РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж

С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж С «Пушкинской картой» – в Эрмитаж

Позади пора активных отпусков и дальних поездок. Что касается последних, то из-за ухудшающейся во всем мире ситуации с коронавирусом актуальными становятся путешествия по родной стране. Для студентов в этом есть еще один плюс, потому что с «Пушкинской картой» можно посетить множество музеев и театров с хорошей скидкой. Сегодня мы начинаем цикл статей о некоторых из них. 

Начнем с самого большого и загадочного музея нашей страны – Государственного Эрмитажа. Сложно сказать, сколько раз за свою жизнь я посещал этот дворец красоты, искусства и собрания древностей. Но рад открывать его каждый раз заново. Приглашаю читателей сделать это вместе со мной. Мы побываем на двух удивительных выставках, каждая из которых посвящена всего одному экспонату. 

Для начала узнаем, как путешествовали царские особы. Ведь у них тоже был багаж. В XIX веке об удобных чемоданах на колесиках не могли мечтать даже принцы и принцессы. Но это не помешало изобретателям находить новые способы радовать своих царственных заказчиков интересными решениями. О них-то и рассказывает первая выставка, посвященная «царю всех сундуков». 


Сундук императора

В Синей спальне Зимнего дворца разместилась выставка одного экспоната. Она называется «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III». 

В каталоге, составленном для этой экспозиции, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал этот уникальный экспонат «Трансформером Александра III». И действительно, название отражает саму суть. Посудите сами, в одном сундуке поместились вещи, которые могут быть выставлены в разных витринах, занимая при этом целую комнату. Удивительно, как они помещаются в одном дорожном бауле! В сундуке, который представлен на выставке, есть не только плита, но и фляга для горючего к ней, разные кастрюли для приготовления пищи, стол, стулья, посуда, лекарства и травяные настойки, набор для шитья и штопки, шахматы и другие интересные вещи. Создатель этого дорожного чуда – сербский инженер-изобретатель Огнеслав Костович – оказался в России после Русско-турецкой войны 1877 – 78 годов. Он вызвался помочь нашей армии. На свои средства купил два парохода для переправы через Дунай. Костович был военным и техническим изобретателем. Он сконструировал и дирижабль, и подводную лодку, и подводное освещение, и даже особый вид фанеры. 

Изобретатель сделал многофункциональный сундук специально для великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. Если бы владельцу сундука захотелось спать в дороге, он вполне мог бы так разложить его, что тот бы превратился в походную кровать. Под кроватью располагались створки шкафа для одежды и оружия. Там же ящики для хранения постельного белья, посуды, продуктов. Если эти ящики выдвинуть, можно обнаружить еще одно отделение, куда помещали складные стулья. В крышке сундука есть еще ряд ящиков, среди которых центральную часть занимает туалетный столик. Он подъемный, во время поездки его можно опустить с помощью ножничного механизма. В столике находятся зеркало и предметы для умывания: таз, стаканчики, графины для горячей и холодной воды, коробочки для зубного порошка, мыла и щеток. Там же располагается еще одна полка, раздвинув которую, можно положить бритвенные принадлежности. Также в крышке сундука находились аптечка и письменный прибор. Есть отделение для духов, флакончики от которых сохранились до наших дней. Все эти предметы располагаются в отдельных витринах, а сундук разложен не полностью, но даже в таком виде производит сильное впечатление. Любил и умел император путешествовать с комфортом!


Выставка одной картины

А мы двигаемся в другой зал Эрмитажа, который называется Аполлонов. Он полностью отдан одной картине. Но какой! 

Впервые в период пандемии в нашу страну по соглашению об обмене культурными ценностями привезли картину Рафаэля Санти «Прекрасная садовница». Другое ее название – «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». Картина прибыла из Лувра (Франция). Она должна была стать частью выставки «Линия Рафаэля. 1520 – 2020». Из-за ограничений, связанных с пандемией, «Прекрасная садовница» прибыла в Петербург в 2021 году. Она стала продолжением выставки одной картины из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». 

Представленное полотно относится к числу первых произведений Рафаэля, оказавшихся во Франции. Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем расположились на лоне природы. Мария придерживает сына, который словно вопрошает мать, протягивая ручку к молитвеннику. Когда подходишь к картине, не понимаешь, почему такому небольшому полотну отдан весь зал. Но, постояв напротив нее некоторое время, погружаешься в атмосферу гармонии и тишины, в душе наступает умиротворение. Именно так и должен действовать на человека истинный художественный шедевр. Кстати, если хорошо приглядеться, то у левой ступни Мадонны видна аутентичная подпись мастера. И еще один интересный факт узнал на экскурсии: картина, хранившаяся у французских монархов, долгое время носила иное название – «Мадонна в платье крестьянки», пока коллекционер и знаток искусства Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей название «Прекрасная садовница». 

Выходя из музея, я подумал о том, как много в мире совершенно удивительных вещей, часть из которых можно увидеть в нашей родной стране. Недаром говорят, если побывал в Эрмитаже – будешь стремиться попасть туда снова и снова, чтобы попытаться разгадать очередные загадки его многочисленных шедевров.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.