РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Корабли знаний меняют курс

Корабли знаний меняют курс

На федеральном уровне обсуждают новую инициативу в сфере образования. Помощник президента Владимир Мединский высказался, что одиннадцатилетний срок обучения в школах нашей страны имеет смысл сократить. Тогда выпускники получат возможность раньше заняться профподготовкой и стать конкурентоспособными. Предложение вызвало горячие споры в обществе. Некоторые одобряют возвращение к десятилетней модели, некоторые нет. А что думают орчане об этой идее и реформировании образования в целом?

Любые перемены в образовании напрямую касаются не только учащихся, но и их родителей. Не зря говорят, что мама и папа во второй раз идут в школу вместе с ребенком. В начальных классах взрослые максимально вовлечены в процесс и стараются помочь в подготовке домашнего задания. Но получается не всегда. 

Сын Елены Родиной – третьеклассник. Помимо математики, письма, чтения и других привычных предметов, в расписании есть и окружающий мир. 

– Ребенок рассказывает, что именно они изучают, и я диву даюсь: то химические вещества, то государственный строй стран мира, – рассказывает мать школьника. – Не спорю, это нужные знания, но всему свое время. Ученики младших классов еще не доросли для такой информации. Что ни урок, то новые темы из совершенно разных сфер. Дети запоминают что-то и тут же забывают. Или же от такого многообразия каша в голове. В школьной программе есть история, биология, география, которые изучаются поэтапно, информация дается структурированно. Зачем изобретать что-то новое? А если уж вспомнить мои школьные годы, то у нас в начальных классах было природоведение, где давали знания об окружающем мире, которые может воспринять ребенок. 

Современные родители часто вспоминают свои школьные годы, когда не получается помочь детям с домашним заданием. Они бы рады, но сейчас педагоги преподносят информацию не так, как раньше. Складывается впечатление, что привычные понятные правила зачем-то переписали и ввели новые требования. С проблемой столкнулась Мария Борисова, мать второклассницы. 

– Когда дочь садится за уроки, первое, о чем думает, – как правильно оформить решение задачи: сколько клеток отступить от края, как записать условия, – рассказывает она. – Если решение не умещается в одну строку, то ребенок теряется. Я понимаю переживания дочери. Порой оценку за домашнюю работу снижают только из-за неверного оформления. Где это видано? Разве в голове отложится материал, если главные мысли не о нем? 

Время диктует свои правила, без перемен в образовании, как и в школьном расписании, не обойтись. Но не слишком ли много новшеств? Этим вопросом регулярно задаются родители, регистрируясь на очередной цифровой образовательной платформе или в школьном чате.

Фото soupstock.in


Экспресс-опрос | Нужны ли перемены в сфере образования?

Ольга Абрамовна:

– Многое можно взять из советской системы образования. Тогда обучение и воспитание шли одновременно. Сейчас же складывается впечатление, что у школьников нет обязанностей, только права. Сократить срок обучения до 10 лет или оставить 11 – вопрос спорный, потому что один ребенок раньше определяется с профессией, другой позже. 

Наталья Дмитриевна:

– Мне нравился старый формат образования, когда не было ЕГЭ. Знакомые, в чьих семьях есть школьники, рассказывают, что они боятся Единого экзамена. Вообще, раньше было все по-другому. Дети будто больше жаждали знаний. Сейчас же им ничего не интересно, кроме гаджетов.

Егор Юрьевич:

– Думаю, ничего менять не нужно. Вот я сдал ОГЭ на четверки, и это было несложно, поступил в техникум. Кажется, что Единый экзамен куда страшнее. Хотя, если поставить цель учиться, то все можно осилить. Многое зависит от твоего настроя.

Валентина Васильевна:

– Образование стало слишком связано с технологиями. Много информации дети ищут в компьютере, как и ответы на домашние задания. Разве мало учебников и тетрадей? О каких знаниях тут говорить? Школьники должны самостоятельно думать! А некоторым девятиклассникам сложно сориентироваться, куда идти дальше. Наверное, в школе их стоит больше направлять к чему-то.


Новшества – верхушка айсберга?

С багажом знаний, полученных в школе, выпускники приходят в вузы, преподаватели которых оценивают их уровень и работу, проделанную коллегами. Впечатлениями с «ОХ» поделилась Ольга Карманова, кандидат филологических наук, которая почти 40 лет преподавала в ОГТИ. 

Педагог со стажем относится к реформам в образовании как к естественному явлению, но считает, что, к сожалению, многое упускается. 

– Настораживает, что сейчас дискутируют в основном о количестве лет обучения, а не о качестве, – отмечает Ольга Александровна. – Не мешало бы послушать психологов, чтобы учесть особенности развития детей. Могу привести из своей практики такой пример. Я начинала работать на филологическом факультете при четырехлетней системе образования. Этого времени явно не хватало, чтобы проработать необходимые произведения. Мы обрадовались, когда добавили еще один курс, но произошла катастрофа – сократили часы основных дисциплин и ввели множество прочих предметов. Так что, меняя количество, нужно в первую очередь позаботиться о качестве и содержательности. 

В погоне за новыми методами и технологиями преподавание азов порой уходит на второй план, считает филолог. Спустя годы, педагоги, получившие такое образование, сами делают орфографические или пунктуационные ошибки. По словам Ольги Александровны, основная масса современных абитуриентов мало читает классику, отдавая предпочтение тем произведениям, которые не всегда дают языку возможность нормально развиваться. Отсюда проблемы с грамотностью. А еще возникают трудности с выражением своих мыслей. 

– Школьников больше ориентируют на задания тестовой системы, нежели учат грамотно изъясняться, развивать речь, – говорит специалист. – Нет вступительных устных экзаменов в вузы, как было раньше, когда комиссия слышала, что и как говорит выпускник, оценивала умение рассуждать. 

Однако надо отдать должное современной молодежи. Те, кто действительно хочет многого добиться, осваивают большой объем информации из разных источников и показывают                 отличные результаты.

Шторм реформ

Депутат Законодательного собрания Оренбургской области Вячеслав Ращупкин, который больше 20 лет руководил орской школой № 24, уверен, что в системе образования не хватает анализа внедряемых новшеств. 

Он оканчивал девятый класс в 1991 году, как раз тогда ввели дополнительный год обучения, и пошел не в десятый, а сразу в одиннадцатый класс, отучившись десять лет. Только позже образование на деле стало одиннадцатилетним. 

– С тех пор я живу с ощущением, что система образования постоянно реформируется, но не вижу анализа этих реформ, – говорит Вячеслав Александрович. – Вот ЕГЭ. Сначала твердили, что его надо ввести, теперь высказывают идеи об отмене. А почему? Давайте сначала разберемся, на что повлияла смена формы проверки знаний, что нужно изменить, от чего, может, отказаться. Так и с сокращением срока обучения: чтобы что-то отменять, нужен тщательный анализ. Ничего плохого не вижу в возврате к десятилетнему образованию. Но для чего? Если действительно для того, чтобы дети раньше осваивали профессии, тогда имеет смысл возрождать учебные комбинаты, вкладывать средства в ремонт школьных мастерских, давать возможность школьникам осваивать необходимые навыки. Если есть конкретные идеи, нужно наполнять их содержанием. 

Депутат считает, что в советской системе образования было что почерпнуть. Например, оптимально рассчитывалась нагрузка на ученика. Это, к слову, о предметах, которые сейчас вводят. Необходимо, чтобы новое не наносило ущерба другим дисциплинам. Успеют ли дети освоить ту же программу за 10 лет, большой вопрос. Для этого и стоит анализировать, прежде чем что-то менять, считает Ращупкин. 

– Нам нужно научиться признавать свои ошибки, – убежден Вячеслав Александрович, – иначе невозможно провести работу над ними.


Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.