РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Михайловский замок или дворец?

Михайловский замок или дворец? Михайловский замок или дворец? Михайловский замок или дворец? Михайловский замок или дворец? Михайловский замок или дворец?

Мы продолжаем наше виртуальное путешествие по музеям России. Сегодня заглянем в два из них и разгадаем загадку их названий, которые некоторых туристов вводят в большое заблуждение. 

Многие туристы, посещающие Санкт-Петербург, путают два выдающихся архитектурных сооружения – Михайловский замок и одноименный дворец. В чем же разница и есть ли она вообще? 

Михайловский замок, его еще называют Инженерным, был построен намного раньше, чем Михайловский дворец. Наследник престола Павел Петрович облюбовал место для своего будущего дома-крепости, как он его себе представлял, в 1797 году. Над проектом работали выдающиеся архитекторы Винченцо Бренна и Василий Баженов, построившие здание в классическом стиле. А неофициальное название  – Михайловский – закрепилось, поскольку внутри дворца, напоминающего внешним видом крепость, размещался храм Михаила Архангела, покровителя царствующего дома Романовых. Что касается слова «замок», то оно появилось благодаря причуде будущего императора, так как Павел являлся магистром Мальтийского ордена, а в его традициях было именовать дворцы замками. Второе название этого здания – Инженерный замок. В 1819 году по указу императора Александра Первого здесь разместилось Главное инженерное училище. Отсюда и название.

Что касается Михайловского дворца, то это здание, также выполненное в стиле классицизма, но уже другим выдающимся архитектором Карлом Росси, было построено гораздо позже – в 1819 – 1825 годы. Оно предназначалось для князя Михаила Павловича, четвертого сына Павла Первого, младшего брата императоров Александра Первого и Николая Первого. В честь этого дворца даже переименовали площадь, перед которой стоит здание, но сегодня мы ее знаем не как Михайловскую, а как площадь Искусств. Именно там стоит знаменитый памятник Александру Пушкину, за которым виден огромный дворец с классическими белыми колоннами, портиком и большим выездом для карет. На ограде красуется позолоченный двуглавый орел. 

Объединяет сегодня эти два здания то, что оба находятся в ведении Государственного Русского музея. Основные экспозиции размещаются в Михайловском дворце, который стал наследником Русского музея императора Александра Третьего, основанного в 1898 году. 


Русский музей

Гостям Санкт-Петербурга по традиции в первую очередь предлагают посетить Эрмитаж и Русский музей. С первым мы уже знакомили наших читателей, а теперь предлагаем побывать в Русском музее.

Его основная экспозиционная часть занимает пять зданий: Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Инженерный замок и Летний дворец Петра Первого. Кроме того, в состав музея входят Михайловский и Летний сады, сад Инженерного замка и Домик Петра Первого на Петровской набережной.

В собрании Русского музея более 410 тысяч единиц хранения. Это произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы. 

Заглянем в главное здание – Михайловский дворец. Найти его очень легко: добираетесь на метро до станции «Невский проспект» – выход на канал Грибоедова, затем поворачиваете два раз направо и выходите на площадь Искусств, в центре которой памятник Пушкину. А прямо за ним белоснежные монументальные колонны. Это и есть нужный нам дворец. В ковидное время лучше записаться на экскурсию заранее по Интернету, купив электронный билет. Стоит он 550 рублей, для студентов – 270 рублей, действует Пушкинская карта. Правда, есть нюанс, который лично меня заставил понервничать: собираясь заранее купить билет по Пушкинской карте, обнаружил, что дистанционно никак не получается это сделать, возникают технические проблемы, решить которые мне так и не удалось. Пришлось позже покупать билет в кассе, которая работает в штатном режиме. Перед осмотром экспозиции можно взять аудиогид за 350 рублей или воспользоваться QR-кодом, находящимся на стенде перед входными дверями в первый зал. С его помощью перед вами открывается возможность получения информации о произведениях искусства и самом музее непосредственно с вашего телефона. Очень удобно! Кстати, льготами на билеты пользуются некоторые категории граждан: например, бесплатно музей могут посетить Герои России и Советского Союза, инвалиды с одним сопровождающим, блокадники, многодетные семьи и другие. 

Если у вас есть желание присоединиться к экскурсионной группе из 20 человек, то стоит это указать на сайте при покупке билета. Какое-то время в музей пускали только посетителей, имеющих актуальный QR-код. Это тоже дань времени. 

Но вот все формальности соблюдены – и я в музее. Каждый раз приводит в восторг парадная лестница с бюстом императора Александра Третьего. Широкие пролеты, покрытые ковровой дорожкой, изящные белые колонны, статуи и много света – все это создает прекрасное настроение. 

В первых залах второго этажа вы погружаетесь в мир Древней Руси с ее уникальной иконописью. Здесь можно задержаться надолго, изучая каждую икону, сидя на мягкой банкетке. Когда осматриваешь залы, в глаза бросается необычная конструкция люстр и других светильников, украшенных замысловатыми фигурками. После древней живописи картины, написанные маслом, поражают грандиозными размерами. А их рамы сами по себе произведения искусства. 

Долго бродил по залу, где на одной стене – полотна мариниста Айвазовского, а на другой – картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Но особенно хочется отметить две миниатюры с изображением художника Ильи Репина. На одной из них – он полный сил мужчина средних лет. На второй – уже уставший от жизни человек. От служителей музея я узнал, что разница между портретами не более 10 лет. А причина столь явных изменений во внешности проста: в то время художники пользовались красками, имеющими в своем составе свинец, а он, как стало известно позже, очень ядовит. Поэтому профессия в то время накладывала в буквальном смысле свой отпечаток на лицо художника.


Назад – в средневековье

Прогулявшись по основному зданию Русского музея и зарядившись позитивной энергией от произведений искусства, мы отправляемся к Инженерному замку. 

Подступ к нему стилизован под средневековье с имитацией подъемного моста, рва и крепостными стенами. Внутри широкий двор, где полагалось маршировать солдатам, охранявшим замок. А еще там находится скульптура самого Павла Первого, который сидит словно на страже своих владений. Сразу за воротами нужно свернуть налево – там начинается широкая лестница, в любое время дня погруженная в полумрак. В здании сегодня располагаются музейные экспозиции и очень часто проводятся временные выставки, например посвященные истории семьи императора Александра Третьего. 

Если у вас достаточно времени, можно присесть на гостевой диванчик в одном из маленьких залов и посмотреть документальный фильм об истории замка и его коллекциях. В другом зале стоит специальный экран, который демонстрирует корону Российской империи во всей ее красе в объемном режиме. 

Из всех залов самое большое впечатление на меня произвел Георгиевский. Белизна его изящного убранства успокаивает и располагает к созерцанию. И еще я заметил несколько символов, говорящих о принадлежности первого хозяина замка к Мальтийскому рыцарскому ордену: на потолке Воскресенского зала располагается мальтийский крест. Цветовая гамма залов очень богата – от изумрудно-зеленого до бордового. 

И еще одна общая черта обоих дворцов бросается в глаза: наличие роялей в залах. Это дает возможность проводить фортепианные концерты в исторических интерьерах, что создает для туристов – любителей музыки дополнительные возможности получить удовольствие, не выходя из музея. Мне удалось побывать на таком концерте. Поверьте, слушать музыку во дворце – это нечто особенное.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.