Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

В Белоруссию, минуя политику

В Белоруссию, минуя политику В Белоруссию, минуя политику В Белоруссию, минуя политику В Белоруссию, минуя политику В Белоруссию, минуя политику

В последнее время СМИ заполнены сообщениями о ситуации в соседнем государстве. Генетическая память российского народа не может отделить его от братского белорусского, поэтому все, что происходит по ту сторону границы от Бреста до Гомеля, нас интересует. Но сегодня я предлагаю отвлечься от политики и совершить виртуальное культурное путешествие в один из крупных городов Белоруссии – Барановичи. Именно они многие десятки лет оставались значимым населенным пунктом как для самой республики, так и для России.

Орск – Барановичи

Ничто так не роднит города для их жителей, как одинаковые черты. Если бы орчанин захотел найти три сходства родного города с Барановичами, ему бы это легко удалось. 

Во-первых, оба стоят на реках: Орск – на Урале, Барановичи – в междуречье Щары и ее притока Мышанки. Во-вторых, они являются крупнейшими железнодорожными узлами. И, наконец, каждый в свое время принимал на своей территории коронованных особ. Для нашего путешествия это просто факты истории, тогда как если бы вы захотели добраться до города-побратима российских Мытищ и украинской Полтавы, то к вашим услугам всегда поездка на поезде Орск – Москва с последующей пересадкой в столице на Белорусском вокзале. Именно оттуда можно попасть в Барановичи практически в любое время суток, потому что количество поездов, проходящих через этот крупнейший европейский железнодорожный узел, может сравниться разве что с числом составов до Москвы и Санкт-Петербурга. К тому же, как и в Орске, в Барановичах две железнодорожные станции – Барановичи Центральные и Полесские. 


Узел из железа

Первое упоминание о Барановичах историки датируют 1627 годом, о них говорится в завещании помещицы Синявской, которой в то время принадлежали земли будущего города. Но городской статус поселение получило только в 1871 году. 

Барановичи развивались столь интенсивно, что уже к концу XIX века стали значимой транспортной развязкой Российской империи. Сам император Александр III распорядился построить железную дорогу, проходящую через Барановичи по маршруту Вильно – Ровно. И вот уже на перекрестке дорог, ведущих к российской столице, возникает целая сеть более мелких направлений, стратегически превращающих Барановичи в крупнейший европейский железнодорожный центр. 

Государь, известный своими меткими выражениями, дал ему неофициальное название – «узел из железа». Таким образом, железная дорога и в наши дни кормит горожан, поскольку большая часть населения так или иначе связана с ней. 


Музей под открытым небом

Стоит любому гостю города сойти с поезда на вокзале Барановичи Полесские, как в нескольких метрах от него можно найти примечательное место – музей железнодорожного транспорта. Он был открыт в 1984 году как музей истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги и сегодня занимает большую территорию, прилегающую к вокзалу, а также старинное здание постройки начала прошлого века. 

В его залах представлены этапы становления и развития железнодорожного транспорта. Через исторические документы, фотоматериалы, объемные экспонаты, макеты техники, картины, железнодорожную форму, другие музейные предметы прослеживаются прошлое и настоящее, работа и быт железнодорожников. О разных периодах технического оснащения магистрали рассказывает первая в Белоруссии экспозиция истории железнодорожной техники под открытым небом, начавшая действовать в 1999 году. Там вы найдете паровозы в натуральную величину. Все экспонаты можно не только потрогать, но и совершить поездку, например на дрезине. Вы сможете вскочить на подножку первого поезда, отправившегося по маршруту Смоленск – Брест аж в 1871 году. Фотографии из этого музея станут приятным напоминанием о том, как вы управляли путевой техникой или наводили зенитное орудие, размещенное на паровозе времен Великой Отечественной войны. 

Детям в музее настоящее раздолье: вся территория ухожена, ребятишки могут свободно бегать по дорожкам между соснами, растущими прямо у старинных вагонов и паровозов. Разрешается даже позвонить в железнодорожный колокол в знак отправления очередного поезда или воспользоваться устройствами сигнализации и связи. Также здесь действует и старинная гидравлическая колонка для заправки поездов водой. А когда вы немного устанете, можно прокатиться на той же дрезине или пройти в один из вагонов, где размещен действующий макет Барановичского железнодорожного узла. 


Ставка главнокомандующего

Мало кто из современных россиян свяжет Барановичи с центром, откуда осуществлялось руководство русскими войсками во время Первой мировой войны. А ведь именно здесь размещались крупные силы Российской императорской армии.

С 3 августа 1914 года по 8 августа 1915-го в городе располагалась ставка великого князя Николая Николаевича, дяди царя и верховного главнокомандующего. Она размещалась недалеко от станции Барановичи Полесские. Именно сюда десять раз приезжал император Николай II. Кроме того, Барановичи стали первым городом Российской империи, где 8 июня 1915 года был установлен монумент героям Первой мировой войны. Сегодня он уже не существует, так как был снесен в середине пятидесятых. Но в городе много новых памятников, чем-то напоминающих бронзовые скульптуры, размещенные возле Орского драмтеатра. Поэтому любой орчанин, посетивший Барановичи, всегда найдет в его центре место, напоминающее родной город.


Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Комментарии