Родом из XV века
- Общество
- 31-07-2020
Повторить роспись многоярусного иконостаса Троице-Сергиевой лавры XV века планируют в орском Троицком соборе, где сейчас продолжаются строительные работы. Художники иконописной мастерской Иверского женского монастыря уже приступили к эскизам.
В качестве основы для икон берутся МДФ-панели, на них накладывается левкас, то есть грунт, а поверх него делается прорезь, или графья, – тут рисунок наносится темными линиями на белое полотно. Сейчас, по словам художницы Ольги Бычковой, все заготовки для иконостаса находятся на стадии прорези.
– Скоро приступим к роскрыши, то есть начнем прокладывать основные слои иконы, – рассказывает Ольга. – Вот где будет интересно, потому что появятся очертания одежд святых, их лики, фон, пейзаж.
Но самый завораживающий этап, пожалуй, ассист, или наложение на икону золотых линий, которые, как говорит Бычкова, символизируют божественный свет.
– Мы используем специальные акриловые краски и поталь, которая является прекрасной имитацией сусального золота, – говорит Ольга. – Расписываем золотыми штрихами складки одежды, перья ангелов, купола. До этого этапа, правда, нам еще далековато.
Художники изучили немало уникальной литературы по истории Троице-Сергиевой лавры с описанием того, каким был ее иконостас до наступления так называемых богоборческих времен. Тогда с икон сняли серебряные и золотые оклады, которые в наши дни никто так и не восстановил. В орском Троицком храме планируют делать образа с окладами. Изготовлением специальных басм занимается художница Татьяна Гудкова, причем впервые в жизни.
– Батюшка сказал, что все мы в детстве пробовали рисовать на тонком металле шариковой ручкой, поэтому бояться нового дела не стоит. Его слова вселили в меня уверенность, и теперь я с удовольствием чеканю медь, хотя это работа для профессионалов, а не для любителей, – говорит Татьяна.
Орнаменты разные, многие из них с вековой историей, некоторые художница перерабатывает, и тогда на свет появляется современный узор. Работа у Татьяны, конечно, очень кропотливая, ювелирная. Тут надо все мельчайшие детали отчеканить так, чтобы басма получилась уникальной, чтобы человек смотрел на икону – и душа у него радовалась.
Думается, так и будет, ведь мастера здесь трудятся слаженно. В корпусе общежития, куда уже недели через две вселятся сестры, началась роспись домового храма в честь Иоанна Шанхайского. Художница Любовь Машкова с удовольствием показывает, какие краски они используют в работе. Основные цвета – синий, бирюзовый, коричневый и бежевый. Люба здесь относительно недавно, всего пять лет, но любит она свое дело безмерно, говорит о нем с горящими глазами, как и Елена Санина.
– Мы работаем рядом с Господом, приносим пользу и ему, и людям, которые будут посещать монастырь и Паломнический центр, – делится Елена. – Стараемся сделать все идеально. Хотя после окончания, как правило, всегда замечаем какие-то недочеты…
– Ведь не зря говорят, что если художник удовлетворен своей картиной, иконой, то, следовательно, он остановился в развитии. Пока нас эта чаша минует, – подчеркивает Любовь.
В самом монастыре заслуженный художник России Михаил Кирильчук продолжает работу по росписи основного храма. Образы святых на стены он переносит с готовых эскизов при помощи угля и графита.
Протоиерей Сергий Баранов, духовник Иверского женского монастыря:
– В августе планируем освятить храм Иоанна Шанхайского в общежитии для сестер. В большом храме Святой Троицы еще идут строительные работы, к его росписи приступим чуть позже.
Фото автора
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024