РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Как из Мити и Коли получился Микола. Геологи с палеонтологами продолжают раскопки парка мелового периода

Как из Мити и Коли получился Микола. Геологи с палеонтологами продолжают раскопки парка мелового периода Как из Мити и Коли получился Микола. Геологи с палеонтологами продолжают раскопки парка мелового периода Как из Мити и Коли получился Микола. Геологи с палеонтологами продолжают раскопки парка мелового периода Как из Мити и Коли получился Микола. Геологи с палеонтологами продолжают раскопки парка мелового периода

Уже 20 июля за поселком Халилово в Гайском районе завершит свою работу молодежный научный палеонтологический лагерь «Парк мелового периода на Южном Урале». Корреспондент «ОХ» побывал на месте, сам нашел зубы древних акул и часть необычной ракушки грифеи. Такие существовали аж 80 миллионов лет назад. Но обо всем по порядку. 

В лагерь, который расположен вблизи бывшего промышленного карьера, мы приехали ближе к обеду. Здесь одно из предприятий добывало глину, а последние 11 лет научные сотрудники и волонтеры ведут поиски останков уникальных поликотилусов. В это время работы приостанавливаются. Из-за жары. Но все же к месту раскопа мы идем с основателем Орского клуба юных геологов-экологов Анатолием Никифоровым. Солнце в зените. 

– Эти кости принесли прямо с распаханных полей, что неподалеку, – показывает новые находки Анатолий Васильевич. – Лапы, позвонки, половины позвонков... Но больше всего зубов древних акул. Когда мы только начинали раскопки на карьере, то определили, что тут примерно пятнадцать видов акул, теперь уверены: их больше тридцати. 

– А это что? – поднимаю с земли нечто белое и показываю геологу. 

– Легко вы ориентируетесь! – восклицает Никифоров. – Это часть ракушки грифеи, большая брюшная створка. 

Вижу еще необычный камень. Беру в руки. Оказывается, это часть кости поликотилуса. Был такой род плезиозавров, живших во времена мелового периода. 

– Во втором раскопе в прошлом году мы нашли восемь позвонков, – рассказывает собеседник. – Тут, глядите, зеленоватая почва – это костеносный песок. Он повышенной радиоактивности, как все фосфориты. Богата на находки именно верхняя часть. Чтобы отыскать что-то, нужно работать сначала кирками да лопатами. Потом разбивать каждый кусок почвы. Но осторожно. 

Подходим к четвертому раскопу. Здесь уже трудятся ювелирно, с кисточками в руках, ведь в разрезе найдены кости. Это ящер. А в полуметре от него – большой кусок окаменелого дерева. Его тоже выкапывают с осторожностью. 

– На месте карьера 80 миллионов лет назад была прибрежная зона или что-то вроде островка, куда с моря выносился весь мусор, в том числе останки морских рептилий, – говорит Никифоров. – Получилось своеобразное захоронение, где больше попадается короткошеих ящеров. У них очень короткие передние позвонки, а шея взрослой особи чуть больше метра, нижняя челюсть вытянута. При такой конфигурации они могли при охоте только глушить рыбу, чтобы поедать ее. Останки длинношеего ящера у нас тоже есть в клубе. Ему дали имя Микола. На украинский манер.

Обычно, как поясняет собеседник, найденным поликотилусам дают имена в честь тех, кто их находит. Миколу, к примеру, выкопали два палеонтолога Митя и Коля. Есть еще особенность: женским именем ящера лучше не называть – как только дают женское имя, так сразу жди, что позвонков этого поликотилуса отыщешь мало.

Раскопки проводят на небольшой территории в два гектара. На изучение этой прибрежной зоны мелового периода, которая составляет в общем около 100 гектаров, по словам Анатолия Никифорова, потребуется 50 тысяч лет.

Фото автора

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.