РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Музей на воде

Музей на воде Музей на воде Музей на воде Музей на воде Музей на воде Музей на воде Музей на воде Музей на воде

Посещением музея сегодня сложно удивить. Но бывали ли вы в музее на воде? Приглашаю совершить вместе со мной экскурсию по палубе корабля-музея «Ледокол «Красин». 

Поморы и их кочи

Ледокольный флот России знаменит на весь мир. Наша страна является первопроходцем в этой области и по праву гордится достижениями, планируя и дальнейшее освоение арктических просторов. Эта история имеет свои истоки в далеком одиннадцатом веке. 

Освоение морей Ледовитого океана – Белого и Баренцева – начали в то время поморы, потомки новгородских мореплавателей. Новгородцы колонизировали берег Белого моря, смешавшись с местными финно-угорскими племенами, дав начало новой этнической группе – поморам. На своих судах-кочах они единственные на тот момент исследовали эти суровые места. Иногда в шутку коч называют первым русским ледоколом. Судно имело яйцевидную или бочкообразную форму, что обеспечивало большую надежность. По этой причине льды не могли его разрушить, а просто выдавливали на поверхность. Деревянные кочи собирались без единого гвоздя, отдельные детали соединялись с помощью веревок и корней можжевельника. 

О надежности кочей говорит тот факт, что в 1648 году экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова смогла на семи судах впервые пройти пролив между Азией и Америкой, доказав, что это две разные части света. Коч мог ходить под парусом и имел вторую защитную обшивку, называемую коца, что означает «ледяная шуба». Видимо, от нее и произошло название судна. Впервые в иностранных источниках коч упоминается в 1584 году при описании встречи с ним английского рыболовецкого судна. В отечественных источниках отмечается, что поморы ходили на кочах до архипелага Шпицбергена, который они называли Грумантом. 

Как мечта стала реальностью

Обтекаемую форму кочей взял на вооружение норвежский мореплаватель Фритьоф Нансен. Его мечтой было достичь Северного полюса. Но в XIX веке еще не было мощных кораблей, способных пробиться сквозь толщу арктического льда. Нансен придумал построить судно наподобие коча, чтобы оно не было раздавлено, а вмерзло в лед и вместе с ним дрейфовало к полюсу. Судно назвали «Фрам» («Вперед»). Имя ему придумала жена мореплавателя. В 1897 году Нансен издал книгу «Фрам» в полярном море». 

Интерес человечества к освоению Ледовитого океана рос по мере совершенствования корабельного флота. И когда появился новый тип судов – ледоколы, эта мечта стала реальностью. Наша страна является пионером в этой области. 22 апреля 1864 года из Кронштадта в Ораниенбаум вышел первый в мире ледокол «Пайлот». Он мог расколоть лед толщиной в несколько сантиметров. Именно по чертежам русского инженера Михаила Бритнева и стали строить ледоколы в других странах. 

Россия может по праву гордиться и тем, что первый в мире атомный ледокол – «Ленин» – тоже отечественное изобретение. Он был спущен на воду 5 декабря 1957 года и прослужил стране до 1989 года. Сегодня «Ленин» на вечном приколе в Мурманске и служит кораблем-музеем. В Санкт-Петербурге таким же музеем на воде стал ледокол старшего поколения – «Красин». 

Из «Святогора» – в «Красин»

Сначала судно носило название «Святогор». Было оно заказано царским правительством на верфях Великобритании в 1915 – 1916 годах. В 1927-м его пере-именовали. Ледокол служил стране до восьмидесятых годов. Потом его поставили на вечную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. В 1995-м на корабле открылся музей. Первоначально он располагался в небольшом помещении амбулатории, позже ему выделили половину помещений судна. Сегодня музей является филиалом расположенного в Калининграде музея Мирового океана. 

На ледоколе, помимо основных двух якорей, называемых становыми, есть запасной чугунный якорь, вес которого более трех тонн. У него оригинальная конструктивная особенность. Ее придумал британский инженер Холл. Она заключается в наличии подвижных «рогов». Основание якоря называется веретеном. Подвижные «рога» могут двигаться на 50 градусов относительно веретена, что дает лучшее сцепление с грунтом. На момент строительства корабля это была передовая технология. 

«В рынду бей»

На экскурсии по ледоколу «Красин» можно не только увидеть экспонаты, но и пополнить знания о происхождении морских терминов. Например, многие знают, что на судах есть колокол, называемый рындой. Но не все знают происхождение этого слова. В XIX веке русские моряки прибыли на учебу в Англию, язык они понимали плохо и потому английское ringthebell («бей в колокол») переиначили по слуху. В итоге получилось «в рынду бей». С тех пор за корабельным колоколом на наших судах закрепилось название рында.

Устройство ледокола и состав команды

Осматривая ледокол, понимаешь, как конструкторы старались сделать помещения функциональными. Например, во время длительных переходов команде необходим большой запас продуктов. Они хранятся в глубоком трюме. Чтобы поднять их на палубу, используют специальный механизм, называемый кран-балкой. Он закреплен на специальных опорных конструкциях и позволяет передвигать грузы как вертикально, так и горизонтально. Мне это напомнило принцип подъема ведра в колодце с помощью специального ворота. Суть обеих конструкций примерно одинакова. 

На верхней палубе ледокола расположено самое просторное помещение – кают-компания. Она предназначена для приема пищи, собрания офицерского состава и вечернего отдыха команды. Во время обеда соблюдается особый регламент. Во главе стола сидит капитан судна, по правую руку от него старший помощник, который в случае отсутствия капитана занимает его место. Напротив капитана сидит старший механик. Любопытна конструкция стола. Он сужается по мере отдаления от капитанского места. Это сделано специально для того, чтобы капитан мог видеть любого офицера, сидящего за его столом. 

Во время вечернего отдыха команда придерживается традиции, пришедшей от создателей судна – англичан. Все офицерские чины имеют свои вечерние прозвища. Так, капитана называют мастером или кэпом, старшего помощника – чифом, а старшего механика зовут дедом.

Боцман-дракон

Есть на судне человек, который не относится к старшему и среднему офицерскому составу, поэтому в вечерних посиделках не участвует, однако свое прозвище имеет. Это боцман, которого называют драконом. 

Жилые помещения для личного состава располагаются на другом уровне судна. В середине XX века это были кубрики, а после модернизации ледокола – каюты, то есть более комфортабельные помещения для отдыха команды. 

В музее на воде можно увидеть редкие экспонаты и подлинные документы, свидетельствующие о рейсах ледокола в арктические воды. Есть здесь и макеты первых судов, предназначенных для плавания в северных морях. Музей тщательно подбирает новые экспонаты, приобретая их на аукционах у коллекционеров. 

При хорошей погоде стоять на палубе ледокола «Красин» и обозревать берега Невы очень приятно: вид открывается замечательный!

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.