РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Порхающая бабочка

Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка Порхающая бабочка

Иногда рождение человека сразу определяет его дальнейший жизненный путь. Так было и с Матильдой Феликсовной Кшесинской. Она появилась на свет в 1872 году в семье танцовщика и балерины. Уже в 8 лет поступила в Императорское театральное училище, где сразу заняла заметное место. Девочка отличалась не только почти взрослым упорством, но и природной легкостью, с которой исполняла на сцене балетные па. За это ее прозвали порхающей бабочкой.

Встреча с цесаревичем

Несмотря на успех (в 9 лет станцевать партию в балете «Дон Кихот» – большое достижение), в старших классах девушка решила бросить занятия. Но тут судьба пришла на помощь в лице итальянской балерины Вирджинии Цукки в балете «Тщетная предосторожность». Увидев ее танец, Матильда решила, что это и есть то, к чему она должна стремиться, и продолжила учебу. На выпускных экзаменах исполняла тот самый танец. 
Именно на выпускном вечере будущая прима Мариинского театра познакомилась с цесаревичем Николаем. Это произошло так. Его отец, император Александр III, пригласил Матильду за свой стол и сказал ей: «Будьте украшением и славой нашего балета». Сам император поощрял роман наследника и балерины, даже подарки для нее Николай покупал из специально созданного с разрешения отца фонда.

Триумф Матильды

В Мариинском театре Матильда Кшесинская дебютировала в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского в постановке легендарного Мариуса Петипа. Именно для нее хореограф создавал партии, вдохновляясь легкостью, с которой танцовщица исполняла сложнейшие элементы классического балета. 
Она очень тщательно готовилась к спектаклям. Накануне никогда не принимала гостей и находилась в полной изоляции в своем доме. Матильда соблюдала жесткую диету, весь день проводила в постели, отказывалась от еды и питья. Оживала только, когда нужно было ехать в театр. Там Кшесинская репетировала и занималась дополнительно с хореографом. Результатом этих изнурительных тренировок стало то, что она первой среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. 
Сегодня на слуху театральные байки о том, что балерины-соперницы режут друг другу пачки или подсыпают стекло в пуанты. Но у Матильды Кшесинской со своими соратницами по искусству отношения складывались мирные. Она сама поддерживала коллег, например, лично просила Петипа уделять больше внимания Анне Павловой, подарила свой сценический костюм Тамаре Карсавиной перед ее дебютом. Матильда работала с такими знаменитостями, как легенда балетной школы Вацлав Нижинский и новатор Михаил Фокин, выступала в труппе Сергея Дягилева. За пять недель гастролей в Лондоне в 1911 году она танцевала девять раз в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Карнавал». Позже гастролировала в Вене и Монте-Карло. И везде имела оглушительный успех.

Конец романа и брак наследника

Ни одной постановки не пропускал цесаревич, что делало спектакли еще более успешными. Ведь весь Санкт-Петербург следил за романом Николая Александровича и Матильды Феликсовны. Но, увы, не всегда царствующая особа вольна выбирать свою личную судьбу. Их роман завершился со смертью Александра III, когда встал вопрос о браке наследника с Александрой Федоровной. В это время балерина уехала на гастроли в Варшаву, а когда вернулась, уже шли приготовления к венчанию. Одним из мероприятий был балет, специально для Матильды Петипа включил в парадный спектакль партию «Желтая жемчужина».

Новая любовь и дом

По традиции балерина после 20 лет служения в театре могла устроить себе бенефис, доходы с которого шли только ей. Но Кшесинская и здесь стала исключением, ее бенефис состоялся через 10 лет. После выступления на званом ужине Матильда познакомилась с двоюродным братом императора Николая II князем Андреем Владимировичем Романовым. Очень скоро после совместного путешествия по Европе у пары родился сын Владимир. Балерина вернулась на сцену уже через два месяца после этого события. 
Когда мальчику исполнилось четыре года, его мать задумалась о строительстве дома. Находясь под постоянным покровительством семейства Романовых, Кшесинская имела большие возможности. Она лично выбрала место для особняка и заказала проект знаменитому архитектору Александру фон Гогену, к тому времени уже построившему в Санкт-Петербурге здание Академии Генерального штаба, музей А. Суворова, несколько доходных домов. Над внутренней отделкой трудился Александр Дмитриев. 
Здание было построено в стиле модерн. В нем новейшие технологии сочетались с национальными и фольклорными мотивами. Внешний облик строения сохранился до наших дней практически без изменений. Его главная особенность – асимметрия, части композиции имеют разную высоту. Этот эффект подчеркивает свободная планировка окон, которые различаются размерами и формами. Особняк облицован светлым кирпичом. Для отделки архитектор выбрал модные в то время материалы: красный и серый мрамор, кованый металл, плитку из майолики (так называют обожженную керамику, покрытую красками и глазурью). 
В своих «Воспоминаниях» балерина писала, что осталась довольна работой архитектора и тем, как отделали комнаты. Мебель заказывали у поставщика Императорского дома фабриканта Мельцера. Люстры и другие светильники привезли из Парижа, как и ковры, дверные ручки и прочие мелочи. У балерины имелось несколько пудов (пуд равен 16 килограммам) столового серебра. Были и новшества, которыми хозяйка гордилась. Для домов начала XX века не характерны ни ледник, ни холодная кладовая, ни специально оборудованный винный погреб. После спектаклей в нем собирались гости, которые могли заказать себе вино по особому каталогу.

Музей политической истории

После того как в 1907 году дом был готов, городская управа присудила ему за оформление фасада серебряную медаль. Модные журналы того времени соперничали друг с другом за право сделать фотографии интерьера особняка, называя его дворцом. 
После революции 1917 года в нем располагался штаб большевиков, которые присвоили себе все имущество балерины. Матильда подала на них в суд и… выиграла его! Но особняк ей не вернули. В итоге она уехала за границу, вышла замуж за князя Романова, получив титул княгини Романовской, открыла собственную балетную школу. Умерла знаменитая артистка в Париже в 1971 году, не дожив восьми месяцев до своего столетия. 
Дом, в котором Матильда Кшесинская прожила 10 лет, находится на Петроградской стороне в районе станции метро «Горьковская», рядом с Соборной мечетью. Сегодня там располагается Музей политической истории, поэтому посетить его может любой желающий.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.