РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Осколки» семьи ранят ребенка. Почему родительские споры заканчиваются в суде?

«Осколки» семьи ранят ребенка. Почему родительские споры заканчиваются в суде?

Разводами сегодня никого не удивить. Расставаясь, люди стремятся начать жизнь с чистого листа, но порвать с прошлым непросто, если есть дети. Зачастую распад семьи для них куда более болезненный, чем для родителей, потому что любят обоих. А когда сыновей и дочерей начинают делить в суде, то их жизнь становится похожа на страшный сон. К сожалению, такое случается нередко.

Приставы ОСП Ленинского района столкнулись с делом, подобных которому в практике не было больше трех лет. Мать, желающая добиться того, чтобы ребенок жил с ней, а не отцом, обратилась в суд.

Начальник ОСП Галина Константинова рассказала, что в центре истории оказался младший школьник, чьи родители развелись. Мальчик жил то у одного, то у другого. Летние каникулы провел с папой, после чего не захотел переезжать к маме. Женщина не понимала, с чем это связано, уговоры не помогали. Она прибегла к крайней мере – обратилась в суд с иском об определении места жительства ребенка, решение приняли в ее пользу. Приставам не пришлось возбуждать исполнительного производства, поскольку не было требования обязать ответчика принудительно передать ребенка истцу. 
– Я спрашивала у мальчика, почему он не хочет возвращаться к маме, – говорит Галина Валентиновна. – Ребенок пояснил, что ему комфортнее с папой, который на него не ругается. Разговаривала и с самими родителями, пыталась донести, что вся эта ситуация может негативно отразиться на ребенке, который благополучен и хорошо учится. Причем между бывшими супругами не было серьезных конфликтов, после развода они нормально общаются. Мужчина уверяет, что не препятствует проживанию сына с матерью, но тот сам не хочет. Так что не знаю, чем у них все закончится. Вообще, в практике были, хотя и давно, случаи, когда мы исполняли решение суда о передаче ребенка от одного родителя другому. Выезжали на место с детским психологом, представителем органа опеки и попечительства. Это тяжело морально, потому что и ребенок, и его родственники плачут. Помню, в одной из таких историй мальчика, которому было года три-четыре, из семьи отца, бабушки и дедушки передавали маме. Она получала образование и больше двух лет не воспитывала сына. Потом решила, что он должен жить с ней, и добилась через суд. 
Галина Константинова подчеркивает, что чаще всего детей пытаются поделить не асоциальные родители, а благополучные, верх над которыми взяли обиды, амбиции, желание насолить другому. Семья разрушена, и ее «осколки» ранят ребенка. К счастью, фигурантов некоторых историй удается вразумить. Начальник отдела судебных приставов привел такой пример. Ребенок жил с отцом и мачехой, а мать и отчим решили, что должен быть с ними, обратились в суд и выиграли. Тем не менее после вразумляющей беседы со сторонами исполнительное производство было окончено по отзыву – они договорились.

По словам судебных приставов, часто на исполнение поступают листы о порядке общения с ребенком. Когда один родитель препятствует другому, последний идет в суд. Если выигрывает, то приставы обеспечивают встречи с сыном или дочерью в установленные дни и часы. Опять же, от всех этих разбирательств страдают дети.

На исполнении приставов Ленинского и Советского ОСП в последние три года не было производств о передаче ребенка от одного родителя другому, в Октябрьском районе – одно.

Пусть любовь победит обиду!

Обида на бывшего супруга порой настолько сильна, что превосходит другие чувства. Важно вовремя совладать с собой, иначе последствия могут быть серьезными, предупреждает психолог Ольга Топоркова. 

Негативные эмоции требуют выхода. Разведенные, злые друг на друга люди стремятся показать, кто из них главный, на чьей стороне правда. Ребенок часто оказывается между двух огней. Он любит и маму, и папу, даже если кто-то из них вел себя плохо, например выпивал, и не может выбрать одного. 
– Развод родителей – всегда стресс для ребенка, – говорит Ольга Топоркова, – и сопровождается дезадаптацией из-за изменения социальной среды. Это требует приспособления. Вдвойне тяжело, когда взрослые пытаются решить свои проблемы через сына или дочь, которые становятся инструментом давления на бывшего супруга. Другой вариант – делают что-то якобы ради ребенка и указывают на это. Тогда он становится жертвой манипуляции и чувствует вину. Так или иначе, вокруг детей создается травмирующее пространство. А в идеале нужно договориться на берегу, как после распада семьи будет происходить взаимодействие, пойти на уступки. Тогда со временем жизнь ребенка снова станет комфортной. В противном случае роль стабилизатора сыграет суд. Но стоит ли до этого доводить? Как показывает практика, проходит время, страсти утихают, бывшие супруги находят общий язык и договариваются. 
Что касается последствий, к которым может привести родительская междоусобица, это нарушения в поведении ребенка, снижение успеваемости. Он может даже заболеть, желая обратить внимание на себя. Так что, заботясь о психическом здоровье сына или дочери, не надо заставлять делать выбор между мамой и папой. И не стоит винить друг друга, говоря: «Посмотри, до чего ты довел ребенка, это все из-за тебя!». Причина в самой ситуации, а не в действующих лицах.

Отцы и дети

«ОХ» поинтересовалась, что думают орчанки, расставшиеся с мужьями, об общении отцов и детей. 

Наталья Кирей уверена, что какими бы ни были взаимоотношения бывших супругов, с ребенком должны общаться оба родителя, поскольку у них равные права. Если, конечно, речь не идет об асоциальных личностях. 
– Когда мы только расстались, я задавалась вопросом, нужны ли ему дети, и спустя время увидела, что он тянется к ним, – рассказывает Наталья. – Когда бывший муж говорил, что не может приехать, я напоминала, что дочери ждут и любят его. Со временем выстроился график. Теперь он забирает девочек в выходной к своим родителям, а в один из будних дней – младшую из детсада. В это время я могу отдохнуть, заняться домом. Роль бабушки и дедушки тоже важна. Когда мне делали операцию, именно они присматривали за внучками.  Знаю, что некоторые женщины, руководствуясь личными обидами, препятствуют общению детей с отцом, но это неправильно. Если бы не он, их бы не было! Так что любишь ребенка – позволь видеться с папой.
У Юлии Поликановой другая история. С гражданским супругом они расстались много лет назад. Он создал другую семью и не стал общаться с детьми. 
– Алименты платит, меня все устраивает, – говорит орчанка. – Правда, как-то раз сын поделился, что считает себя виноватым в том, что папа ушел, что, наверное, он вел себя неправильно. Пришлось объяснять, что его вины нет, нам вместе было тяжело, вот и разошлись. У бывшего гражданского супруга в новой семье родился ребенок. Я не против, если бы он познакомил детей, но этого не происходит. Зато с бывшей свекровью я нормально общаюсь, мой сын бывает у нее.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.