РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Уральская глубинка – малая родина Щтирлица и «водочного короля»

Люблю маленькие городки. Люблю как Лермонтов, странною любовью. Не их внешнюю шаблонность, не грязь у скамеек и фонарных столбов на центральных улицах, не безликий поток в базарный день. Люблю сумрачную тишину одинокого вечера, бесконечно высокие сосны, истории жизни самобытных личностей, память о которых хранят жители крошечных городов и деревенек.КОШАЧЬИ ТРУДНОСТИ
Сборы в небольшое путешествие оказались неожиданно хлопотными. Проблему создали кошки. Так уж сложилось, что двух моих пушистых зверенышей нужно было брать с собой, а раз выхода не было, то идея совместной поездки не казалась мне безумной. По слухам знала, что везти животных в поезде за пределы области без специального медицинского разрешения чревато неприятностями. Конечно, с проводниками можно договориться, и даже если недозволенный груз попадется на глаза бескомпромиссным контролерам, размер штрафа вряд ли окажется выше стоимости прививок и официальных бумаг. Тем не менее, решила делать все как положено.
- Когда вы уезжаете? – опрашивала меня светловолосая девушка из ветеринарной клиники, в то время как я укладывала перепуганных кошек на столе для осмотра.
- Завтра.
- Вообще-то прививки от бешенства делают как минимум за месяц до поездки, чтобы в дороге с животными уж точно ничего не случилось.
- Может, не надо? Откуда у моих бешенство, если для них улица ограничивается видом из форточки.
Девушка, к счастью, вошла в мое положение.
- Документы я оформлю, но по возвращении обязательно зайдите на прививку. У вас есть специально оборудованная клетка для перевозки? – она подозрительно покосилась на мой походный чемодан.
- Конечно, есть. Вернее, нету. Но завтра будет.
Заплатив немногим больше сотни за инъекции, получив кучу позволительных бумажек, на которых было выделено место даже для портретных фотографий четвероногих, направилась к выходу.
Забегая вперед, скажу, что путешествие с кошками, обозначенными в билетах как ручной багаж, оказалось не таким уж утомительным. Разумеется, никакие контролеры на нашем пути не встречались. В поезде мои питомцы вели себя образцово, несмотря на зверские условия содержания в темном ящике для багажа. Жаль, что мама четырехлетнего Вовы, который всю ночь завывал в купе не хуже сирены, не прислушалась к моей теории казарменного воспитания…
Самым тяжелым испытанием для зверей оказались девять часов в душном автобусе, в чем нет ничего удивительного, если даже я выползла из этого дома на колесах обессиленной.
И еще одно небольшое открытие я сделала за эту неделю: какие же они у меня все-таки тяжелые!
ЗАМЕРШИЙ ВО ВРЕМЕНИ
А путь я держала в Талицу – город, основанный более 260 лет назад и расположенный в двухстах километрах от Екатеринбурга. Мелодичное название населенного пункта объясняется просто: талица - незамерзающий родник; не покрывающийся льдом ручей.
Проезжая по Среднему Уралу, можно встретить на пути немало точно таких же талиц: будто бы замерших во времени городков с населением в двадцать тысяч жителей. Попадая в такой город раз в пять лет, неизменно удивляешься каким-то изменениям и прогрессивным веяниям. Несколько десятков пятиэтажек – результат бурного строительства в 70-х годах прошлого века - соседствуют здесь с почерневшими бревенчатыми избами, от крашеных ставень которых ностальгически веет стариной, и краснокирпичными владениями современных баловней судьбы. Обязательный атрибут пейзажа – обновленная церковь с большими куполами, а то и целый соборный комплекс, который своими размерами несколько нарушает общую пропорциональность застройки.
Неудивительно, что экономика таких мини-городков производит удручающее впечатление. В Талице, например, когда-то располагалось множество предприятий, в том числе хлебный, винокуренный, лесоперерабатывающий заводы. К сегодняшнему дню подает признаки жизни разве что биохимический завод, да и тот значительно снизил обороты: после того, как общепризнанным стал факт, что биологические добавки приносят животным больше вреда, чем пользы, предприятие перешло на производство дрожжей, спирта и прочей безобидной продукции.
«Но не может быть безнадежным город, в котором есть гостиница», - подумала я и направилась в указанном направлении. В пустынном холле редких клиентов поджидала дородная администраторша.
- Места-то есть, - обнадежила было она меня. - Но нет отопления и горячей воды.
Честное слово, я бы согласилась, но кошки… им не выдержать такого испытания. Обойдя в окрестностях все переполненные (и дорогущие!) профилактории, сделала вывод, что курортная деятельность развивается здесь, пожалуй, даже интенсивнее торговли.
МАГНАТ ЕДВА ИЗБЕЖАЛ АРЕСТА…
Знакомясь с маленьким городом поближе, вы обязательно узнаете, что именно здесь родина какой-нибудь знаменитости государственного масштаба. Самыми колоритными жителями Талицы, судя по рассказам современников, являлись заводчик Поклевский-Козелл и разведчик Кузнецов.
В конце XIX века Поклевского называли «водочным королем Урала». Известный публицист В. Португалов в своем очерке «По обе стороны Урала», изданном еще в 1882 году, писал: «Водки там, благодаря неусыпной заботливости Альфонса Фомича Козелло-Поклевского, вволю, можете отогревать себя сколько угодно и, будьте уверены, что нисколько не обидите этим почтенного Козелло-Поклевского... у которого по обе стороны Урала 14 винокуренных заводов и который довел монополию до таких утонченных способов, какие и не снились старым откупам...»
Исторические источники рисуют Поклевского жестоким меркантильным человеком. Однако у нынешних жителей Талицы сведения о нем в основном только положительные. Говорят, справедливым был «король» и совсем не жадным.
- А родственники его здесь остались? – интересуюсь у своего «гида» Николая Александровича.
- Никого нет. В прошлом году приезжали потомки Поклевского из Польши, куда он бежал после Октябрьской революции. Ведь тогда новые власти чуть было не арестовали заводчика. Но тот вывернулся в последний момент: вскочил на вороного коня – попробуй догони!
Хоть и давно было дело, а в Талице до сих пор цел-невредим стоит огромный дом, принадлежавший когда-то богатому заводчику. Теперь в нем располагается интернат для социально неблагополучных детей. Сохранился дом Поклевского и в Екатеринбурге. Еще одно напоминание о «короле» я обнаружила, осматривая груду старых могильных памятников, свезенных с окрестностей к талицкой церкви. На одном из них можно было прочитать едва проступавшую на камне фамилию Поклевского-Козелла. Что делал этот памятник на церковном подворье, мне разузнать так и не удалось, но, по-видимому, когда-то он стоял на могиле брата Альфонса Фомича.
…А РАЗВЕДЧИК АРЕСТА НЕ МИНОВАЛ
В отличие от буржуя Поклевского, Николай Кузнецов официально является достопримечательностью Талицы. Удивительное дело: памятников ему я насчитала даже больше, чем Ленину, а портрет разведчика на самом высоком здании города шире и выше предвыборного бил-борда губернатора Росселя. В честь Героя Советского Союза когда-то были открыты музей областного значения и парк-дендрариум, полагаю, и город-то не переименовали только по той причине, что маловат он для Героя.
Если говорить о самом Кузнецове, то это действительно был гениальный разведчик, и остается только догадываться, что воспитало в стандартной советской семье такую неординарную личность. Именно Кузнецов стал прототипом главных героев фильмов «Отряд особого назначения», «Сильные духом» и «Семнадцать мгновений весны».
По незнанию я чуть не проскочила в музей прямо в ботинках. Меня вовремя остановили и обязали привязать к обуви какие-то тряпичные калоши. Полумрак музейных комнат, скрипящие половицы… Здесь сохранены даже обстановка комнаты Кузнецова, интерьер учебного класса лесного техникума, в котором Николай учился, есть учебники и приборы, с которыми он работал.
- В 1942 году Кузнецов был зачислен в отряд особого назначения «Победители», который действовал в районе украинского города Ровно, где располагались органы управления оккупированной немцами территории, - рассказывает экскурсовод. – В конце октября того же года Николай Иванович впервые появился на улицах города в форме немецкого офицера.
Работа Кузнецова была построена до того безупречно, что Пауль Зиберт, под именем которого разведчик был известен у немцев, даже шел на повышение. Читая документы, датированные этим временем, то и дело натыкаешься: совершил теракт, произвел акт возмездия… Жутковато… Но с февраля 1944 года немецкая разведка начала искать Пауля Зиберта, и 2 апреля его арестовали. Звание Героя СССР было присвоено Кузнецову посмертно.
От жителей Талицы я узнала, что неподалеку расположена малая родина еще одного «героя». 62 года назад в селе Бутка Талицкого района появился на свет Борис Ельцин… Но это, как говорится, уже другая история.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.