РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Оренбург – российские ворота на Великом шелковом пути

«Слышал, что первый камень для строительства Транссибирской магистрали был заложен цесаревичем Николаем, ставшим потом императором Николаем II». 

Л. Филатов.

Мы попросили М. Кильдяшова, члена Союза писателей РФ, члена Изборского клуба, спросить об этом у Ю. Тавровского, востоковеда, профессора Российского университета дружбы народов:

– Развитие Русского Востока – вековая традиция. Начатое Александром III закрепление России на дальневосточных рубежах, планы строительства Транссибирской магистрали не вызывали энтузиазма ни среди придворных кругов, связанных с Западом кровными и коррупционными узами, ни среди искавшей в Европе эталона демократии либеральной публики. Однако поддержка восточной политики Александра III нашла воплощение в знаменитом морском путешествии в 1890 – 1891 годах цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в Египет, Индию, Китай, Японию с возвращением по суше через Владивосток и Оренбург. Спутник цесаревича – востоковед князь Э. Ухтомский – писал о поставленной цели «кругоазиатского» вояжа: «Передать сибирякам попечительно-творческие мысли о необходимости пробуждения восточных окраин, озарить тамошнюю тусклую и однозвучную мысль от всего сердца идущим приветом и лаской. Факт августейшего приезда из Приморской области на Оренбург должен оставить неизгладимый след на поверхности местного строя и быта, доказав неразрывную духовную связь между туземным населением и императорским домом…» Проехав за время странствия по доброй дюжине Востока, осознав безграничные возможности взаимодействия России с Азией, Николай увлекся идеей «азийства», которую сформулировал Ухтомский, востоковед-буддолог, призывая выстраивать со Срединной империей равноправные отношения. Цесаревич заложил во Владивостоке первый камень Транссибирской магистрали. Характерно, что цесаревич завершил «кругоазиатское» путешествие в Оренбурге. Для его встречи Оренбургское казачье войско сформировало три льготных полка, три батареи, выставило три сотни казачат, конвойные команды, почетные караулы и команды ординарцев из георгиевских кавалеров. На восточной границе войска, близ поселка Алабужского, соорудили триумфальную арку. Там 20 июля 1891 года цесаревич принял от казачьих атаманов хлеб-соль и въехал в Оренбургскую губернию. После нескольких дней молебнов Николай Александрович поездом отправился из Оренбурга в Санкт-Петербург. Своим пребыванием в Оренбурге он подчеркнул значение города как форпоста русской цивилизации на границе с зоной влияния Великого шелкового пути.

И вот Шелковый путь снова стучится в ворота России. Шоссейная дорога «Западный Китай – Западная Европа» уже действует в КНР. Как и когда будет проложена дорога через Оренбуржье и Татарстан вплоть до берегов Невы? Это будет зависеть от расторопности федеральных властей. Современное шоссе расширит возможности для экспорта оренбургских товаров на Запад и Восток. 


Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.