Школа, парта, два ствола
- Общество
- 16-12-2023
Утро 7 декабря стало черной страницей в истории брянской гимназии № 5. Шел урок биологии, когда в класс вошла 14-летняя Алина Афанаскина. Восьмиклассница принесла с собой тубус, в котором было отцовское ружье, достала его и открыла огонь по одноклассникам. В результате погиб один человек, еще пять получили ранения. Устроившая стрельбу покончила с собой. Как предотвратить подобные трагедии? Ответы на этот вопрос «ОХ» попыталась найти вместе с экспертами.
В Брянске восьмиклассница устроила стрельбу в гимназии № 5. Седьмого декабря она пронесла в школу огнестрельное оружие, предположительно дробовик, из которого выстрелила несколько раз прямо во время урока.
Как сообщает пресс-служба УМВД России по Брянской области, одна из раненых одноклассниц скончалась. Еще несколько человек получили ранения. Мотивы поступка устанавливаются. По неофициальной информации, над устроившей стрельбу подшучивали одноклассники. Гимназия, как и другие школы Брянска, охранялась сотрудниками ЧОП, говорится на сайте Брянской городской администрации. Все остальные необходимые условия безопасности в школе присутствовали: работала видеосистема, имелась «тревожная кнопка», педагоги планово проходили антитеррористические учения – тренировались, как действовать в экстремальных ситуациях.
Подобные трагедии уже случались в России. В 2018 году в керченском политехническом университете студент 4 курса Владислав Росляков расстрелял из ружья преподавателей и учащихся. Погибли 15 студентов и 5 взрослых, более 50 человек пострадали. Сам нападавший покончил с собой.
В Казани в мае 2021 года стрельбу из дробовика в гимназии № 175 устроил бывший ученик Ильназ Галявиев. Скончались девять человек: два сотрудника школы и семь детей. Напавшего приговорили к пожизненному лишению свободы.
В 2022 году стрельба в школе № 88 Ижевска унесла жизни 15 человек. 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, которые он переделал под боевые патроны, ворвался в учебное заведение, которую сам когда-то сам окончил. Он застрелил 17 человек, среди которых два охранника, два учителя и школьники, еще 20 получили ранения. Сам стрелок покончил с собой.
Коллаж Ивана Александрова
Кто виноват и что делать?
Что стало причиной трагедии в Брянске и побудило восьмиклассницу, как и других школьных стрелков до нее, взять в руки оружие? Компьютерные игры, уровень агрессии в обществе, травля в школе, доступность огнестрельного оружия? Об этом и многом другом говорит психолог Ольга Антонович.
Специалист отмечает: единственной причины стрельбы в школах не существует. Важно понимать, что есть множество факторов, которые способны подтолкнуть детей к преступлению.
– Первой причиной является психологический климат в семье, – рассказывает Ольга Антонович. – Родители – первый главный авторитет в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми верными. В ситуациях, когда коммуникация внутри семьи нарушена и ребенок не получает необходимой поддержки, возможно появление девиантного поведения. Более того, в семьях, где родители активно пользуются оружием и ребенок имеет к нему доступ, возникает негласное разрешение на совершение преступления.
Следующий фактор, который стоит учитывать, это отношение класса в целом как группы, межличностные отношения между учениками. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно через призму этого тинейджеры познают мир и развиваются. Если они не имеют возможности реализоваться через общение, либо в этом процессе происходит какой-то сбой, то подросток начинает программироваться на саморазрушение.
– Стоит отметить обилие агрессии и насилия в социальных сетях и СМИ, – продолжает психолог. – У подростков психика еще не устойчивая. И они, как и маленькие дети, с жадностью впитывают всю информацию и начинают повторять за героями фильмов или игр.
Так что же делать, чтобы предотвратить подобные трагедии? Ольга Антонович считает, что проблема решается не количеством охранников в школах.
– Чтобы человек убил другого, он точно должен быть травмирован, и не один раз, – считает психолог. – Для предотвращения стрельбы в школах нужно работать комплексно. Необходимо задействовать учителей, психологов, родителей и социальных педагогов. В учебном заведении должны знать, в какой семье ребенок живет, благополучна ли она. Только тогда подобные трагедии перестанут происходить.
Травлю хотят запретить законодательно
Депутаты Госдумы РФ задумались о разработке закона, который определит понятие «травля». Об этом шла речь 7 декабря на заседании, где обсуждали стрельбу, произошедшую в брянской гимназии.
Глава Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил направить запросы в Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ с целью получения информации о случаях травли в школах, сообщает пресс-служба Госдумы РФ. Также он выступил за придание травле законодательного определения. В свою очередь заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов заявил о необходимости провести анализ эффективности мер, направленных на противодействие травле в школах. По словам депутата, в образовательных учреждениях работает институт советников школ по воспитанию, школьные психологи, на это тратятся бюджетные средства, однако трагедии, подобные брянской, случались не раз.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал высказанные предложения и поручил Комитету по просвещению проработать определение «травля», которое вынесено как предложение для законодательного урегулирования. Работу над проектом будут вести совместно депутаты, занимающиеся вопросами семейной политики и образования.
Стрельба в брянской школе вновь подняла волну обсуждений: почему происходят подобные трагедии и как избежать их повторения? Одни считают, что всему виной травля в школе, другие – что пропаганда насилия в СМИ и на экранах ТВ, третьи – доступность оружия. А что думают по этому поводу орчане? Об этом мы спросили у них на улицах города.
Как вы считаете, почему подростки берут в руки оружие?
Наталья Александровна:
– Наверное, причина этому – травля в школе. Возможно, у девочки, устроившей стрельбу, были какие-то конфликты с одноклассниками, ее оскорбляли и унижали. Взрослые либо не захотели, либо не смогли помочь. Вот она и решила поступить таким образом.
Игорь Владимирович:
– Считаю, что вина лежит на родителях подростков. Недоглядели, не контролировали, чем занимается ребенок, с кем общается, в каких группах в соцсетях сидит. А потом удивляются: мол, как такое могло произойти? Строже надо быть, излишнее доверие может навредить!
Валентина Рафкатовна:
– Думаю, нельзя выделить какую-то одну причину. Их несколько. Это и травля со стороны сверстников, и плохие отношения с родителями, и избыток насилия в СМИ, и психологические проблемы нападавшего. Нужно учитывать все.
Андрей Викторович:
– Полагаю, всему виной травля со стороны одноклассников. Дети сейчас пошли жестокие и агрессивные. Носишь очки – четырехглазый, нет новых гаджетов – нищий. С этим нужно работать: совместные экспедиции, походы в театр, экскурсии, работа с психологом.
Сауле Телегеновна:
– Сейчас в СМИ, фильмах, компьютерных играх слишком много насилия и жестокости. Подросток видит, как на экране убивают кого-то. В силу неокрепшей психики начинает думать, что все происходящее на экране нормально. Вот и начинает повторять.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024