В этом году многое воспринимается по-особому, поэтому, возможно, майские праздники получились необычными – как по поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Ведь именно из-за коронавируса президент подписал указ о длительных майских выходных. Это же мечта студента – выдались своеобразные каникулы! Я решил провести их с двойной пользой: навестить родных и побывать в местах, тесно связанных с Днем Победы. Так совпало, что на православную Пасху мне довелось попасть в Морской Никольский собор Кронштадта, на экскурсию по городу и форту Константин – одному из бастионов морского защитного рубежа нашей Родины.
Крепость и форты
Зима 1703 – 1704 года, холодный и неприветливый ветер сбивает треуголку с головы царя Петра I, измеряющего шагами остров Котлин, чтобы затем ступить на насыпной островок, где построили первый форт для защиты со стороны воды новой столицы империи – Санкт-Петербурга. Идет Северная война между Россией и Швецией, которая затянется на 21 год.
Назрела необходимость спешно создать искусственные насыпные острова, под которые сначала вбивались сваи и насыпались камни, чтобы весной враг, считавший залив своим, с удивлением обнаружил закрытый проход к Невской губе. Это был адов труд! Но русские осуществили грандиозный план и построили город-крепость с сетью фортов. Увенчанная ими, словно камнями в своем драгоценном венце, выросла посреди Финского залива крепость Кронштадт – город-корона. В наши дни один из фортов с удовольствием посещают как наши соотечественники, так и иностранные гости.
Форт Константин, названный в честь сына императора Николая I, представляет собой хорошо продуманную линию оборонных сооружений. В некоторые бункеры можно свободно попасть и сегодня. Их мощные двери ясно показывают, что все строилось с расчетом на длительную оборону. К оборудованному причалу подходят корабли и суда на подводных крыльях. А стоит подняться на высокие точки острова, как перед взором открывается прекрасный вид на водную гладь. Очень впечатляет!
Корона или замок?
Первоначально царь Петр дал крепости название Кроншлот, что означает «коронный замок». Архитектор Доменико Трезини, тот самый, что проектировал Петропавловскую крепость и Александро-Невскую лавру, удостоился чести стать автором Кроншлота. К городу был пристроен Александр-шанц – специальная батарея, чьи орудия защищали его с северной стороны. Сегодня это памятник истории и архитектуры XVIII века.
В самом городе возвели систему каналов, один из которых стал обводным и выходил в специальный док, где строили и спускали на воду суда. До сих пор этот канал используется по назначению, а в 2014 году по нему провели крейсер «Аврора», отправленный на ремонт. Гавань Кронштадта никогда не пустует: кроме тех судов, что приписаны к порту, здесь побывал даже ледокол «Красин», а во время военно-морского парада акватория заполняется судами разного водоизмещения. Становится ясно, почему дальновидный политик и стратег Петр Романов задумал крепость и форты именно в этом месте. Со стороны воды все настолько хорошо защищено, что из сохранившихся орудий времен Великой Отечественной войны вполне можно простреливать залив на 35 километров. Это делает крепость практически неприступной, особенно если сюда добавить авиацию и артиллерию всех 17 морских и двух береговых фортов. Замком к обороне является современный Кронштадт, в котором располагаются не только гарнизон, корабли, но и военные учебные заведения, готовящие достойную смену своим славным предшественникам.
Город воинской славы
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт держал такую оборону, что прикрывал собой не только подступы к Ленинграду, малую «Дорогу жизни», но даже пригороды, в том числе Ораниенбаум, сменивший после войны свое немецкое имя на русское – Ломоносов. В крепости размещались даже артиллерийские орудия, снятые с подводных лодок.
Вот факт из военной жизни горожан: во время блокады кронштадтцы быстро выловили всю крупную рыбу в окрестностях острова, оставалась только мелкая, до четырех сантиметров в длину, колюшка. Этой рыбке, спасшей от голодной смерти тысячи людей, поставили небольшой памятник, расположенный на стенке обводного канала.
Еще один важный факт: если для всей нашей страны война была окончена в сорок пятом, то для Кронштадта это произошло намного позже. Финский залив был так нашпигован опасными «подарками» фашистов, что разминировали их до 1949 года. В 2009-м Кронштадту было присвоено высокое звание города воинской славы.
Адмирал Макаров и другие герои
Среди знаменитых людей Кронштадта есть и те, что оставили свой след в мировой истории.
Так, памятник на одной из улиц города рассказывает о том, что по ней когда-то ходил первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен. Здесь он окончил Морской корпус, получив чин гардемарина. Здесь же и упокоился на лютеранском кладбище. Когда смотришь на памятник, замечаешь в руках первооткрывателя карту, где изображен тот самый путь к новому континенту, проложенный кругосветной экспедицией под началом Беллинсгаузена в 1819 – 1821 годах. Недалеко от памятника и по сей день располагается здание, в котором некоторое время трудился изобретатель радио Александр Попов. Стоит помнить, что долгие годы его изобретение не рассекречивалось, а сам Попов преподавал физику в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте.
И, наконец, самый знаменитый человек города-крепости, чьим именем названа улица, а памятник украшает главную Якорную площадь, герой Русско-японской войны адмирал Макаров. Тот самый, что не покинул погибающий крейсер «Варяг», а до последнего вздоха находился на капитанском мостике. Монумент, воздвигнутый по проекту скульптора Л. Шервуда в 1913 году в честь флотоводца, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, находится перед Морским Никольским собором.
Русская «София»
Главный морской храм России, один из самых больших в Европе, Морской Никольский собор сегодня еще и памятник истории, напоминающий своим виду грандиозный храм Святой Софии в Византии.
Он и задумывался архитектором Василием Косяковым как уменьшенная копия того самого храма, что теперь уже не православный, а отдан турками под мечеть. Поэтому наша «София» всегда будет напоминать об утраченной ценности. Но не это главная ее особенность. Многочисленные каменные доски с выбитыми на них именами погибших в разные годы моряков говорят ныне живущим о славных страницах истории русского флота. Сам собор представляет изумительное сооружение великолепной архитектуры. Его золотые купола со стилизованными вензелями якорей и крестов, штурвалом в главном кресте издалека видны любому подъезжающему к Кронштадту человеку. В соборе проводится служба, в свое время ее служил знаменитый на всю Россию священник Иоанн Кронштадтский. И потому для меня было особой честью и радостью побывать с семьей в этом соборе на Пасху. А когда мы уезжали из города, в ушах еще долго звучал молитвенный напев: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Фото предоставлены автором