РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Педагоги в дефиците, или О бедном учителе замолвите слово

Педагоги в дефиците, или О бедном учителе замолвите слово Педагоги в дефиците, или О бедном учителе замолвите слово Педагоги в дефиците, или О бедном учителе замолвите слово

Дефицит учителей, да и в целом педагогических работников, наблюдается во всех регионах страны. Орск не исключение. По данным местного Управления образования, школы укомплектованы едва ли не на сто процентов. Но почему же в таком случае преподаватели работают на две ставки? Получается, что кадров все же не хватает? 

Всего, по информации Управления образования города, на начало сентября этого года в общеобразовательных организациях трудятся 1317 педагогических работников. А укомплектованность кадрами составляет 98,7 процента. В общем, чуть недотягивает до ста. На отчетную дату в школах имелись вакансии учителей математики, английского языка, физики, музыки, русского языка и литературы. При этом нельзя сказать, что в учреждения не вливается молодая кровь. Отнюдь. Только в нынешнем учебном году на работу приняли 40 молодых специалистов. Среди них учителя начальных классов, физической культуры, русского языка и литературы, истории и обществознания, основ безопасности жизнедеятельности, технологии и английского языка. Но этого недостаточно, чтобы закрыть все вакансии. Да и, как выясняется, дело не только в них. 

– В 2021 году процент укомплектованности кадрами орских школ был примерно такой же, как и сейчас. Но этот документ не раскрывает реальной ситуации, поскольку в первую очередь нужно смотреть на нагрузку, распределяемую на каждого педагога, тогда картина полностью поменяется, – считает Олег Скоморохов, депутат Законодательного собрания области, в недавнем прошлом сам учитель с многолетним стажем. – Какая у них нагрузка? Нереальная! У кого-то тридцать шесть часов, а у некоторых и все сорок два. Плюс классное руководство, причем порой не одно. А еще ученики-надомники. Не спорю, человек получает хорошую заработную плату за двойную нагрузку по всем фронтам, но как учитель он уже практически «мертвый». Какие знания он может дать детям, если на всех у него элементарно не хватает времени? А еще вне школы есть жизнь, семья, которая тоже недополучает. Выходит, с одной стороны, те самые 98,7 процента укомплектованности – это чистая правда. А с другой – ложь, которая отражается и на учителях, и на учениках. 

По словам Олега Викторовича, раньше педагогам не разрешали брать более 1,5 ставки, то есть 27 часов. Сейчас даже две считают нормой. 

– Раздать нагрузку – это не значит полностью укомплектовать школы, – комментирует Вячеслав Ращупкин, депутат Законодательного собрания области, экс-директор школы № 24. – Чтобы качественно преподавать, учитель не должен вести предмет ежедневно по шесть часов. Чрезмерно высокая нагрузка у математиков, учителей русского. А ведь у нас есть школы, где некоторые дисциплины вообще по полгода не ведутся. В таком случае иногда учителя русского языка, к примеру, направляют на переобучение. И вот он уже преподаватель биологии. Что в итоге? Нагрузка увеличивается еще больше. И вроде бы школы укомплектованы. При этом из-за нехватки педагогов наполняемость в классах запредельная – по 30 – 35 человек! 

– На вопрос «ОХ» о том, почему педагоги увольняются из школ, в Управлении образования ответили, что основная причина этого – смена места жительства. Так ли? – поинтересовались «хроникеры».

– Отчасти да. Здесь, чтобы заработать 35 – 40 тысяч рублей, учителю нужно брать те самые полторы-две ставки и классное руководство. В Москве же можно за одну получать около 100 тысяч. Да и бумажной волокиты в школах других регионов гораздо меньше, чем у нас. Вот и уезжают из Орска педагоги туда, где лучше, – подчеркивает Ращупкин.

В октябре этого года орские школы искали учителей начальных классов (школы № 40 и 6), иностранного языка (школы № 24, 17 и 13), математики (школы № 1 и 40), физики и информатики (школа № 1).

Решить вопрос с привлечением новых кадров в школы, как считает Вячеслав Ращупкин, можно. Для этого необходимо провести анализ и посмотреть, по каким предметам специалистов не хватает больше всего. Потом составить программу по обучению необходимого количества педагогов в год, заложить на ее реализацию средства в местном бюджете, подписать договор с ОГТИ на подготовку будущих педагогов, которые после получения образования должны будут по договору прийти и отработать определенный срок в школе.

Если в общеобразовательных учреждениях города трудятся 1317 педагогических работников, то в дошкольных – 966. В детсадах укомплектованность кадрами составляет 99,58 процента. Туда в этом году приняли 12 молодых сотрудников. Педагогов пенсионного возраста, работающих в школах, сейчас 19 процентов, а предпенсионного – 38.

Фото Дмитрия Бикбова


Как вторая смена стала подсменкой

О том, что в орских школах не хватает учителей, можно узнать не только по нагрузке на каждого из них. По словам депутатов ЗС, увидеть это можно и по вторым сменам, которые к тому же являются индикатором нехватки помещений для занятий в конкретных учреждениях. 

Обучение во вторую смену не нравится никому: ни детям, ни родителям, ни преподавателям. Но учиться и учить после обеда приходится. Хотя согласно Распоряжению Правительства РФ № 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест (исходя из прогнозируемой потребности) в общеобразовательных организациях на 2016 – 2025 годы» от 23.10.2015 года во всех регионах уже давно приступили к ликвидации вторых смен. Постепенно. К 2025-му планируется перевести учеников 5 – 9 классов в первую смену, а также направить в новые школы всех детей, обучающихся в зданиях с износом 50 процентов и выше. Реально ли это в Орске, когда новых школ не строят, а вторых смен больше, чем указано в отчетах? 

На начало сентября, как поясняет начальник Управления образования горадминистрации Светлана Маслова, лишь четыре школы из-за нехватки учебных помещений работали в две смены: № 2, 24, 88 и гимназия № 3. Получают знания во вторую смену учащиеся 2, 3, 4, 6 и 7 классов. В общей сложности речь идет о 1089 детях, что составляет 4,2 процента от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Вот только верны ли цифры?

– В Орске около 30 процентов школ обучают во вторую смену, – уверен депутат ЗС области Вячеслав Ращупкин. – Но вторые смены там называют подсменками. Достаточно просто взглянуть на расписание звонков. Если уроки начинаются после 11 часов, то однозначно в школе есть та самая подсменка. Организовывать их приходится не только из-за нехватки кабинетов для занятий, но опять же из-за неукомплектованности кадрами. В общем, все упирается в основную проблему. И властям нужно думать, как ее решить, а не как завуалировать в цифрах очередного отчета. 

Наши журналисты не поленились и заглянули на сайты некоторых школ, не обозначенных в списках как обучающие во вторую смену. И действительно, в расписании звонков там есть подсменка или даже вторая смена. Например, это школы № 15, 31 и 37. Хотя порой и заглядывать в Интернет не надо. Можно пройти около 16 – 17 часов мимо некоторых учреждений, где родители встречают своих детей. Так что о ликвидации вторых смен в Орске, видимо, можно лишь мечтать.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года обучение во вторую смену в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов в лицеях и гимназиях не допускается.


Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.