РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Музеи-пригороды

Музеи-пригороды Музеи-пригороды Музеи-пригороды Музеи-пригороды Музеи-пригороды Музеи-пригороды

Мы продолжаем знакомить читателей с музеями культурной столицы нашей страны. В этот раз из Санкт-Петербурга отправимся в город Пушкин.

Дорогой поэта

Александр Пушкин провел свои юные годы в Царскосельском лицее. А добирались до него в каретах по дороге, вдоль которой стояли (и до сих пор стоят) верстовые столбы. Отсюда выражение «верстовая дорога». 

Путь предстоял неблизкий, поэтому для царских особ были выстроены небольшие путевые дворцы, где знатные люди могли отдохнуть, пока меняли лошадей. В наши дни сохранился только один такой дворец, его можно увидеть на южной окраине Санкт-Петербурга, на седьмой версте Царскосельского тракта. Он был построен при Екатерине II по проекту архитектора Юрия Фельтена для отдыха во время пути в летнюю резиденцию и назывался Чесменским дворцом, проектировался вместе с одноименной церковью. 

Дворец был интересен не только по причине частых визитов императрицы. Во-первых, место постройки на финском называлось «лягушачьим болотом», поэтому ставшая его символом лягушка благополучно перекочевала на царский сервиз, которым постоянно пользовались. Во-вторых, построенная церковь оказалась очень холодной, поэтому для служб в зимнее время прямо во дворце построили теплую Рождественскую церковь. Все необходимое для богослужений туда привезли из Эрмитажного дворца, в котором бережно хранилась церковная утварь походных храмов царей Алексея Михайловича и Петра Великого. Не менее примечательно, что именно в дорожном дворце именитые полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов удостоились ордена Святого Георгия. 

По той же дороге, теперь уже асфальтированной, до города Пушкина можно добраться на автобусе от метро «Московская». Время в пути – примерно 40 минут, цена – 55 рублей. На въезде в город увидите первую достопримечательность – Египетские ворота. Раньше их называли Кузьминскими – по расположенной рядом деревне. Современное название несложно угадать, увидев на воротах стилизованные египетские иероглифы и фигурки фараонов. Примечательно, что идею подобных ворот император Александр I подсмотрел в Париже, но при жизни не успел реализовать, поэтому завершили проект уже при Николае I. В то время боковые части ворот представляли собой усеченные пирамиды, в которых располагались караульные помещения – место, где дежурили офицеры, проверявшие всех въезжавших в Царское Село. 

Сразу за Египетскими воротами – памятник Пушкину с весьма непростой судьбой. Когда созданный в 1912 году монумент был представлен на Парижской выставке, его приобрел император Николай II. Однако отправленный в Россию памятник затерялся на железнодорожных складах. Там монументальный Пушкин пережил и царя, и революцию, и Гражданскую войну, пока в двадцатые его случайно не обнаружили сотрудники железной дороги. После переименования города статую водрузили на место у Египетских ворот. Во время Великой Отечественной войны памятник, оказавшийся на самой линии фронта, получил 142 пробоины. Однако уже в 1949 году после длительной реставрации монумент вернулся на свое прежнее место.


Вокзал и детская железная дорога

Отправившись в путь железнодорожным транспортом, вы увидите немало достопримечательностей. Путешествие начнется с Витебского вокзала (метро «Пушкинская») – не только старейшего, но и красивейшего в Европе. 

Движение здесь открылось еще в 1837 году. И это была первая в России железная дорога протяженностью 25 километров. Настоятельно рекомендую прийти за час до отправления электрички в сторону Пушкина. Неспешно поднявшись по широкой лестнице на второй этаж, можно сфотографироваться с бюстом императора Николая I, родоначальника российских железных дорог.

Полюбовавшись интерьером зала с деревянными панелями, картинами на стенах и роялем, пройдите в следующий зал ожидания. Он выполнен в стиле модерн с витиеватыми металлическими конструкциями. Здесь можно сделать фото у памятника австрийскому инженеру Францу Герстнеру, с подачи которого сам император загорелся идеей строительства первой в государстве железной дороги. Скульптор даже вложил в руки бронзового австрийца макет паровоза «Проворный» как символ его масштабного детища. Ведь именно «Проворный» тянул за собой самый первый состав поезда. 

Купив за 47 рублей билет до Пушкина, через 32 минуты после отправления вы сойдете на перрон нового вокзала. Старый, куда прибывала царская семья, давно заброшен, теперь там нет даже путей, а здание пустует. Многие туристы и не подозревают о его существовании, хотя в свое время сюда прибывали гости царской семьи, заграничные послы, а во время Первой мировой войны – и санитарные поезда. Вокзал носил название «Станция «Александровская». Здесь же был построен специальный Царский павильон, имевший выход на Варшавскую ветку железной дороги. Но после революции 1917 года пути к нему разобрали, станцию забросили. В наше время здание взяли в аренду предприниматели, обязавшись восстановить, но так ничего и не сделали. И стоит оно за высоким синим забором, одинокое и бесхозное – немой памятник ушедшим в небытие временам. 

Добираясь до города электричкой, вы сможете увидеть необычный поезд, двигающийся параллельным курсом. На его борту яркими буквами написано: «Сказка». Состав из пяти вагончиков является полной копией большого поезда и принадлежит Малой Октябрьской детской железной дороге. В 2019 году этот маленький состав превратили в музей истории железных дорог. А новая «Сказка» после ремонта дороги, запущенной в эксплуатацию еще в 1948 году, снова работает, став своего рода обучающим экспонатом для юных железнодорожников. В 2008 году также была создана лаборатория железнодорожного моделизма, в которой дети учатся своими руками создавать макеты поездов.


Основные достопримечательности

Если двигаться на автобусе от Египетских ворот, обязательно проедете небольшой деревянный дом желтого цвета на перекрестке Дворцовой и Пушкинской улиц. Его застекленная веранда сразу бросается в глаза. Это бывшая дача Якова Китаева – камердинера Николая I, которую снимала семья Пушкиных у его вдовы Анны. 

Сегодня в здании мемориальный музей-дача Александра Сергеевича, где он в 1831 году провел пять месяцев с молодой супругой. Если вы посетите музей, вам непременно покажут рабочий кабинет поэта, где была написана «Сказка о царе Салтане». Символично, что музей располагается на улице Пушкинской, 2/19. Стоимость билета – всего 100 рублей, для льготников – 80, а для детей до 16 лет посещение бесплатное. 

Дальше у вас есть выбор: если вы хотите посетить памятные места, то маршрут будет один, а если вас больше привлекает духовная жизнь бывшего Царского Села – то несколько иной. В первом случае стоит обратить внимание на два больших дворца – парадный Екатерининский и более скромный Александровский. Рядом с первым располагаются музей-лицей и два парка. В них тоже есть что посмотреть и описать. В Александровском я даже заблудился, и это немудрено, ведь занимает он двести гектаров! Обязательно посетите музей «Россия в Великой войне», расположенный в Государевой Ратной палате. Автобус № 187, курсирующий по городу, довезет почти до самых его дверей. Стоит также побывать в музее города Пушкина, музее «Царскосельская коллекция», доме-музее художника Чистякова. Если не сильно устанете, то перед вами откроет двери музей «Московские ворота», посвященный Триумфальным воротам и их истории. Также любителей физики заинтересует музей «Дворцовая электростанция». 

Выбрав «духовный» маршрут, вы обязательно должны начать с недавно открывшегося после глобальной реставрации Феодоровского собора, но который еще не полностью обустроен в плане подворья. Также стоит посетить Софийский и Екатерининский соборы, церковь Преподобного Сергия Радонежского и Знаменскую церковь. Даже если отправитесь туда исключительно с просветительской целью, духовный заряд и хорошее настроение вам гарантированы.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.