«Козий остров» заставляет думать
- Общество
- 27-11-2003
В этом году театральный сезон открылся двумя премьерами: народной итальянской комедией “Бабьи сплетни” и спектаклем с необычным жанровым определением - психотриллер - “Козий остров”. “ОХ” уже писала о новой постановке московского режиссера Н. Шумилкиной “Бабьи сплетни”, премьерный показ которой состоялся в октябре и имел успех у зрителей. 22 ноября состоялась премьера спектакля “Козий остров”.Психологизм в литературе предполагает наличие углубленного изображения психических или душевных переживаний, так говорит “Современный энциклопедический словарь”. Если соединить это определение с понятием триллер, предполагающим нагнетание напряженности, ужаса, страха, тревожного ожидания, то получится… “Козий остров”. По признанию большинства критиков, работа с таким материалом, как пьеса Уго Бетти “Козий остров”, заведомо обрекает спектакль на успех и долгую жизнь. Возможно, именно этим руководствовался главный режиссер театра О. Пронин, работающий в Орске не так давно, когда брался за постановку “Козьего острова”. Кстати, это не первый вариант пьесы, поставленный Олегом Владимировичем. Пронин уже ставил “Козий остров”, но в другом театре и с другими актерами, и, по его собственному признанию, каждый раз эта пьеса получает новое прочтение, да и спектакли выглядят по-разному.
Пьеса знаменитого, но малоизвестного в России писателя Уго Бетти была написана в 1946 году – период, когда человечество только-только стало оправляться от второй мировой войны. Это спектакль о женщинах и для женщин, в этом нет никаких сомнений. На острове в большом старом доме живут три представительницы слабого пола – разные по возрасту, мироощущению, самосознанию: глава семьи Агата (Е. Мирошникова), ее дочь Сильвия (А. Чебунина), ее золовка Пиа (В. Патмалникс, Т. Ивлева). Объединяет их одно – женское одиночество. Когда-то вслед за уставшим от жизни профессором в деревенской пустоши уединились его жена, дочь и сестра. Потом профессор бросил семью и сгинул в неизвестной стороне. И вот уже пять лет эти женщины живут одни. Лишь изредка их затворничество нарушают визиты местного глуповатого мужичка Эдоардо (А. Кабаев). На острове мало людей и много коз. Размеренная, устоявшаяся, монотонная жизнь, похожая на то и дело раздающийся стук оконных ставень, опостылела всем трем героиням, но каждая, мечтая вырваться, на самом деле увязла в этой жизни, словно в болоте. И вот в дом приходит мужчина – Анджело (Н. Осипов, А. Кизеров) – ангел. Представившись давним другом отца семейства, он переворачивает все в этом спокойном женском мирке. Страсти, эмоции, человеческое естество вырываются на свободу. Животная страсть затмевает разум, перечеркивает родственные узы. Мать, дочь, золовка превращаются в соперниц. Предчувствуя, к чему это может привести, они пытаются прогнать Анджело, но тут же начинают об этом жалеть. Хотя сам Анджело уходить вовсе не собирается. Он уже успел ощутить свою власть над женщинами и не хочет с ней расставаться. Для него женщины - рабыни, для женщин Анджело – все, и они хотят быть рабынями. Но наступает предел, когда каждая понимает, что еще немного и они уничтожат друг друга из-за любви к одному мужчине.
Через всю театральную сцену в качестве декорации проходит полуразрушенный деревянный балкон, готовый вот-вот обвалиться. Он является своеобразным символом рушащейся жизни трех женщин. Финал пьесы неоднозначен, трагичен и, разумеется, символичен. Он повергает в состояние шока и вызывает в душе бурю чувств.
После спектакля мы встретились с главным режиссером театра Прониным и задали ему несколько вопросов.
- Олег Владимирович, почему столь неоднозначная пьеса Уго Бетти была взята вами за основу, тем более что этот автор широкому зрителю мало знаком?
- Бывает так, что некоторые малоизвестные и забытые авторы однажды становятся востребованными. То, о чем они пишут, внезапно начинает совпадать с современностью, теми болевыми точками, которые тревожат общество. Нам показалось, что этот в чем-то спорный и неоднозначный спектакль будет актуален сегодня.
- Почему жанр спектакля вы определили как психотриллер?
- Если говорить откровенно, то, несмотря на то, что в спектакле присутствуют признаки данного жанра, правильнее его было бы определить как притчу. Вместе с тем, нам интересно было посмотреть, как триллер будет выглядеть в театре, ведь общеизвестно, что это преимущественно киношный жанр.
- На ваш взгляд, о чем этот спектакль?
- Сложно сказать. Я не сторонник того, чтобы основную мысль спектакля уместить в одно предложение, одну формулу. В нем очень много всего намешано. Но, прежде всего, он, конечно, о любви, причем любви не романтической, а плотской, страстной, которая приводит к отречению от себя, рабству. Это спектакль об отношениях между мужчиной и женщиной. О том, кто есть женщина и кто есть мужчина. О том, почему любовь иногда приводит к рабству. Также жанр притчи позволяет рассматривать микрообщество женщин как общество в целом. То есть трактовок очень много. И, безусловно, каждый посмотревший этот спектакль придет к чему-то своему, по крайней мере, этого хотелось бы.
Спектакль окончен. Зрители сгрудились около гардероба. “Я ничего не понял”, - говорит невысокий мужчина, натягивая на плечи перед зеркалом пальто.
“А ведь Агата по-настоящему его любила”, - слышен голос молодой девушки.
“Послушай, а у тебя случайно нет этой пьесы? Хочется прочитать”, - спрашивает зрелая дама у своей не менее зрелой подруги.
Что ж, о спектакле говорят, о нем думают, спорят, а значит, он будет жить.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Мемориал и захоронения участников войны приведут в порядок
31-01-2025 -
Один дом без света
31-01-2025 -
Огненное начало года
31-01-2025 -
Радионяню и ведро сгущенки забыли в поезде
31-01-2025 -
Глава города объявил бой «наливайкам». Он предпочитает грейпфрутовый сок
31-01-2025