РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Юбилейный марш "Строймаша" завод строительных машин отмечает 60-летие

Сегодня у генерального директора завода «Строймаш», можно сказать, двойной производственный юбилей: 60 лет предприятию и 10 лет его директорству, пришедшемуся на самые трудные постперестроечные годы.«МЫ СОХРАНИЛИ ЗАВОД – И ЭТО ГЛАВНОЕ»
- Леонид Константинович, позади у Вас, используя советскую терминологию, две пятилетки. Что самое главное сделано за эти годы?
- Для меня, как руководителя машиностроительного завода, принципиально важным является то, что удалось сохранить производство. «Строймаш» не превратился в кустарную мастерскую – и это главное. Вся наша жизнь в 90-е годы требовала, чтобы мы начали «урезаться», сокращать кадры: ведь доходило до того, что лишь 10-15 процентов от реализации мы получали наличными деньгами, зарплату платить было нечем! По логике вещей, надо было проводить оптимизацию кадров, то есть увольнять работников. Но чем мы отличаемся от иных предприятий? У нас большое количество технологических процессов, которыми занимаются буквально несколько человек, в некоторых случаях – один или двое. Сократим, утратим собственно технологические процессы, а коль свертываются технологии, то и завод превращается в какой-нибудь мелкий ремонтный участок – сколько примеров вокруг! Да и замену кадрам в случае необходимости потом не найти. Кроме того, у нас было четкое понимание, что спад, кризис – временные явления. Надо пережить, переждать. Но ни в коем случае не резать по живому. Переждали. Ситуация изменилась, пошли заказы на копры и буровые – мы их выполняем только потому, что сохранили технический и производственный потенциалы.
- А ведь Вы еще и всю социальную сферу в отличие от других заводов сохранили…
- Мы за счет нее выжили. Когда в стране разразилась галопирующая инфляция, денег не стало, появился бартер, «Строймаш» фактически обслуживал своих работников по принципам натурального хозяйства. В зачет зарплаты люди жили в заводском общежитии, водили детей в садик, брали в магазине продукты, питались в столовой. Если бы не было «социалки», нам пришлось бы сокращать состав работающих примерно на треть. А как иначе: денег нет, предложить людям мы ничего не можем, как им тогда жить? В общем, социальная сфера завод выручила. Сейчас, когда пошли «живые» деньги, она стала убыточна, поэтому какие-то объекты будут отделяться от основного производства или переводиться на хозрасчет.
- С кадрами проблем нет?
- Настоящим машиностроителем становятся, проработав лет десять на заводе, не меньше. Костяк настоящих профессионалов, как я уже говорил, сохранился и в цехах, и в отделах. Было время, когда коллектив начал стареть: молодежь не шла, а ветеранам приходила пора оформлять пенсию. Последние годы наблюдается приток молодежи. Мы даже молодежные свадьбы играть начали, лет пять-шесть тому назад об этом и думать не могли. Кстати, в подарок от завода новоиспеченная семья получает квартиру в общежитии. Соревнования у нас проводятся регулярно, опять-таки при активнейшем участии молодежи. Я думаю, люди пережили массовую тягу к торговле, коммерции, поняли, что такое мелкий бизнес. И пошли на завод – туда, где коллектив, где жизнь более стабильна где чувствуют себя увереннее.
- Вы верите в скорый промышленный подъем и стабилизацию производства?
- Я не знаю, когда все это будет. Но у нас нет иного выхода – мы не должны впадать в панику или же плакаться в жилетку по поводу того, что государство самоустранилось от управления хозяйством. Мы не должны уподобляться временщикам, которые приходят на предприятие, чтобы хапнуть побольше, разорить все и бросить. Надо жить и работать, обеспечивать свои семьи, сохранять производство для потомков.
- Что с перспективными планами «Строймаша», и каким Вам представляется ближайшее будущее завода?
- В течение последних десяти лет мы планируем на два-три месяца вперед, не более. Все дальнейшие перспективы зависят от многих факторов: политической конъюнктуры в стране, цен на нефть на мировых рынках и так далее, и тому подобное. Долгосрочное планирование пока нереально, живем сегодняшним днем.
- С каким настроением встречаете юбилей?
- Самое грустное для меня то, что сохраняется настроение ожидания. Надо переходить к конкретным делам и действиям, а мы все чего-то ждем…

ЕЖЕГОДНО – НОВАЯ МАШИНА
Экономическая ситуация последних лет диктует производству свои, жесткие условия. Чтобы выжить в бушующем океане промышленного хаоса и не утонуть в пучине кризиса, завод должен найти свою нишу. Если хотите, козырную карту, которая выручит в любой, самой сложной ситуации. У “Строймаша” такой козырь есть: ежегодно завод делает новую машину. За счет чего и живет.
Раньше, при плановой советской экономике, было так: конструкторы разрабатывают машину, потом в НИИ года три ее доводят до ума, затем приказом по министерству завод изготавливает опытный образец, он проходит обкатку и лишь после этого поступает в массовое производство. Таким образом, от момента возникновения идеи до ее реализации проходило… от пяти до семи лет! Сейчас “Строймаш” весь этот процесс осуществляет своими силами за 12 месяцев. Перелистаем страницы технических достижений последних лет.
В 2000-м году нефтяникам Севера понадобился такой копер, который мог самостоятельно перемещаться по тайге и тундре, – тяжелые разборные копры их больше не устраивали. Строймашевские конструкторы сели за кульманы и в кратчайшие сроки разработали совершенно уникальный проект на базе трактора Т-170. Изготовили опытный образец, отправили на эксплуатацию. Заказчик – “Сургутнефтегаз” - остался доволен, и с тех пор копры на гусеничном ходу с маркой Орского завода строительных машин можно встретить в самых глухих сибирских уголках. К слову, завод приобретает для копров только тракторы и дизель-молоты, а остальное оборудование изготавливается в собственных цехах. И еще один примечательный момент: если конвера, которые также являются визитной карточкой “Строймаша”, производят на многих предприятиях, то копры в России делают лишь два завода, один – наш, орский, другой – стерлитамакский. Но вернемся к “северному” заказу. Слухи в тех краях распространяются быстро, и весть о том, что на большой земле, в Орске, делают качественные машины, быстро облетела Сибирь. В 2001 году на завод обратились с просьбой изготовить буровую установку, способную работать в вечной мерзлоте. Конструкторы выехали на место, посмотрели. Действительно, для того, чтобы бур прошел сквозь вечную мерзлоту, приходилось ее оттаивать. Отсюда задержка во времени и масса ненужных проблем. Орчане сконструировали такую машину, которая сама вгрызалась в вековую твердь. В Салехарде прошли испытания новой техники, и она прижилась. В 2002-м году для установки ретрансляторов мобильной связи потребовался еще более мобильный копер. “Строймаш” сделал. Уже не на гусеничном ходу, а на базе автомобиля “Урал”. В нынешнем, юбилейном году на орчан вышли москвичи – знаменитый “Мостострой”, которому потребовалась машина для подачи щебня на 15-метровую высоту (в столице намерены впредь строить метро на сваях, как в Нью-Йорке). Пришел заказ из Алма-Аты на изготовление гусеничного копра для 16-метровых свай. Этот проект прорабатывается, имеется техническое задание. Так что есть простор для конструкторской мысли!
К слову, на заводе в течение полутора лет ввели международную систему обеспечения качества ИСО-9000. Она охватывает все аспекты жизни предприятия – от маркетинга до собственно производства. Провели обучение персонала, разработали инструкции, согласовали с сертификационным центром, находящимся в Челябинске, и заводу выдали сертификат, подтверждающий, что предприятие соответствует системе ИСО т.е., – международным стандартам качества.
Как отмечает главный инженер “Строймаша” С. Кукушкин, завод берется практически за все заказы. Для орских машиностроителей нет “мелких” клиентов – все важны, работают с каждым, в том числе и по разовым заказам. Изготавливают запчасти к сельхозмашинам для всего восточного Оренбуржья, а также детали к поизносившейся японской технике, работающей на тюменском Севере. Делают единичные конвера по спецзаказам. Поддерживают тесные контакты с екатеринбургским “Ниипроектасбестом”, занимающимся комплектацией заводов, поставляют оборудование и туда. Все эти, на первый взгляд, мелочи являются отличным подспорьем для основного производства тяжелых машин.
А еще стоймашевцы берутся за оригинальные, не имеющие аналогов проекты. В уже знакомом орчанам Салехарде решили возвести вантовые мосты, “Строймаш” изготовил для них специальные лебедки. Пуск тех мостов в эксплуатацию показало центральное телевидение. Еще более смелый проект осуществили в Соль-Илецке, изготовив по институтской разработке устройство для сдвига копра, стоящего над соляной шахтой. В результате, практически не останавливая основное производство, махину в сотни тонн весом за несколько проходов передвинули домкратами… на два десятка метров!
Однако вряд ли смог “Строймаш” работать по формуле “один год – одна машина”, если бы на заводе не сложился коллектив инженеров-единомышленников, которому по силам решать самые сложные задачи. Кстати, в отличие от иных производств, строймашевские конструкторы не ограничивают себя жетскими рамками какой-то одной специализации. Они – универсалы, а такие специалисты очень ценятся в наше время, когда на производстве нужны думающие мастера, умельцы на все руки. Возглавляет технический отдел С. Фролов – своеобразный генератор идей. В конструкторском бюро тон задают А. Башлыков, который всю жизнь провел на заводе, и ныне, как говорят коллеги, “чертит копры”, а также П. Мосин. В бюро технологов и металлургов идейными лидерами являются В. Малкина и А. Павленко, в бюро сварки – И. Маменко. Все они – ветераны машиностроительного производства, знающие свое дело, что называется, “от а до я”. Они – старая гвардия конструкторской мысли, на которой держится благополучие “Строймаша”. В последние три года, что особо отрадно для руководства, стала появляться молодежь – вчерашние выпускники технических вузов. Техотдел укомплектован квалифицированными кадрами, наблюдается преемственность поколений. А значит, у завода есть будущее.

НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ ЕСТЬ У РАБОТНИКОВ “СТРОЙМАША”
Едва ступив на территорию “Строймаша”, невольно ощущаешь себя путешественником во времени. Все здесь напоминает старые советские времена: площадки заасфальтированы и подметены, бордюры сияют белизной от недавней побелки, газоны пострижены, на клумбах – цветы, Доска почета радует фотографиями передовиков труда. Как видим, человек здесь на первом месте. Несмотря на экономические потрясения и перемены, завод остался верным своим традициям и сохранил практически всю социальную сферу.
Гордость “Строймаша” - спортивно-оздоровительный комплекс с тренажерным залом, бассейном, сауной, русской и турецкой баней. По субботам здесь можно отдохнуть с семьей, а в будние дни поиграть в волейбол, настольный теннис, заняться тяжелой атлетикой. Приходят в спорткомплекс и бывшие работники, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе.
Свои достижения в спорте строймашевцы демонстрируют на ежегодных соревнованиях по волейболу, мини-футболу. Померяться силами с заводчанами приезжают и работники других предприятий, представители прокуратуры, таможни. Традиционными стали семейные соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”. Заражают спортом и молодежь. Совсем недавно прошли соревнования, в которых участвовали работники завода, а также учащиеся ПУ № 1 и школы № 31. Возможно, кто-то из них придет работать на завод и войдет в состав уже строймашевской команды, как Дмитрий Комарницкий, выпускник училища № 1.
Красивая природа, лыжи, лето, катамараны – все это ассоциируется с турбазой “Уралочка”, что находится в Губерлинских горах. Вот уже 20 лет принимает она гостей-заводчан. Только в прошлом году здесь побывали 337 семей. И неудивительно: отдых на славу, и путевка обходится всего в 30% стоимости.
А еще на “Строймаше” есть хорошая библиотека, где можно найти многие литературные новинки. Об истории завода, его становлении, людях рассказывает заводской музей.
Пожалуй, это единственное предприятие, где есть общество охотников и рыболовов. 13 лет существует оно во главе с заядлым охотником и рыболовом В. Поповым и насчитывает более сотни человек. Среди охотников ежегодно проводятся соревнования по стендовой стрельбе. Не лишены состязательного духа и рыболовы: в придачу к хорошему улову победитель получает приз. Чтобы заводчане могли беспрепятственно добраться до места охоты или ловли, руководство приобрело машину, снаряжение. Ветераны завода не отстают от молодых. Мастер подледного лова А. Давыдов даст фору любому рыболову. Не верите? Тогда дождитесь зимы и на лед!
Без полноценного питания рабочему человеку нельзя: слишком много сил тратится на производстве. Поэтому в заводских столовых стараются готовить вкусно и разнообразно. Больше половины стоимости обеда компенсирует завод, и говорить о серьезных затратах на питание не приходится. Строймашевцы утверждают, что сервировка праздничного стола в заводской столовой ничем не уступает ресторанам города. И все благодаря умениям заведующей столовой О. Ивановой. Хорошей подмогой заводчанам всегда было пригородное хозяйство, что в п. Победа. Здесь выращивают крупный рогатый скот, свиней. Есть у “Строймаша” своя грибница.
К молодому поколению на заводе относятся особо: понимают, что молодежь – это смена, будущее “Строймаша”. Тем, у кого нет жилья, предоставляется общежитие - молодежное или семейное. На сегодняшний день в двух корпусах проживают 160 семей. Только месяц назад еще 7 семей справили новоселье. Заводчане, воспитывающие трех и более детей, а также детей-инвалидов, оплачивают всего 50% стоимости коммунальных услуг в общежитии. Этой льготой пользуются и пенсионеры завода.
Работник, окончивший учебное заведение, получает премию. На денежное вознаграждение в размере трех окладов могут претендовать и те, кто вернулся на “Строймаш” после службы в армии. Со срочниками постоянно поддерживается связь: письма, поздравления, посылки. Не чувствуют себя обделенными вниманием и ветераны завода. Уходя на пенсию, юбиляр получает премию, а в такие праздники, как 9 Мая, День пожилых людей – поздравления, материальную поддержку. И дело тут даже не в подарках, а в элементарном внимании к людям, судьбы которых переплелись с судьбой завода. Есть на предприятии совет ветеранов, который возглавляет бывший прораб ремонтно-строительной группы В. Князева.
Особое внимание уделяется женщинам, поскольку представительниц слабого пола меньшинство – всего 300 человек. Один раз в месяц работницам предоставляют оплачиваемый отгул. Не забывают мужчины и о таких праздниках, как 8 Марта, Новый год. Хорошей традицией стало проведение концертов силами заводчан. Б. Луконин, А. Вертьянов, А. Гришечкин, Е. Сметанкин – это далеко не весь список людей, которые активно участвуют в организации и проведении концертов. А руководит их действиями Г. Кондратьева.
Вне зависимости от времени и экономических потрясений у строймашевцев всегда есть прочный тыл – завод, который заботится о своих работниках и в любую минуту готов прийти на помощь.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.