем, что они принадлежат МПО ЖКХ.
А. Бодько: - Нельзя доказать, что этот провод снят именно с этого участка.
Корр.: - Говорите, что милиция не дремлет. А сколько предприятий лишилось лицензии благодаря работе сотрудников правоохранительных органов?
А. Бодько: - На протяжении трех лет мы отправляем представления на лишение лицензий отдельных предприятий, но результата так и не увидели. Как работали, так и работают «Алком», «Уралвторчермет», «Уралвторсырье». По последнему предприятию прислали уведомление о том, что вынесено предупреждение. И это при том, что милицией были выявлены вопиющие нарушения.
Корр.: - Берите измором…
Ю. Петрищев: - Перепиской заниматься мы не будем. Если такими темпами будет расти количество юридических лиц, занимающихся скупкой, ждите большой беды.
Корр.: - Мэр Воронежа своим решением приостановил действие лицензий. Пока прокуратура протестовала, прошло время. Может, и нашим чиновникам стоит быть более решительными?
В. Малышкин: - Беда не в официальных пунктах приема металла, а в неофициальных. А они появляются, как грибы после дождя.
Корр.: - Весь ворованный металл собирается в нескольких точках. Не могут же все мелкие скупщики заниматься перевозкой, переработкой, сбытом.
А. Бодько: - Вы ошибаетесь. Огромное число курьеров приезжает за металлом из Челябинска, Екатеринбурга, Новотроицка и др. городов.
К примеру, задерживаем гайскую машину, груженую металлом. Алюминий уже переработан в промышленные чушки, и документы на груз в порядке. Переработан металл на гайском заводе. Вот и все.
Корр.: - В январе 2001 года правительство приняло поправки к закону об отходах, где приемщикам вменяется в обязанность предоставлять акты купли-продажи с указанием данных о продавце и описанием характера лома. Почему не соблюдается этот закон?
А. Васильев: - Чтобы получить лицензию, надо закупить специальное оборудование для перевозки, разгрузки, прессовки, завести книгу учета, приобрести дозиметр, который определяет, есть ли радиационный фон и др. А в пунктах приема металла зачастую даже журнал не ведется. На недавно выявленном складе металла не оказалось ни одного документа. При этом хозяин склада заявил: «Ребята, что вы к нам пристали? Я отдал это помещение под складирование и ничего не знаю».
Корр.: - А как смотрят на проблему депутаты Госдумы?
Э. Заверткин: - Законов, регулирующих деятельность по обращению лома и отходов цветных и черных металлов, много, но все они обтекаемые.
А. Васильев: - Корни проблемы гораздо глубже. Во-первых, частные структуры не должны заниматься приемкой металла. Во-вторых, система контроля должна быть более жесткой. Наряду с этим и мы не дорабатываем на местах. Но первые шаги уже сделаны: совместно с администрациями районов разработан график работы, проводятся рейды.
Корр.: - За годы существования проблемы можно было не только разобраться в существующей правовой базе, наизусть законы выучить.
А. Бодько: - Законодательство меняется каждый год. Не успеют принять один закон, вдогонку посылают 30 примечаний. К депутату Госдумы В. Волкову обращались представители объединения садоводов. Год прошел, и что толку? Вывозимый из города металл обеспечивают таким пакетом документов, что не подкопаешься. На постах ДПС задерживаем машины с металлом, потому что нет тех или иных документов, но буквально через час нам предоставляют все необходимые бумаги.
Корр.: - Возможно, стоит задуматься о каких-нибудь современных методах охраны. К примеру, сигнализация.
А. Иванов: - Какая может быть сигнализация на колодезных крышках? Чтобы сохранить остов, вбиваем его в бетон. А крышку легко можно разбить на несколько частей и сдать. Стоит нам вернуть на место чугунные ограждения, найдутся желающие их украсть. И будет это продолжаться до тех пор, пока не закроют пункты приема металла или ужесточат наказание.
А. Долгуша: - Когда на территории Орска функционировали 6 официальных пунктов приема металла, мы довольно тесно с ними работали. Если пытались сдать ворованное, нам сообщали. А какое может быть взаимопонимание с фирмами из Новотроицка, Гая?
А. Бодько: - Были случаи, когда с екатеринбургскими лицензиями в Орске пытались открыть пункты приема металла, но мы не дали им работать.
А. Васильев: - Если бы городские предприятия принадлежали орчанам, внутренняя политика на производствах была бы другой.
Корр.: - Существует ли программа по борьбе с хищениями металла или ее проект?
А. Васильев: - Специальной программы нет. Есть программы по борьбе с преступностью, наркоманией, детской преступностью, но все они технически и материально не обеспечены. Зачем нам еще одно мертвое дитя?
А. Бодько: - Наша работа по борьбе с расхитителями металла не стихийна, она вошла в систему. Нередко работаем вечером, поскольку знаем, что кроме нас никто не занимался и заниматься этой проблемой не будет. И люди идут к нам, в первую очередь.
А. Васильев: - Мэр города подписал распоряжение, согласно которому проблемой краж металла занимаются участковые, районные администрации, управление коммунального хозяйства и др. В связи с новым приказом, касающимся службы участковых инспекторов, разработан ряд мер, которые позволят объединить усилия и разобраться в сложившейся ситуации. Выявлено уже более 40 незаконных пунктов приема металла. По садам-огородам разработана программа, где один раздел касается пресечения незаконного оборота металла. Взаимодействуем с частными охранными предприятиями, предлагаем услуги вневедомственной охраны. Мы предлагали взять под охрану водоканал, но необходимы 100 тысяч рублей на приобретение оборудования. Только за три месяца мы изъяли 10 тонн 75 кг цветнины и 27 тонн черного металла. Другой вопрос, достаточно ли этих мер, чтобы решить проблему? Без участия всего населения, предприятий и организаций города пресечь зло невозможно. Даже у садоводов нет единства. К примеру, «2-ю Садовую» охраняет охранное предприятие. За зиму на этой территории не было совершено ни одной кражи. Такая же ситуация в садах ОЗТП. Если использовать опыт таких общественных формирований, проблему можно решить.
Г. Эпп: - На собрании садоводы поднимают один и тот же вопрос: «Оградите от воровства». А сами элементарных вещей не хотят делать. «2-я Садовая», действительно, пример.
Корр.: - Нанял охрану, и нет забот. А как решать проблему в центре города?
А. Иванов: - Информации надо больше, чтобы воры, которые средь бела дня снимают провода, не остались безнаказанными. «А мы и не знали, что это грабители», - говорят жители. Только за 4 месяца текущего года украдены 11.880 метров проводов.
Г. Эпп: - Наши проблемы в расцентрализации. Лицензии выдают в Оренбурге, а мы расплачиваемся. Как в этом случае повлиять на лицензионную комиссию? В ней работают примерно 10 человек, и проверить все скупки они физически не в состоянии.
Корр.: - А как добиться передачи права контроля?
Г. Эпп: - Да кто ж это право отдаст! Сегодня мы только говорим о том, что должна возобновить работу административная комиссия, но никто нам свои полномочия не передает.
А. Васильев: - Я был заместителем председателя городской административной комиссии и могу утверждать, что от работы комиссии был результат. А сейчас что? Из 320 материалов, которые мы направили в госторгинспекцию, решение о штрафе вынесено в 19 случаях. Нарушители заплатили штраф от 300 до 2 тысяч рублей. В 119 случаях вынесены постановления о прекращении производства по делу, 68 дел закрыты из-за отсутствия состава административного правонарушения, 51 материал попал в список малозначительных преступлений. Существующая система не позволяет оперативно влиять на ситуацию. Пока пройдет поток взаимного обмена информацией, уходит время.
Г. Эпп: - Считаю, что не все возможности исчерпаны. Можно работать с садоводами, заставить их контактировать с охраной. Стоит обратить внимание и на ППС, которая должна патрулировать в городе. Я понимаю, есть проблемы с бензином, кадрами, но надо находить какие-то резервы.
А. Васильев: - Мы свои проблемы знаем и занимаемся ими. А организующим звеном должна стать власть.
Корр.: - Камешек в огород глав администраций…
Г. Эпп: - Мы не власть, а ее составляющая часть.
А. Васильев: - Я признаю, что милиция не дорабатывает, на что есть объективные и субъективные причины. Совершенно очевидно, что все эти проблемы должны решаться в комплексе, всеми организациями и учреждениями в рамках своей компетенции.
От редакции. Болевые точки обозначены. Остается ответить на главный вопрос: «Что делать дальше?». Из высказываний участников «круглого стола» можно сделать вывод, что контрмеры, о которых говорилось два года назад, ни к чему не привели. А новые законопроекты лишь усугубляют ситуацию. Сил одних милиционеров явно недостаточно. Потуги администраций районов повлиять на проблему напоминают охоту на медведя с хворостиной. Практически не заметна роль местной власти. Конкретной программы борьбы со скупщиками не было и нет. С областным лицензионным комитетом вплотную никто не работает. О необходимости патрулирования говорилось и два года назад, а воз и ныне там. Так и не прозвучал ответ на вопрос: «Кто должен контролировать выполнение закона, в котором четко говорится, что приемщики должны оформлять акты купли-продажи с указанием данных о покупателе и характере лома и работать по безналичному расчету?».
Проблема хищений металла, похоже, не потеряет свою актуальность и через два года. И тогда снова кто-то скажет: «Голосуйте за меня, и я займусь борьбой с расхитителями цветнины».

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.