РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы

Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы Без звезд и без памяти. Солдаты, умершие в госпиталях, остались за сквером Славы

Когда началась Великая Отечественная война, они плечом к плечу встали на защиту Родины. А она потом их... забыла в старых могилах, над которыми теперь ковыль и которые отыскать можно с огромным трудом. В Орске такие солдатские захоронения тоже есть. И, как оказалось, в большем количестве, чем предполагалось. 


Когда Нина Русенко в этом году пришла на Покровское старогородское кладбище, чтобы почтить память своих близких, а также солдата Николая Филатова, скончавшегося в одном из орских госпиталей, то обомлела. Оградка и пятиконечная звезда на воинском погребении, которые она красила два года назад, исчезли.

Неизвестные унесли ограждения и с других солдатских захоронений, расположенных неподалеку. 

– Хоронили здесь солдат, умерших от ран в госпитале № 3640, который базировался тогда в школе № 49, – рассказывает Нина Петровна. – Мне было всего два-три года, поэтому о тех событиях я помню лишь со слов мамы. Она растила нас с бабушкой одна, поскольку отец воевал, как и у остальных детей с нашей улицы. Хорошей подмогой для таких женщин, как моя мама, стали ранбольные, которые уже шли на поправку. Они свет чинили, провода тянули. А в 1943 году в госпитале случилось отравление, несколько человек из выздоравливающих погибли, в том числе Николай Федорович Филатов. Его похоронили отдельно от остальных солдат, рядом с гражданскими. А в стороне воинских захоронений было три ряда могил – это больше пятидесяти погребений. 

За могилой Филатова всю жизнь и ухаживает наша собеседница.

– Мама с бабушкой этого солдата всегда поминали и нас к тому же приучили, – говорит Нина Петровна. – Мы, ухаживая за могилой бойца, который нам помогал в сложное военное время, думали, что где-то далеко кто-нибудь точно так же забоится о последнем пристанище нашего отца, который не вернулся с фронта. 

Нину Русенко возмущает, что оградки и звезды украли в основном с воинских захоронений, да еще в год 75-летия Победы! Теперь там практически одни холмы со штырями… 

– Разве останки этих солдат не перезахоронили в сквере Славы в 1965 году? – поинтересовались мы. 

– Что вы! – восклицает Нина Петровна. – Они все остались здесь. Мы до последнего не знали об этом событии. Если бы нас хоть кто-то спросил, мы бы эти могилы показали. Перезахоранивали в основном бойцов с кладбищ поселка Первомайского да Соцгорода, с улицы Новосибирской. Однако фамилии тех, кто до сих пор лежит тут, есть на плитах в сквере Славы, есть там и Николай Филатов, будто бы их всех перезахоронили. Но ведь нет. 

– А как же мемориал умерших от ран солдат, который открыли к пятидесятилетию Победы на самом Покровском кладбище? 

– Там, где его установили, никогда не было воинских захоронений, – подчеркивает Русенко. – Вот и получается: вроде стелы у нас есть, где высечены имена красноармейцев, отдавших свои жизни за мир на земле, а их настоящие могилы давно забросили. И так обидно за бойцов! Неужели до них никому нет дела?..

В учетной карточке воинского захоронения в сквере Славы значится, что на площади Победы перезахоронены останки бойцов (12 урн с прахом) с городского кладбища, хотя перезахоранивали с нескольких. Всего там более 230 фамилий, среди которых числится и Николай Федорович Филатов, умерший 8 декабря 1943 года.

Фото Дмитрия Бикбова


На могилы указали медсестры

В 1965 году, когда проводили перезахоронение, могли действительно эксгумировать не всех бойцов. По словам руководителя гражданско-патриотического клуба «Наследие» Надежды Поселенновой, в 1957 году в городе было сильное наводнение, некоторые погребения смыло. 

Но, как уточняет Надежда Владимировна, в сквер Славы переносили останки бойцов не только с Первомайского кладбища и улицы Новосибирской, но и с Покровского кладбища. 
– Об этом рассказывал фронтовик Дмитрий Степанович Палий, который руководил церемонией перезахоронения, – говорит Поселеннова. – Очевидцы, в частности медсестры местных эвакогоспиталей, указывали места, где были погребены умершие солдаты. Можно лишь предположить, что медики знали не обо всех захоронениях. И да, событие это не афишировалось. Горожане узнали о нем тогда, когда процессия военнослужащих и сопровождающих уже шла по улице Станиславского к скверу Славы. В этот момент, со слов Палия, люди и присоединились к шествию. 
Почему же перезахоронили не всех? На этот вопрос, пожалуй, уже никто не даст ответа.

Колоссальную работу по установлению фамилий тех, кто здесь умер, провела Ольга Советская, учитель истории школы № 43. Она по крупицам собирала информацию о красноармейцах, погребенных на орской земле. Сейчас все эти данные бережно хранят сотрудники и воспитанники клуба «Наследие», известного в городе как Пост № 1.

Следы теряются в архивах

Удивительно, но подробной информации по перезахоронению красноармейцев, умерших в наших госпиталях, нет даже в архивах. Хранитель музейных предметов отдела учета Орского краеведческого музея Елена Нижник нашла лишь одно распоряжение о том событии, и то краткое. 

Горисполком обязывал отдел коммунального хозяйства выполнить работы по переносу останков с кладбищ в сквер Славы. 
– Где проходила эксгумация тел, сколько воинов эксгумировали – неизвестно, – комментирует Елена Васильевна. – Даже отчетов о проделанной работе нет. Фронтовик Дмитрий Палий говорил, что было 12 урн с прахом, но останки скольких солдат в них находились, не уточнил. Та же ситуация и по мемориалу воинов, скончавшихся от ран в госпиталях Орска, что открыли в 1995 году на Покровском кладбище. Документов по нему тоже нет, хотя туда вроде бы подзахоранивали некоторые останки. 
В общем, оба события прошли почти бесследно, даже в печатных изданиях тех лет и скверу Славы, и мемориалу уделили всего пару абзацев. Теперь же получается, что настоящие могилы воинов, благодаря которым наша страна одержала Победу в сорок пятом, преданы забвению как на Покровском кладбище, так и на закрытом Первомайском. Могилы этих бойцов сами по себе, как и их фамилии, высеченные на гранитных плитах памятников, к которым сегодня несут цветы… 
Александр Милорадов, директор МКУ «Служба городских кладбищ»:
– С территории каждого кладбища сегодня крадут металлические ограды, Покровское не исключение. Мы вместе с Ниной Петровной Русенко побывали на месте, предложили ей свою помощь в установке другого ограждения на могиле Николая Филатова. Она обещала подумать, мы обменялись контактами, будем держать связь. 
P. S. Сегодня очень трудно установить места захоронений воинов, умерших в орских госпиталях. Но было бы желание. Только делать это нужно сейчас, пока живы те, кто может указать на заброшенные солдатские могилы. Может быть, с их обустройства и нужно начинать патриотическое воспитание подрастающего поколения? А Нина Русенко тем временем планирует установить на могиле рядового Филатова новую оградку и памятник, чтобы знали все: тут покоится участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.