Нельзя не сдать на пять. Как выпускники балансируют между чужими ожиданиями и своими возможностями
- Общество
- 05-05-2023
Совсем немного остается до старта Единого государственного экзамена, споры о котором ведутся до сих пор. Одних устраивает такая форма, поскольку дает равные возможности поступить в вузы как городским школьникам, так и сельским. Другие считают, что Единый госэкзамен не способен в полной мере отразить уровень знаний школьника, к тому же ему сопутствуют большие физическая и психологическая нагрузки. В Госдуме РФ даже предложили отказаться от ЕГЭ. «ОХ» решила узнать, что думают по этому поводу орчане.
Головные боли, упадок сил, тревожность – на это жалуются многие школьники, на которых сегодня ложится большая нагрузка. С этими проблемами обращаются родители будущих выпускников к психологу Ольге Топорковой. Что же происходит с учениками и как им помочь?
Из-за учебы, занятий с репетиторами, подготовки к экзаменам остается мало времени на отдых. Все ради успешного поступления в вуз. Психолог рассказывает, что родители обращаются за помощью не накануне ОГЭ и ЕГЭ, а в середине учебного года либо после пробных экзаменов. Тогда, когда ребенок усиленно готовился, занимался с репетиторами, но набрал очень мало баллов.
– Это происходит из-за чрезмерной нагрузки и психологических барьеров, – говорит Ольга Топоркова. – Порой сами родители доводят ситуацию до предела. Ставят не краткосрочную задачу «сдать экзамен», а долгосрочную «сдать и поступить в университет на бюджетное место», ждут от сына или дочери сверхрезультата. На школьника давит груз ответственности. А еще учителя, возможно, для мотивации, нагнетают обстановку: говорят, что осталось мало времени на подготовку и ученик не сможет сдать экзамен. Но если одного это мотивирует, то для другого будет поводом для паники и отказа что-либо делать. В итоге на пробном испытании школьник, который многое знает, волнуется, теряется и ничего не может вспомнить.
Родители идут к психологу и тогда, когда у сына или дочери случаются истерики из-за страха не сдать экзамен.
– Неудивительно, ведь нервная система перегружена, – поясняет Ольга Игоревна. – Советую менять подход к мотивации детей и отношение к ожидаемому результату. У всех разные способности: то, что просто для одного – сложно для другого. Еще следует вовремя обращать внимание на психоэмоциональное состояние ребенка, чтобы не упустить момент срыва.
Психолог говорит о необходимости профдиагностики школьников. Она нужна для выявления способностей, круга интересов ребенка, а особенно важна для понимания того, в какой сфере выпускник сможет в будущем успешно реализовать себя.
Советы родителям
- Помогите организовать регулярные прогулки, физическую нагрузку, отдых, соблюдение режима дня.
- Поддерживайте, вспоминайте реальные примеры успеха: победы в соревнованиях, предметных олимпиадах. Это нужно, чтобы подтвердить – школьник многое может.
- Обсудите разные варианты исхода экзамена. К примеру, куда поступать и что делать, если результат разочарует. У вас всегда должен быть как план А, так и план Б.
- Помечтайте о наилучшем исходе. Пусть ребенок представит эту картинку, она будет вдохновлять и мотивировать.
- Дайте ребенку понять, что вы его любите независимо от результатов экзаменов. Повторяйте, что верите в него – и он будет подсознательно опираться на ваше мнение.
Не так страшен ЕГЭ, как его малюют?
Из-за экзаменов переживают не только школьники, но и педагоги, ведь по результатам оценивают их труд. Но стоит ли придавать такое значение успеху или неудаче? Своим мнением поделился депутат Законодательного собрания области Вячеслав Ращупкин, ранее бывший директором школы № 24.
Вячеслав Александрович говорит, что даже у педагогов разные мнения о проверке знаний с помощью тестов, поэтому случаются споры. А люди, далекие от сферы образования, и вовсе уверяют, что дети перестали учиться из-за ЕГЭ.
– Я с этим не согласен. Плюсов в ЕГЭ больше, чем минусов, – уверяет Ращупкин. – Есть и сходства с прежней формой экзаменов. Взять хотя бы математику. Помните, как раньше ее сдавали? Приходили в класс, садились за парту и решали примеры с задачами, написанные на доске. Сейчас дети тоже их решают, только заданий больше и они напечатаны на листах. По русскому языку прежде писали сочинение и делали разбор предложений. Сейчас опять-таки заданий больше. То есть дети демонстрируют более глубокие знания. Вопрос по предметам, которые раньше сдавали устно, открыт. Хотя и здесь не вижу ничего плохого.
Некоторые считают Единый госэкзамен лотереей. Наш собеседник с этим не согласен, ведь чтобы сдать, по его мнению, нужны знания. А угадать необходимое количество правильных ответов невозможно.
– Есть мнение о том, что дети разучились говорить из-за ЕГЭ. Но тут вина не Единого госэкзамена, а современных технологий, – продолжает Ращупкин. – Кроме того, ребенку гораздо проще сдать один раз ЕГЭ в школе и по его результатам поступить в вуз, нежели проходить выпускные, а затем еще вступительные испытания.
Что касается физической и психологической нагрузки, то ее однозначно нужно снижать, считает Ращупкин.
– Это как раз то, что стоит менять, – убежден он. – К сожалению, идет давление и на учеников, и на их родителей, и на учителей. У нас ведь как: ребенок не сдал ЕГЭ, значит, неудачник, а в школе не умеют учить. По результатам пытаются оценить чуть ли не работу власти. Так нельзя! Это всего лишь экзамен. Не сдал с первого раза – дайте возможность пересдать. В максимально спокойной обстановке будет проще всем. ЕГЭ всего лишь способ измерения уровня знаний, не более. Не загоняйте ребенка в угол. Если он нормально учится, выполняет домашние задания, то сдаст. Физическая и психологическая нагрузка на детей были и прежде. Помню, как мы сдавали физику. Одноклассница вышла с экзамена, где преподаватель с пристрастием спрашивал ее, и потеряла сознание.
По мнению Вячеслава Ращупкина, у ЕГЭ есть недостаток. Так, будущий выпускник максимально ориентирован на предметы, необходимые ему для поступления в вуз, поэтому считает порой, что по другим дисциплинам стараться не стоит.
Стоит ли вернуться к старой системе сдачи экзаменов?
ЕГЭ начали вводить еще в 2001 году, когда абитуриенты из Чувашии, Марий Эл, Якутии, а также из Самарской и Ростовской областей написали первые тесты по восьми учебным дисциплинам. Прошло больше 20 лет, а единого мнения о том, насколько удобен этот формат оценки знаний, до сих пор нет. Действительно ли Единый государственный экзамен лучше классического? «ОХ» узнало мнение орчан по этому поводу.
Людмила Петровна:
– Поступала по старой системе и считаю, что возвращать ее не стоит. ЕГЭ, на мой взгляд, лучше. Во-первых, все абитуриенты получают равные шансы на поступление в престижные вузы. Во-вторых, подготовка к ЕГЭ стимулирует ребят заниматься самостоятельно.
Иван Петрович:
– Мои внуки живут в Германии, там они сдают вступительные экзамены в вуз. Считаю, что такой формат гораздо удобнее ЕГЭ. Решая тесты, ученики лишаются возможности научиться выстраивать логические цепочки. Кроме того, страдает и творческое мышление.
Юлия Сергеевна:
– Скоро сын будет сдавать ОГЭ. Очень волнуюсь за него. Тестовый формат экзамена – большой стресс для ребенка. К тому же школьных знаний не всегда может хватить для хорошей отметки. Надеюсь, что когда-нибудь ЕГЭ отменят и мы вернемся к классическим экзаменам.
Ирина Евгеньевна:
– Пару лет назад внук сдавал такой экзамен. Сильно переживал, целыми днями сидел за учебниками, а также занимался с репетиторами. С тех пор считаю, что ЕГЭ лучше отменить. Когда сдаешь экзамен в классическом варианте, гораздо проще собраться с мыслями.
Вера Васильевна:
– С ЕГЭ хорошо знакома – не так давно внук окончил школу. Так мы всей семьей нервничали! За учениками следят по камерам и металлоискателями пугают. Это самое настоящее издевательство! Поэтому считаю, что необходимо вернуть классический вступительный экзамен.
Обсудить материал
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Авторизация:
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024