РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Наша высшая школа - лучшая в мире

Не так давно ректор Орского гуманитарно-технологического института Г. Мелекесов защитил докторскую диссертацию на базе Оренбургского госуниверситета, и ему была присвоена степень доктора педагогических наук. Уже одиннадцать лет Геннадий Анатольевич возглавляет единственный государственный вуз в восточном Оренбуржье. Под его началом находился педагогический корпус, а после слияния педагогического и индустриального институтов он стал руководить мощным научным комплексом ОГТИ.Получение Г. Мелекесовым докторской степени явилось хорошим поводом для того, чтобы встретиться с ним и поговорить о проблемах и достижениях ОГТИ, состоянии высшего образования как в России, так и Орске в частности, о науке в целом.
Разумеется, первым делом мы попросили Геннадия Анатольевича рассказать о докторской диссертации, ее защите, трудностях, с которыми столкнулся в процессе написания работы.
- Тема моей докторской звучит следующим образом: “Развитие аксеологического потенциала будущего учителя”. Научным консультантом была доктор педагогических наук, профессор, академик, проректор по научной работе ОГУ А. Кирьякова. Если кратко, то методологической основой темы стала теория ценностей, которая берет начало в западных философии и педагогике. Основная задача, которую я попытался решить в ходе написания работы, – это придание учебно-воспитательному процессу при подготовке студента педагогического вуза ценностной ориентации. Понятно, что в каждой профессии есть свои ценности, и учителя не исключение. Цель педагогов вузов не просто научить студента преподавать математику, физику или другие предметы, но и привить ему осознание этих ценностей. Над самой диссертацией я трудился около четырех лет. Но процесс ее написания предваряла большая работа по изучению проблемы. Это, прежде всего, многочисленные научные статьи, публикуемые, в том числе и в официальном журнале “Вестник ОГУ”, две монографии, одна из которых вышла в Челябинском государственном университете, а вторая – в Московском государственном педагогическом университете.
Основные трудности, которые возникали в ходе написания работы, были связаны с желанием переделать уже написанное. Обычно, когда диссертация уже готова, и начинаешь ее редактировать, правишь целые параграфы, постоянно что-то изменяя, добавляя новые факты.
Трудность заключалась еще и в том, что ведущей организацией являлся Челябинский госуниверситет, и для согласования ряда вопросов необходимо было ездить в Челябинск. Возникали и технические проблемы взаимообмена данными диссертации с оппонентами, которых у меня на защите было трое, и находились они в разных городах РФ. Это доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена в Санкт-Петербурге Е. Заир-Бек. Второй оппонент - Э. Хамитов - ректор башкирского государственного педагогического университета, третий - член-корреспондент Российской академии образования, доктор наук, профессор Самарского педагогического университета В. Бездухов.
- Геннадий Анатольевич, что дает докторская степень ректору столь мощной образовательной структуры, как ОГТИ?
- Понимаете, если преподаватель работает в вузе, то он обязательно должен быть дипломированным и, как минимум, иметь степень кандидата наук. Ну, а если речь идет о проректорах и ректорах высших учебных заведений, то тут уж, как говорится, сам Бог велел расти, достигая все новых и новых научных высот. В нашем институте работает несколько докторов наук: проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор В. Земцова, декан филологического факультета, доктор филологических наук, профессор Н. Ерофеева, заведующий кафедрой методики обучения русскому языку в начальной школе, доктор педагогических наук, профессор А. Флоря.
- Вот уже 11 лет, как Вы исполняете обязанности ректора, расскажите о том, что удалось сделать за этот немалый срок.
- Так уж получилось, что ректором я стал в один из самых сложных для нашей страны периодов. Как раз в январе 1992 начались реформы, цены были отпущены, старая система рухнула в одночасье. Мы оказались в штормящем океане, где властвовал один закон: выплывешь или утонешь, иного не дано. По всем западным критериям, российская высшая школа давно должна была утонуть. Но, к нашему счастью, благодаря усилиям ректорского корпуса России, ей не только удалось выплыть, но и работать на перспективу. Я глубоко убежден в том, что по фундаментальным наукам наши высшие образовательные учебные учреждения находятся на более высоком уровне, нежели зарубежные.
Пришлось побарахтаться в этом океане и нашему институту. С мая 1992 года я исполняю обязанности ректора, а в марте 1994 года мы сдали в эксплуатацию библиотечно-аудиторную пристройку к главному корпусу. Было трудно, но ее построили. Пока шли работы, заложили фундамент под многоквартирный жилой дом для сотрудников института. В августе 1995 года вместе с Б. Плохотнюком, тогда исполняющим обязанности начальника Орского отделения Южно-Уральской железной дороги, начали активно вести строительство этого дома, и в августе 1998-го, всего через три года, мы его закончили. В августе же наши преподаватели бесплатно получили 36 квартир. Примечательно, что это событие совпало с резким падением курса доллара в печально известный «черный вторник».
В ноябре прошлого года мы построили великолепное здание для экономического факультета. Понятно, что и этот объект дался нелегко. В этом году удалось отстоять профилакторий “Олимпийский”, принадлежавший механическому заводу. Областной комитет по имуществу передал профилакторий ОГТИ. Теперь семь тысяч студентов, обучающихся в нашем вузе, имеют возможность поправить здоровье.
Не так давно в вузе открылся новый факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство». Для него нужна серьезная основа. С 1 сентября учебно-курсовой комбинат по подготовке водителей, расположенный в районе остановки “Транспортная”, станет нашим структурным подразделением. С приобретением автошколы мы решим сразу две задачи. Это будет не только материально-техническая база для подготовки инженеров, но и школа подготовки водителей разных категорий.
- Геннадий Анатольевич, Вы существенно укрепили материальную базу, а как обстоят дела в образовательной части?
- В позапрошлом году мы получили лицензию на шесть новых педагогических специальностей: информатика, биология, история, безопасность жизнедеятельности, социальная педагогика, педагогика и психология. Педагогическим коллективом института была проведена большая работа. Ранее таких специалистов готовили вузы Оренбурга и других крупных городов. Но сегодня, в силу того, что обслуживаем всю восточную зону Оренбуржья, перед нами поставили задачу обеспечить данными специалистами восток области. Также были открыты две новые технические специальности.
- Как при таком невнимании к образованию со стороны государства удается находить средства на развитие высшей школы?
- Положение нынешнего образования вообще и высшего в частности всем известно. Городские власти, как только речь заходит о финансировании, начинают ссылаться на федеральный бюджет, а чиновники Министерства образования прямо заявляют: денег нет. Но мы выживаем. Наряду с частичным федеральным финансированием приходится уповать на внебюджетную деятельность института. Все вместе и дает результат. От областных и местных властей мы получаем только моральную поддержку. Правда, нужно отметить, что когда занимались приемом санатория–профилактория, то большую помощь оказала городская администрация и лично мэр Ю. Черноусов, который понял необходимость сохранения этого учреждения для города.
- В последнее время в городе появилось множество филиалов коммерческих и государственных вузов, чувствуете ли конкуренцию?
- На всероссийском совете ректоров В. Путин прямо заявил, что на сегодняшний момент в России частных вузов, дающих качественное образование, почти не существует. Те филиалы, которые открываются у нас, не выдерживают никакой критики. Единственная их цель - вытянуть побольше денег из жителей провинции. Поэтому я бы рекомендовал обучаться все же в государственном вузе.
- Сейчас пора вступительных экзаменов, расскажите немного о том, как складывается ситуация для ОГТИ.
- В этом году самый высокий конкурс за время существования ОГТИ. Снова лидирует информатика. В прошлом году конкурс на эту специальность составлял 10 человек на место. Высокие конкурсы на специальность «Педагогика и психология», экономические и технические специальности, специальности, связанные с энергоснабжением. В этом году зачисление на многие факультеты будет проводиться по результатам ЕГЭ.
У некоторых сложилось впечатление, что у нас преимущественно платное обучение. Но хочу еще раз сказать, что ОГТИ - государственный вуз. Моя задача как ректора - выполнить государственный план бюджетного набора. В этом году Министерство образования установило планку в 670 человек по очной форме обучения. Причем с каждым годом количество бюджетных мест увеличивается. Разумеется, мы принимаем студентов и на платной основе, но главная цель - выполнить государственный заказ. Наш институт - университетского направления, поэтому мы обязаны выпустить экономистов, инженеров, учителей высокой пробы, что и делаем, несмотря ни на какие трудности.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.