По намоленным местам
- Общество
- 26-10-2024
Старинный русский город Тихвин основан в 1383 году на берегу реки Тихвинки. Это была водная артерия, при помощи которой шла активная торговая жизнь северо-запада Руси. Сегодня это Ленинградская область. Туда я и отправился в прошлые выходные.
Попасть в Тихвин из Санкт-Петербурга можно несколькими способами. От Московского вокзала ходят электрички, которые за три с половиной часа домчат до города. Стоить это будет около 600 рублей. Электричка отправляется и с Финляндского вокзала, но в пути на час дольше. Если предпочитаете автобус, то он отходит каждые 50 минут от Обводного канала, стоимость примерно та же. На машине, если нет пробок, ехать три часа. Я выбрал самый оптимальный вариант – купил экскурсию на автобусе на целый день. Студенту это обошлось в 3100 рублей. В эту сумму входит трансфер туда и обратно, обслуживание, включая трехчасовую трассовую экскурсию и три экскурсии по территории трех монастырей, а также обед в монастырской столовой.
Экскурсионный автобус отошел от Невского проспекта, угла Думской, в 7 часов 50 минут. В дороге мы узнали об истории основания города, его исторических перипетиях, участии тихвинцев в войнах и ополчениях. Экскурсовод особо отметил, что самое популярное место города – Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Подробнее о нем чуть позже.
Антониево-Дымский монастырь
В 1206 году в Великом Новгороде родился будущий основатель монастыря Антоний. С детства он чувствовал в себе непреодолимое желание к уединенной жизни монаха и в 1225 году покинул родительский дом в поисках духовного наставника. Уйдя в монастырь Спаса на Хутыни близ Новгорода, он нашел его в лице прозорливого старца, наместника монастыря Варлаама Хутынского.
Через много лет после смерти настоятеля на его место братия избрала Антония. Он устроил дела монастыря наилучшим образом и решил исполнить давнюю мечту о полном уединении, удалившись от дел. Долго бродил по окрестностям, пока не пришел на берег Дымского озера. Здесь и появился новый монастырь, где в 1273 году Антоний и нашел свой последний приют. Через 100 лет братия монастыря обрела нетленные мощи Антония Дымского, которые сегодня находятся в главном храме на территории основанного им монастыря.
Трижды разоренный
За свою долгую историю обитель была трижды разорена. Первый раз татаро-монголами. Монахи, готовясь к набегу врагов, собрали святыни, оставшиеся после Антония, его вериги и шляпу, окованную металлом, и опустили их на дно озера вместе с другим монастырским имуществом. Позже все это было поднято, но со временем предметы, связанные с основателем монастыря, пропали безвозвратно.
В 1613 году шведы осадили Богородицкий монастырь в Тихвине, но не смогли его взять. Тогда они обрушили весь свой гнев и ярость на менее укрепленный Антониево-Дымский монастырь. 10 лет он был закрыт, но постепенно службы возобновились благодаря четвертой супруге Ивана Грозного. В 1626 году Анна Колтовская пожертвовала большую сумму на восстановление обители. Сама бывшая царица в то время уже была монахиней женского Введенского монастыря в Тихвине, там она и покоится.
При Екатерине II в 1764 году вышел указ о монастырских штатах, по которому обители делились на штатные и заштатные. Первым полагалось государственное финансирование. Антониево-Дымский монастырь был закрыт, так как не относился к штатным. 30 лет на берегу Дымского озера службы шли только в одном храме, но их проводили священники, приезжавшие на время из соседних поселений. Император Павел, посетив тихвинские края, повелел вновь возродить монастырь.
Третье разорение обители произошло в 1919 году. Монастырские стены разбирали по кирпичику. На территории находились в разное время детский дом, психиатрическая лечебница, профилакторий и другие заведения.
Возрождение
Очередное возрождение монастыря началось в 1994 году с установки поклонного креста в Дымском озере, у которого появилось второе название – Святое. Сейчас здесь 10 монахов, послушники и трудники – люди, которые добровольно живут и работают в монастыре. Есть свое натуральное хозяйство, включая небольшую пасеку.
Уже много лет идет строительство и восстановление, но пока нет ни гостиницы, ни трапезной, добраться до монастыря тоже достаточно сложно. Несмотря на это, тихвинцы и даже петербуржцы стараются крестить детей именно в этом монастыре, сама территория которого намаливалась веками.
Одна из стен восстановленного храма состоит из кирпичей, подписанных дарителями. Внутри церкви вместе с мощами Антония Дымского находятся Богородичные иконы. В прошлом году сербские монахи с Афонской горы привезли в дар икону «Млекопитательница», а монахини из Подмосковья преподнесли икону «Умиление».
В скиту
И один человек может быть молитвенником. Так говорят умудренные жизнью верующие. Эту фразу я слышал много раз, но истинного смысла ее не понимал, пока не посетил отдаленный скит Сенно, принадлежащий женскому Введенскому монастырю.
Наш автобус остановился у трассы, с которой надо было пешком пройти по узкой дороге до высокого забора. За ним открывался широкий ухоженный и цветущий двор. Несмотря на то, что уже октябрь, в палисаднике полно цветов. А желто-красные листья периодически кружились над головами прибывших, открывая за поредевшими ветвями деревьев вид на три церкви. Две из них небольшие, деревянные. Одна высокая, каменная. Когда стоишь между ними, кажется, что это мать и двое детей. Закроешь глаза, а вокруг тишина такая, словно суеты в мире больше нет, остался лишь свежий воздух, падающие листья и неспешная жизнь в этом маленьком ските.
Я приехал сюда не в первый раз, поэтому не пошел вместе с группой к источнику, где исключительно чистая вода, мне важно было посидеть в тишине. Нигде человек так не обретает себя, как наедине с самим собой и вдали от большого города. Здесь теряется счет времени, сознание почти останавливается...
Мое уединение прервало появление монахини. Она рада всем, кто ненадолго приезжает в Сенно. Удивительно, но все хозяйство скита держится на ее плечах. Конечно, наколоть дрова, сложить поленницу и выполнить другую тяжелую работу помогают трудники, которые периодически приезжают сюда. Но за остальным следит одна женщина. Она и молится, и ухаживает за двором, сетуя, что несколько лет назад здесь была корова и овцы, а теперь сил на них не осталось. Куры, кошки и собаки – вот и все хозяйство. Летом по соседству живут дачники, а зимой лишь в двух-трех деревенских домах есть люди. Так что блага цивилизации сюда почти не доходят. Лишь туристы с сотовыми телефонами, на которые они фотографируют это уникальное место, напоминают монахине о том, что на дворе XXI век.
Cвятыня
Апогеем экскурсии в Тихвин стало посещение мужского Богородичного монастыря, где хранится чудотворная Тихвинская икона. История ее появления и спасения – почти приключенческая повесть.
Фактом является то, что авторство иконы принадлежит одному из евангелистов. Апостол Лука писал ее в Иерусалиме еще при жизни Богоматери. В V веке икону перевезли в Константинополь, где почитали как заступницу и покровительницу города. Но за 70 лет до захвата Константинополя турками икона пропала. Согласно преданию она появилась на Руси в 1383 году. Первыми ее увидели рыбаки на Ладоге. Икона чудесным образом как бы плыла над водой по воздуху. Она появлялась перед людьми семь раз. Однажды верующие уже начали сооружать церковь для иконы, но на следующий день обнаружили, что и сруб, и материалы, и даже опилки исчезли. Начали их искать и увидели на берегу реки Тихвинки яркое свечение. Именно там и обнаружили исчезнувшие вещи, среди которых и икону.
Построенная деревянная церковь несколько раз сгорала, а сама икона чудом оставалась нетронута огнем. Тихвинский образ Богоматери стал защитницей русских северо-западных земель. Ему приезжали поклониться все русские цари и императоры за исключением последнего.
Для хранения иконы был возведен Тихвинский монастырь, который сначала строился как крепость, так как эти земли часто страдали от нашествия шведов и немцев. Во время Великой Отечественной войны Тихвин на месяц был захвачен фашистами. Они пытались вывезти икону, но путем долгих перипетий она попала в руки к священнику Иоанну Гарклавсу и его приемному сыну Сергею Кожевникову, которые стали ее хранителями. Им пришлось переехать с иконой из Прибалтики в Германию, а оттуда в США. Умирая, отец Иоанн завещал сыну вернуть икону в Тихвин при первой же возможности, что и было сделано в 2004 году.
Я видел, какая огромная очередь выстраивается, чтобы поклониться образу. Люди приезжают из разных уголков, ведь каждому, кто искренне просит у Богоматери помощи, она помогает. Об этом свидетельствуют очевидцы.
Каждый человек время от времени нуждается в духовной защите и помощи. И хорошо, что в России есть намоленные многими поколениями чудотворные образы. Ибо сказано: по вере вашей дано вам будет. Вот за этим и приезжают в Тихвин.
Фото предоставлены автором
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
За отоплением – в прокуратуру
29-10-2024 -
Расскажут сказки под покровом «Ночи»
29-10-2024 -
Кто войдет в команду нового главы города?
29-10-2024 -
Ремонт в учреждениях культуры в самом разгаре
29-10-2024 -
Впереди – победный май
25-10-2024