РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Пнул для пользы дела? Как далеко может зайти тренер в попытке донести свою мысль до подопечных...

Пнул для пользы дела? Как далеко может зайти тренер в попытке донести свою мысль до подопечных...

В середине января во время хоккейного матча произошел инцидент, который вызвал массу споров. Тренер оренбургской команды «Сарматы» Владимир Громилин на пике эмоций пнул молодого хоккеиста, сидевшего на скамейке запасных. Все это попало на камеры. Началась активная дискуссия не только в спортивных кругах, но и далеко за их пределами. Мнения разделились. Одни считают, что для достижения спортивных результатов все средства хороши, даже вспоминают истории из своего детства, когда тренеры позволяли себе более серьезное физическое воздействие. Другие говорят о том, что вряд ли можно добиться уважения и больших успехов, на глазах у всех унижая спортсмена.


Дети остро реагируют на все

Тамара Гётте, мама трех дочерей, приняла решение отдать их на занятия хореографией по нескольким причинам: чтобы приучить к дисциплине, чтобы подрастающий организм окреп, выработалась красивая осанка и, как говорится, для общего развития. 

– Профессиональный спорт мы не рассматривали, – делится Тамара, – так как серьезно заниматься хореографией сможет далеко не каждый. А вот в качестве  хобби – почему бы и нет?.. Но получилось так, что моя дочь Милана решила связать будущую жизнь с танцами. Она планирует поступать в институт искусств. Причем такое решение девочка приняла сама. 

Одно дело – определиться с направлением, совсем другое – выбор тренера, наставника, педагога, от которого зависит очень многое. 

– Мы пришли к хореографу Гульнаре Сералиной, услышав отзывы других родителей, – рассказывает наша героиня. – Считаю, что профессионализм педагога или тренера определяется его отношением к детям, ответственностью, требовательностью, но в разумных пределах. По моему мнению, недопустимо применение грубой силы, оскорблений, морального унижения. Не стоят никакие результаты таких страданий детей. Мы, взрослые, можем не обратить внимания, а дети, особенно подростки, остро воспринимают и переживают каждый инцидент. Уверена, что настоящий профессионал всегда найдет подход и золотую середину в обучении. Своего педагога, который для нас лучше всех, мы, к счастью, нашли. 

Как же поступить, если ребенок начинает жаловаться, что его заставляют заниматься на тренировках, кричат или даже применяют телесные наказания?

– Дети есть дети. Возможно, им просто лень, а может, действительно произошло что-то нехорошее, – размышляет Тамара. – В таких случаях надо выслушать обе стороны и решить проблему совместно. Тогда и ребенок поймет, что он под защитой родителей, и педагогу будет проще донести то, что он хочет добиться от своего воспитанника.


Нужна техника профессионального общения

По мнению Ирины Гапоненко, мамы Владислава, который седьмой год занимается в секции хоккея, тренер может повысить голос на воспитанника, но должен обращаться с ним уважительно. Ни при каких обстоятельствах недопустимо психологическое и физическое воздействие, оскорбления. 

– Если в семье не принято повышать голос, то даже окрик дети могут воспринимать очень болезненно. Такие моменты нужно проговаривать с тренером, – уверена Ирина. – Но в то же время каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, нельзя ставить крест на карьере оступившегося наставника. Нужен тщательный анализ. 

Какими же методами и способами может влиять тренер на воспитанников, стремясь к достижению результата? Здесь на помощь придут серьезные знания в области социальной психологии и педагогики. 

– Тренер обязан владеть техникой профессионального общения, – считает мама юного хоккеиста, – постоянно развивать свои умения, предупреждать и решать конфликтные ситуации. Но если произошел какой-то инцидент, без внимания родителей он остаться не должен. Стоит поговорить с тренером. Если он считает применение силы оправданным, говорит, что по-другому нельзя было, тогда надо писать заявление руководству, если не поможет – обращаться в Управление образования.

Фото из личных архивов


Насилием и унижением ничего не добьешься

Вера Сартакова, балетмейстер: 

– Твердо могу сказать: я противница силового воздействия. На занятиях хореографией очень много тактильного контакта. Это и легкие постукивания по коленкам, и поглаживания по спине, чтобы ребенок почувствовал, где у него мышцы. Но физическим давлением это не назовешь. Слышала о том, что некоторые тренеры могут позволить себе ударить хоккеиста клюшкой во время тренировки. Считаю, что такое недопустимо! Ученики должны чувствовать любовь и заботу тренера. Нужно понимать, что все дети – разные: кто-то более талантлив, кто-то менее. Но думать, что насилием и унижением ты добьешься хороших результатов, ошибочно. Конечно, нужно и замечания делать, и подбадривать, и объяснять. Мне кажется, что родители, которые считают, что для достижения цели все средства хороши, за счет ребенка пытаются реализовать собственные амбиции. Но ведь не столько важны медали, сколько развитие детей. Они не должны реализовывать свои возможности через страх и боль.


Психологическая атмосфера важнее всего

Ольга Топоркова, психолог: 

– Неудивительно, что в данном случае мнение родителей, которые водят детей на тренировки, разделились. В основе их выбора – расставленные приоритеты.

Те, для кого цель оправдывает средства и результаты важнее всего, вероятно, в своем детстве не достигли определенных высот и пытаются через ребенка реализовать свою мечту. Или имеют подобный опыт, оправдывая действия тренера его достижениями. А другие родители, отправляя своих детей заниматься спортом, ориентированы на развитие ребенка, общение со сверстниками или получение общих умений. 

Результаты – это не главное. Важно отношение ребенка к тому, чем он занимается. Соответственно, огромную роль играет психологическая атмосфера на тренировках.

Когда стало известно, что после инцидента тренер «Сарматов» Громилин был уволен, хоккеисты его команды написали обращение к своему наставнику, в котором называют его «человеком с большой буквы» и выражают благодарность за работу. 

В каких случаях тренер повышает голос и позволяет себе бурно проявлять эмоций? Вероятнее всего, тогда, когда из-за своей некомпетентности не понимает, как донести информацию в корректной форме. От бессилия в ход идут обручи, палки, клюшки или ноги, как в этой истории. Остается только догадываться, что происходит в раздевалке, если тренер способен на такое, прекрасно понимая, что его снимают видеокамеры...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.