Большая стирка потребуется после выборов
- Новости
- 04-12-2003
Те, кто предвкушал, что нынешние выборы будут “грязными”, оказались правы. Не отстирать их “Тайдом”, не поможет и кипячение. Первые темные пятна на чистой простыне выборов появились, когда избирательная комиссия забраковала подписные листы двух кандидатов. Потом защитники народа стали оптом и в розницу сходить с дистанции, находя для этого самые разные причины. Одни ушли практически сразу, и это было спланировано заранее. Другие попытались балансировать, но “упали с бревна”, как неумелые гимнасты. Попробуй остаться, когда и дня не обходится без телефонных звонков с угрозами и предложениями “договориться”, когда давят “сверху”. Перед предстоящими выборами мне не раз приходилось слышать о таких способах борьбы с соперниками. Оттого вызывают уважение те, кто все же решил дойти до конца. Только вдумайтесь – из двадцати кандидатов в депутаты Госдумы к финишной черте подошло всего 12 человек. Я уже не говорю о выборах губернатора…
“Грязная технология” – это технология обмана избирателей. А потому даже мирные приемы борьбы за народные голоса изобильно покрыты пылью и нуждаются во влажной уборке. Сама суть предвыборной агитации предполагает подчеркивание положительных качеств кандидата и затушевывание отрицательных. В итоге искажается действительность. Именно мы и провоцируем обман, не выбирая тех, кто преподносит нам себя со всеми достоинствами и недостатками. Идем голосовать за упрощенный и отретушированный образ, особо не вникая в программу и не думая о реальных возможностях кандидата. Нами манипулируют, а мы, похоже, не против этого. Старательно верим компроматам, которые появляются в СМИ. Понимая, что у нашего народа особенный интерес к “остренькому”, некоторые депутаты даже заказали статьи, в которых журналист, рассказывая о кандидате, балансирует между прославлением и критикой.
Анализируя предвыборную агитацию некоторых кандидатов, не трудно увидеть целую стратегию, разработанную группой политтехнологов. Сейчас модно приглашать “тамаду”, который профессионально проведет весь предвыборный процесс. Причем за довольно приличную сумму. А что же качество? Как и четыре года назад – типичный набор кандидатов: “левый”, “правый”, “крепкий хозяйственник”, “борец за правду”, “успешный предприниматель” и еще несколько претендентов, которых невозможно классифицировать. Скучно живем, господа. Как и прежде, многие программы кандидатов крайне невнятны. А лозунги? Масло должно быть масляным! Нет масла без хлеба! Отберем масло у богатых и отдадим бедным!
На так называемом сером поле, на мой взгляд, играют и кандидаты, занимающие те или иные административные должности, поскольку обладают целым рядом преимуществ перед конкурентами. К примеру, можно спланировать свою деятельность так, чтобы самые популярные меры, принимаемые властью, пришлись на время избирательной кампании, непопулярные же оставить на потом, “когда выберут”. Можно говорить о себе, вспоминая общие заслуги, - не сортировать же их, право. В этом случае нет проблем со спонсорами и “добровольными” агитаторами.
Кстати, эти самые “добровольцы” способны серьезно подпортить имидж конкурента. Предвыборные дни не обошлись без уничтожения растяжек, листовок и плакатов. Кто-то даже, чтобы наказать “чужого” кандидата, клеил листовки в сортирах или на сиденьях в транспорте. И садились все остальные на листовку с изображением будущего политика пятой точкой. Единственное, что не удалось, так это превзойти давнишнюю историю с вице-губернатором В. Рагузиным, который накануне выборов нашел у себя в приемной двух полураздетых мужчин.
Довольно часто в газетах используется такой прием, как высказывания известного в городе человека в поддержку того или иного кандидата. И были случаи, когда такой прием действовал с точностью до наоборот, переходя в разряд “серого” пиара. Один даже успел высказаться в поддержку двух кандидатов, которые представляют совершенно разные по духу партии. Второй сделал неожиданное «па», поддержав врага былых сражений.
Судя по откликам читателей, имели место и мелкие пакости. К примеру, ночные звонки избирателям от имени кандидата. Звонившие требовали поддержать, а в обмен предлагали рубль. Причем рассчитываться собирались только после выборов. Восхищаюсь фантазией и тех, кто приклеивал листовки на стекла частных автомобилей.
Не стоит сбрасывать со счетов и средства, которые были затрачены на предвыборную агитацию. Эксперты аудиторской компании “ФБК”, подсчитав затраты партий и кандидатов-одномандатников, подвели итог – 57 млрд. руб. Так, сбор подписей и их проверка стоят 150 тыс. долларов, выступление лидеров по ТВ – 100, размещение плакатов – 4,5 и т. д. В среднем выходит на партию или блок по 50 млн. долларов. Средние же затраты кандидатов-одномандатников – 362 тыс. долларов на кандидата. Если разделить выборные траты количество на избирателей, получится, что голос россиянина – один из самых дорогих. Вот только стоит ли этим гордиться? Если сложить затраты всех кандидатов по нашему округу и вложить эти деньги в развитие города, мы ушли бы далеко вперед.
Вспоминая все “ужимки и прыжки” кандидатов, успокаиваю себя лишь мыслью, что нынешнее засилье цветных технологий - это закономерный этап становления культуры проведения избирательных компаний, типичная болезнь роста, которой рано или поздно наши город и область переболеют.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024