«Белые пятна» под землей опасны и непредсказуемы
- Новости
- 18-11-2003
Булгаковский роман «Собачье сердце» местами поразительно схож с нашей жизнью. Особенно там, где обитатели одного из домов регулярно собирались вместе и с чувством пели про суровые годы, которым не видно конца и края. Так и мы - то на демонстрацию ходим, то на митинг, то на выборы. Придем, пошумим, отведем душу и - в разные стороны. До следующего раза, когда снова прижмет. Трезвый взгляд на действительность, ничего не скажешь.Нас уже трудно чем-нибудь напугать. Поэтому ситуация с обнаружением в канализационном колодце нефтепродуктов большого ажиотажа в городе не вызвала. Местным властям не понадобилось успокаивать население, обещая через газеты, радио и телевидение в самые кратчайшие сроки разобраться, ликвидировать очаг потенциальной угрозы. А ведь последствия могут быть непредсказуемыми. В памяти невольно всплывает картинка из далекого детства: пылала речка, протекавшая мимо предприятия, откуда, видимо, упустили что-то огнеопасное. Пламя бушевало между берегами, вверх поднимались черные клубы дыма. Страшно представить, что произойдет, если загорится под землей. Канализационный коллектор из промышленной зоны идет в жилой массив, и это обстоятельство говорит само за себя. Соответствующие службы пытались выяснить, как туда попала смесь, состоящая из бензинов, солярки и мазута. Пока их усилия остаются тщетными.
- Неизвестно, кому принадлежит опасный отрезок коммуникаций, - констатирует начальник участка муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Ю. Ханин. - Мы подняли документы, хранящиеся в архиве. Линия, судя по ним, существует с 30-х годов, подходит к забору пропарочной станции. Дальше на чертежах - белое пятно, поскольку подобного рода объекты засекречивались. В районе колодца пробурены 3 скважины. Грунтовые воды никаких посторонних примесей не содержат. Остается одна версия - горючие вещества поступили по трассе. Откуда - непонятно. По решению администрации Ленинского района, она заглушена.
Однако проблема этим не исчерпывается, если учесть масштабы развернувшейся охоты за колодезными крышками. Лишь за последние две недели на участке Ханина 42 из них исчезли без следа. Люки приходится накрывать бетонными конструкциями, отлитыми в подразделении УПВКХ. Впрочем, их тоже воруют, несмотря на неподъемный вес. Не исключено, скоро понадобится заводить специальное железобетонное производство, поскольку на подведомственной территории Юрия Александровича насчитывается около 30 тысяч колодцев. Разумеется, в целом по городу эта цифра на несколько порядков выше.
Вот почему пункты по приему металлолома до сир пор процветают и не страдают от отсутствия сдатчиков. На весьма злободневную тему истрачено много слов, эмоций, не меньше проведено совещаний в самых разных инстанциях. К сожалению, воз и ныне там, ни на метр не сдвигается. Остается один выход - ждать, пока из города вывезут все, что можно переплавить.
В довершение к сказанному обстановка усугубляется состоянием всего канализационного хозяйства. В прошлом году прохудилась 800-миллиметровая трасса в поселке завода тракторных прицепов. Собственно, того и следовало ожидать, так как функционирует она не один десяток лет. Агрессивная среда тем более не способствует увеличению срока ее службы. Нынешней осенью то же произошло с водоводом, принадлежащим акционерному обществу «Орскстанкомех». Мощные потоки смыли вниз, к садовым участкам тонны песка. Образовалась промоина, куда поместился бы пятиэтажный дом. Теперь владельцы огородов вынуждены обходить ее стороной - стены продолжают осыпаться и рушиться. Вдобавок они лишились привычного места спуска, делают километровый крюк. Привести в порядок опасное место никто не спешит. Скорее всего, так и останется.
Последнее время масса забот у работников УПВКХ появилась в связи с банкротством и распадом заводов и организаций, не выдержавших испытаний реформами в экономике.
- В районе авторемзавода, кооператива « Аккумулятор», СУС-6, автобазы № 1 действовала мощная фекальная насосная, принимавшая все стоки промышленного узла, - рассказывает главный инженер В. Бирюков. - Существующие здесь объекты распроданы, а подземные коммуникации оказались без присмотра и никому не нужными. На данный момент насосная затоплена, стоки выходят на поверхность, текут на дорогу, попадают в дренажную канализацию, а затем в Елшанку и Урал. Администрация Октябрьского района пыталась оказать влияние на создавшуюся обстановку, приглашала для взыскательного разговора заинтересованных лиц. Общего языка они не нашли. Если ничего не изменится, придется оставлять их без воды. Правда, это произойдет после решения местной власти. Сами пойти на такой шаг мы не имеем права.
Недавно УПВКХ приняло на баланс коллектор поселка Новая Биофабрика. Ему тоже не менее тридцати лет, износ магистрали составляет 100 процентов. Где ждать очередного порыва, сказать точно не представляется возможным - под землю не заглянешь. Поэтому специалисты «Водоканала» находятся в постоянном напряжении, готовности по первому сигналу прибыть на место ЧП. Стоит отметить, что ведомственные сооружения, как правило, должным вниманием хозяев не пользуются. Подтверждение тому - прошлогодний случай в поселке Степной, вызвавший нешуточный переполох среди жителей. Дело дошло до вмешательства прокуратуры.
Нагрузка на соответствующие службы УПВКХ продолжает возрастать. Вчера они обслуживали 163 километра канализационных и 500 км водопроводных сетей, теперь эти цифры соответственно составляют 280 и 700. Резко увеличилось число аварий. В среднем их происходит по 8-10 в сутки, а бывает, доходит до 12-14. Титульный список работ на 2004 год оценивается в 38 млн. рублей. Впечатляющий размах! Однако на практике все выглядит иначе. В 2003 году планировалось затратить почти такую же сумму - 37 млн. рублей. Фактический показатель - 6 млн. рублей. Вряд ли что изменится в статье расходов завтра. По мнению компетентных лиц, для того, чтобы основательно обновить водопроводно-канализационное хозяйство Орска, необходимы более крупные вложения - сотни миллионов рублей. Безусловно, у города их нет и не будет. Более того, нанятые на те или иные объекты подрядчики трудятся, можно сказать, бесплатно, под честное слово руководства унитарного предприятия. Рассчитываться приходится долго и мучительно.
Конечно, можно понять и администрацию Орска. Возможности бюджета ограничены жесткими рамками, в немалой степени виной тому недальновидная государственная политика, диктующая явно непомерные отчисления в центр. Но чиновники в высоких кабинетах меняются: одни уходят, другие приходят. Остается население - заложник непродуманных действий со стороны властей. Порой они, успокаивая нас, используют аргументы типа: в других регионах обстановка гораздо хуже - люди маются без воды, замерзают от холода. Слабое утешение. В одном из номеров «ОХ» опубликовала статью о реальном состоянии территории города. Со ссылкой на ведущих специалистов архитектуры в ней сообщалось: 70 процентов Орска затоплены грунтовыми водами. Они попадают в канализацию. Таким образом, не исключен и обратный процесс. Стало быть, опасность у нас буквально под ногами, и мы ходим по земле, не ведая, что нас ждет в любой из моментов. Не следует забывать о том, что одна экологическая катастрофа уже произошла. Она случилась в поселке Октябрьский, где условия жизни стали угрожающими. Несколько лет тому назад народ покинул свои дома. Остатки строений представляют собой печальное зрелище. Хотя сегодня эта картина уже мало кого впечатляет, сказывается сила привычки. Тем не менее, забывчивость - вещь коварная, всегда и, как водится, внезапно может сыграть скверную шутку. Летом на территории «Мостопоезда» провалился трактор. Он ухнул в 800-миллиметровый коллектор, отслуживший свое. Рядом - железная дорога, да и до Урала рукой подать. Участок поврежденной трубы заменили. В каком месте ожидать следующее чрезвычайное происшествие?
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024