Разместить рекламу, поздравление, соболезнование
можно по телефону(Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Что такое ОПТ и о чем мог рассказать веник?

Что такое ОПТ и о чем мог рассказать веник?

Минувшей зимой в одной из школ Оренбургской области произошел неоднозначный случай. В Интернете разлетелась информация о том, что учеников привлекли к уборке снега якобы во время или вместо урока труда. Это вызвало недовольство кого-то из родителей. В итоге в ситуации стали разбираться различные ведомства. Мы не беремся давать оценку произошедшему и делать выводы, а предлагаем орчанам вспомнить свои школьные годы, когда уборка в кабинетах и субботники были обычным делом для учеников. Хорошо это было или плохо и нужен ли такой труд современным детям? 

В ритме современной жизни порой не чувствуешь хода времени. Оглядываешься назад, а с момента окончания школы прошло уже 15, а то и 20 лет… Кажется, что только вчера мы были маленькими и с завистью смотрели на старших братьев в пионерских галстуках. Однако эта традиция исчезла еще в девяностые. А то, чем запомнились годы учебы нам самим, вполне может удивить современных детей. 

Я училась в одном из районных центров нашего региона. Мои школьные годы начались в 1994 году и закончились в 2005-м. Еще в младших классах мы узнали, как расшифровывается аббревиатура ОПТ. Общественно полезный труд заключался в мытье парт в конце полугодия. В назначенный день каждый приносил с собой тряпку и мыло. А некоторые приходили со стиральным порошком, который вроде бы помогал более эффективно оттирать следы от ручки со школьных столов. Подготовка классной доски считалась золотым правилом, которое требовало строгого соблюдения. А статус дежурного порой даже помогал ученику. Если хотелось прогуляться во время урока или сходить попить, достаточно было поднять руку. И Мария Ивановна тут же отпускала выйти намочить тряпку для доски. 

В старших классах на кабинетном стенде красовался график мытья пола. Кто с кем сидел, тот с тем вместе и убирался. Отказываться или отлынивать было нельзя. И если классный руководитель замечал, что полы остались не вымытыми, – пиши пропало. 

А осенью и весной мы выходили на субботники, чтобы привести в порядок территорию. Девочки, конечно, морщили носы, неся в школу садовый инвентарь, но деваться было некуда. Помню, один хозяйственный одноклассник подшучивал, когда видел в чьих-то руках пару хворостинок вместо пышного пучка чилиги. Ехидничал: «Какой веник – такая и хозяйка!». Как бы то ни было, от результата проделанной работы становилось отраднее на душе. Ведь было куда приятнее ходить по подметенному школьному двору и садиться за чистые парты. Мы знали, что умение трудиться – то, чему учат не только дома, но и в школе и что в жизни это пригодится. 


По букве закона

Если школьник и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу или принимать участие в летней трудовой практике. 

Старший помощник прокурора Советского района Элла Шафир поясняет, что законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, в Трудовом кодексе РФ и Конвенции о правах ребенка. Кстати, Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка. 

На сегодняшний день действующее законодательство запрещает труд учащихся без согласия родителей. Конечно, большинство из них это согласие дает, но ситуация неоднозначная, мнение родителей меняется. Кроме того, на пришкольных участках основная работа идет летом, а это каникулы. Так, согласно закону привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 

Прежде чем привлекать ученика к работе, следует оповестить его родителей (законных представителей) о том, что он может быть привлечен к труду. Необходимо их письменное согласие. 

Трудовое законодательство выделяет несовершеннолетних в особую категорию работников, для которых устанавливаются и минимальный возраст приема на работу, и специальные требования к максимальной продолжительности рабочего дня. 
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. 


Нужно ли сегодня трудовое воспитание в школе? Или научить ребенка наводить порядок в доме и во дворе – это задача родителей? Однозначно ответить на эти вопросы, пожалуй, невозможно. Каждый, кто имеет отношение к этой теме, может привести свои аргументы в поддержку той или иной точки зрения.

Вячеслав Ращупкин, директор школы № 24: 

– В нашей школе субботники проводятся весной и осенью. Участвуют в них те дети, чьи родители дают письменное согласие, как и требует закон. 

В приобщении к труду есть смысл. Но при этом уборка или субботник, если говорить о них, не должны превышать 45 минут, то есть времени урока. Именно столько школьник может быть максимально сосредоточен на одном деле. И речь не идет о ситуациях, в которых ученики могут перетрудиться. Помыть доску или парту во время уборки класса – вполне нормально и посильно.

Татьяна, мама шестиклассника: 

– Я не против приобщения детей к труду в разумных пределах при согласии родителей. Не вижу ничего плохого в том, что школьники будут выходить на субботники или мыть парты, которые, по сути, являются их рабочим местом. Ведь речь не идет о выполнении какой-то непосильной работы. Или же другая ситуация. Если ребенок, к примеру, сломал стул, почему бы не починить? 

Помню, когда училась в школе, мы «генералили» в кабинетах, убирали школьный двор, что воспринималось вполне нормально. Это было приучением к элементарному труду.

Наталья, мама восьмиклассницы:

– Считаю, что в школе дети должны учиться, а приобщать их к труду можно дома. Я рассуждаю как мать старшеклассницы. Старшие школьники достаточно загружены учебой. После возвращения с занятий нужно поесть, отдохнуть и начинать делать уроки. А ведь есть еще домашние дела. Привлекать к ним детей или нет, дело родителей. Тут каждый решает сам. И если ребенок помогает по дому, то он как раз-таки приучается к труду. Так что в семье воспитывается то, чему мы хотим научить своих детей.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.