РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Пропавшие в кинохронике»

«Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике» «Пропавшие в кинохронике»

Последний месяц года – это не только подготовка к праздникам, но и память о событиях, без которых ничего бы для нашей страны в будущем не было. Важные битвы Великой Отечественной войны пришлись на зиму. Вспомним только две. 5 декабря началось контрнаступление нашей армии под Москвой, сегодня это День воинской славы России. С 12 по 24 декабря в ходе Сталинградской битвы Красная Армия противостояла выведению 6-й армии Паулюса из окружения. Закончилась операция поражением войск вермахта и взятием в плен самого фельдмаршала, одного из авторов плана «Барбаросса».

Архив памяти

Этим и другим событиям посвящена масштабная историческая панорама, созданная в павильоне киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге. Основной упор создатели сделали на участие журналистов в Великой Отечественной. Военные корреспонденты, чьи судьбы связаны с событиями тех грозных времен, оставили огромное количество документальных хроник, записей, фотографий, что имеет невероятную ценность для нас, особенно тех, кто работает в журналистике. Иммерсивная (то есть погружающая в среду) инсталляция «Пропавшие в кинохронике» – грандиозный проект, сравнимый по идее и впечатлению, производимому на посетителей, с двумя панорамами, которые я посещал лично: в музее на Мамаевом кургане (Волгоград) и в Музее Победы на Поклонной горе (Москва). 

В основу проекта положен опыт поисковиков из команды «Невский баталист», которая девять лет собирала материалы. Часть из них легла в основу выставки. На ней можно погрузиться в        атмосферу войны и трудовых будней тыла – максимально точно отображены предметы и интерьеры, военная техника и снаряжение. Но самое главное – все настолько достоверно, словно смотришь документальное кино, но при этом находишься внутри кадра. Воссоздан даже ландшафт, на котором происходили сражения. 

Поразило, как в небольшом помещении авторы сумели возвести горы Кавказа, с которых спускаются военные альпинисты. Смотришь на них снизу вверх – кажется, что вот-вот начнется бой. Поворачиваешь голову в другую сторону – и ты под прицелом лыжника-снайпера. А вот карабкается по горному склону другой альпинист с автоматом, за ним еще боец пробирается по узкой тропе. При этом в наушниках, которые выдают каждому на входе, непрерывно идет рассказ о тех или иных событиях, воспроизведенных в залах. Когда эпизод завершается, звучит музыкальный сигнал, посетители переходят в следующий зал.

Работа военкора

Экспозиция ведет посетителей от начала войны и до ее окончания, где на стенах Рейхстага в Берлине воссозданы надписи советских солдат и офицеров. Конечно, по своим масштабам «Пропавшие в кинохронике» не могут соперничать с огромным пространством Музея Победы в Москве, поэтому здесь рассказ привязан не ко всем событиям Великой Отечественной войны, а к фильму о ней. Безымянный журналист собирается его снять с документальной точностью, поэтому он собрал истории конкретных людей, кино- и фотокорреспондентов. Рассказ иллюстрируют инсталляции, среди которых есть подлинные фотографии и документы. 

Попав в зал, где воссоздана битва на Невском пятачке, я невольно отшатнулся, когда рядом оказались фигуры людей. Они были как живые, выражение их лиц надолго сохранится в памяти. Диктор рассказывал о найденных поисковиками на месте боев детских ботинках. Они принадлежали юнге – мальчику, сражавшемуся там наравне со взрослыми.

Невский пятачок – один из примеров мужества и героизма советских бойцов. Называется так потому, что на карте занимает ровно столько места, сколько пятикопеечная монета. 8 сентября 1941 года немецкая армия замкнула блокаду вокруг Ленинграда. Попытки прорвать кольцо начались сразу же. В результате 20 сентября был захвачен плацдарм, с которого планировалось продолжить наступление. Так образовался Невский пятачок, его удерживали до 29 апреля 1942-го, затем в сентябре того же года наши бойцы снова заняли отбитый у немцев плацдарм и удерживали его до прихода основных сил Красной Армии. Владимир Путин на одной из встреч в День Победы делился рассказом об участии своего отца в боях на Невском пятачке. Думаю, что это лишний раз доказывает то, что Великая Отечественная в прямом смысле вошла в каждую советскую семью.

«Маскарад»

Еще один момент очень тронул. Я находился в воссозданном бомбоубежище «Ленфильма», диктор рассказывал, что в июне 1941 года на киностудии шла работа над фильмом Сергея Герасимова «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова. Представьте павильон, где снимается сцена бала: богатые интерьеры, дамы в роскошных платьях и драгоценностях, кавалеры во фраках, слуги разносят шампанское... Слышится беззаботный смех, играет музыка, царит атмосфера радости. И вдруг известие – началась война! Казалось бы, какое тут кино, ведь уже в первые дни многие работники студии ушли на фронт. Но на завершение съемок дали добро, потому что все верили: война рано или поздно закончится, а искусство должно жить. И время показало, что это была правильная установка. В перерывах между бомбежками работа над фильмом продолжалась, а во время обстрелов работники киностудии спускались в бомбоубежище, то самое, что воссоздали в павильоне № 5.

Трудовые будни тыла

В панораме «Пропавшие в кинохронике» нашлось место и трудовым будням тыла. В одной из инсталляций оказываешься внутри цеха Ижорского завода. Вот рабочие что-то вытачивают на станках, рядом гора металлической стружки. На экране – кадры из военной хроники. Оператор Анатолий Иванович Погорелый, побывавший и на Невском пятачке, и в других местах боев, снимал для фильма «Ленинград в борьбе», затем весной 1942 года он же стал автором хроники фильма «Колпино – город переднего края», сюда вошли кадры с Ижорского завода, на основании которых и создана инсталляция.

«Пусть артисты никогда не стреляют»

Невозможно рассказать обо всем, что довелось увидеть в павильонах, но главное, что осталось в душе, – это ощущение нужности таких проектов для людей разных возрастов. Вместе со мной инсталляцию посетили две группы школьников из Екатеринбурга. Конечно, поначалу они вели себя шумно, громко что-то обсуждали и шутили. Но стоило им оказаться «внутри» боя, на переправе через Волгу, где под особым освещением и впечатлением от рассказа диктора казалось, что по реке плывут раненые люди и лошади, падает самолет, гудит его двигатель где-то совсем рядом, как группа школьников просто онемела. И уже до самых стен Рейхстага слышал только восклицания и шепот: «Это круто!» Подростки оживились, когда вышли в зал, где в вагоне поезда едут солдаты. Ребята узнавали таких знаменитостей, как Юрий Никулин, Фрунзик Мкртчян, Михаил Пуговкин, Алексей Быков, Василий Шукшин. Оказывается, не все школьники знали, что артист цирка Никулин – участник войны. 

В последнем зале на большом экране непрерывно показывают фильм «Летят журавли», а с потолка свисают фигурки белых журавликов, маленькие птицы прикреплены к стенам. На них написаны детские пожелания. Мне запомнилось одно: «Пусть никогда артисты не стреляют на войне! Я хочу, чтобы всегда был мир». 

Хочется, чтобы было больше таких тематических пространств, как «Пропавшие в кинохронике». Ведь кто-то должен напоминать людям, что фашизм до сих пор существует, а подвиг тех, кто не дал ему уничтожить нашу страну, бесценен.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.