Война и мир орского ОМОН
- Общество
- 28-02-2004
Орский ОМОН отметил свое десятилетие. Дата хотя и круглая, но, казалось бы, небольшая. Тем не менее, в истории создания отряда милиции, его боевом крещении и пути становления немало моментов, достойных целой книги. За десять лет ОМОН сделал немало, и трудно представить, что в 1994 году отряд создавался буквально из ничего – не было даже места базирования. Впрочем, лучше, если о создании отряда, его сотрудниках и нелегкой службе расскажет командир ОМОН Г. Томберг.КОГДА ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЛОСЬ
- В 1993 году МВД издало приказ о создании в городах с населением свыше 300 тысяч человек или со сложной криминогенной обстановкой отрядов милиции особого назначения. Это была уже, так называемая, «вторая волна» создания ОМОН. В крупных городах, где население перевалило за миллион, отряды были созданы пятью годами ранее. Приказ о создании ОМОН был издан в декабре и в Орске, а в январе я узнал о своем назначении на должность командира отряда. В середине февраля вышел соответствующий приказ, и 15 февраля принято считать днем создания отряда. Началось комплектование личного состава. Из патрульно-постовой службы перевели 12 человек, были сотрудники ДПС ГАИ, отдела вневедомственной охраны. Честно говоря, в самом начале не совсем хорошо представлялось, по каким основным показателям производить отбор людей в отряд. Многих к нам вела, в первую очередь, романтика – как-никак отряд особого назначения. Опытом поделились коллеги из Челябинска. Проведя в столице Южного Урала 3 дня, по возвращении пригласил старых знакомых – спортсменов, профессионалов рукопашного боя. Вот тогда количество желающих служить в ОМОН существенно сократилось: ведь для поступления в отряд требовались незаурядная спортивная закалка и владение приемами боевых искусств. Отбор шел до лета, и к июню 1994 года укомплектованность кадрами составила 40%. Тогда же мы вышли в свой первый рейд. Шли пешком от улицы Строителей и среди бела дня изъяли у групп молодежи и лиц, визуально не внушающих доверия, 10 единиц холодного оружия. Следующий выезд ОМОН был на Домбаровскую трассу. К нам поступила информация о том, что местные рэкетиры «бомбят» дальнобойщиков из Азии. В качестве наживки выступил сотрудник ОМОН – чеченец по национальности. Для операции ему нашли узбекский халат и подсадили в районе Крыловки к дальнобойщикам из Узбекистана. Не успела машина проехать и полутора километров, как наш сотрудник сообщил по рации, что их тормозят дюжие парни на «девятке». Рэкетиры стали требовать денег за проезд по трассе и даже поинтересовались: «Ментов сзади нет?» В это время КАВЗ, взятый «напрокат» в УВД, уже подъезжал к месту остановки грузовика. Операция заняла несколько минут: бандиты оказались в наручниках.
После этой операции преступный мир в Орске оживился. Наш автобус узнавали сразу же, как только он выходил в рейд. К тому же, возле здания, где раньше располагался штаб ОМОН, сотрудники стали замечать подозрительные машины. Нас постоянно «пасли», а один раз бандиты ждали во дворе начальника отдела кадров и потребовали от женщины полную распечатку с именами и адресами сотрудников особого отряда. Потом начались ночные звонки с угрозами. Мы вынуждены были выделить людей для охраны.
Параллельно со службой занимались поиском помещения для отряда. Объездили буквально весь город. Помогли глава города Франц и его заместитель Берг. В конце концов, остановились на бывшем военном городке, где раньше располагалась часть «Парус». После ее расформирования здесь остались только тыловые склады. Вещевое имущество с них распродавалось на рынках. Мы даже сняли на видеокамеру все, что творилось в части, и отослали вышестоящему руководству с просьбой расформировать остатки воинской части. После долгих препирательств выставили вооруженную охрану в городке, а когда зашли в кабинет командира, тот сосредоточенно откалывал от стены кафельную плитку, готовясь ее вывезти. Дошло до того, что «прежняя власть» распорядилась переломать все стулья.
Осенью 1994 года оборудовали штаб, а потом казарму. Ни отопления, ни воды не было. Приходилось выставлять в коридоры обогреватели. Так пережили зиму. К концу 1994 года закончился ремонт помещений.
В декабре я уехал в Германию в очередной отпуск. Однажды смотрели телепрограмму, в которой немецкая телекомпания показала кадры боев, начавшихся в Чечне, и останки сожженной техники 131-й майкопской бригады, которая была уничтожена на железнодорожном вокзале Грозного. На Западе это было подано как российская агрессия против маленькой республики и борьба народа за свободу. Мне не все перевели до конца, но тогда я сказал: «Это для меня информация». Уже 2 января был в России. На вокзале в Орске меня встретил водитель и сообщил, что готовятся списки сотрудников ОМОН для отправки в Чечню. Для отряда началась пора командировок.
БОЕВАЯ ЛЕТОПИСЬ
В январе 1995 года сводный отряд из 20 орских и 30 оренбургских омоновцев на месяц отправился в Грозный. Потом была вторая командировка, но прошла она относительно гладко – без потерь личного состава. Летом 1996 года срок пребывания сотрудников ОМОН в Чечне был продлен с 30 до 45 суток. Эта командировка стала роковой для двух сотрудников и скорбной страницей летописи потерь. Как значится в служебной записке: «За время боевых действий в Чеченской Республике отряд милиции особого назначения УВД г. Орска неоднократно выезжал в служебную командировку в «горячую» точку России».
Это случилось 23 июня 1996 года. В пятый раз личный состав отряда выехал в г. Грозный. Возглавлял группу заместитель командира, начальник штаба ОМОН майор милиции А. Волков. В ее составе находился также заместитель командира взвода прапорщик милиции С. Запевалов. В боевой обстановке они не были новичками: Анатолий Федорович второй раз возглавлял группу, а Сергей не пропускал ни одной командировки. По прибытии на место отряду было поручено охранять два блокпоста Ленинской комендатуры, и сотрудники свои обязанности выполняли добросовестно. С начала августа обстановка в Грозном начала накаляться. При обстреле блокпоста получил осколочное ранение прапорщик милиции А. В. Анисимков.
6 августа 1996 года незаконные вооруженные формирования активизировали свои действия, и в городе завязались ожесточенные бои. Сотрудники орского ОМОН на постах оказались в блокаде, у них заканчивались продовольствие и боеприпасы. 12 августа 1996 года майор милиции Волков принимает решение: пробиться к месту дислокации сотрудников на блокпостах и подвезти им боеприпасы. Группу командир возглавил сам.
Не доезжая до КПП, машина, на которой ехала группа, попала в засаду. Внезапность нападения сыграла роковую роль: был убит прапорщик милиции С. Запевалов, ранены майор милиции А. Волков, прапорщик милиции Козлов, старший сержант милиции А. Пасичный. Также получивший ранение О. Камышанов вывел машину из-под огня и довел ее до блокпоста. Здесь пострадавшим была оказана первая медицинская помощь, и по «дороге жизни» они были отправлены в военно-полевой госпиталь в Ханкалу. По мере приближения к госпиталю надежда на то, что Анатолий Федорович выживет, таяла. В госпитале врачи не сумели спасти жизнь майору Волкову. Скорбная весть о гибели товарища долетела до Орска 15 августа 1996 года. Они с честью и до конца выполнили свой служебный долг, но потеря эта невосполнима.
Приказом Президента № 327 от 09.06.97 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике, по сохранению целостности Российской Федерации награждены орденом Мужества (посмертно) майор милиции Волков - заместитель командира, начальник штаба ОМОН, и прапорщик милиции Запевалов - заместитель командира взвода ОМОН УВД г. Орска.
СЛУЖБА И БУДНИ
Сотрудники орского ОМОН и по сей день несут службу в Чечне. Милиционерам дали недолгую передышку от кавказских командировок. Сегодня наши омоновцы несут службу в ВОВД поселка Урус-Мартан, но до этого они поменяли много мест: в первую кампанию стояли в Аргуне, потом - в Мескетах. Бытовые условия тогда не шли ни в какое сравнение с нынешними. Раньше приходилось жить в землянках и палатках, а сейчас в Урус-Мартане бойцы и офицеры располагаются в двухэтажном здании, где есть столовая, казармы, а во дворе - спортивная площадка и баня. В помещении есть газ и свет. За каждым подразделением закреплен участок ответственности, и оно отвечает за обеспечение правопорядка на своей территории. Из основных проблем, которые отметил Томберг, больше всего беспокоят две: минирование дорог и отношения с местной милицией. По сей день инженерные дозоры обезвреживают фугасы.
- Местная милиция – это вообще отдельная история, - отметил Геннадий Николаевич. – Дисциплина у «кадыровской» гвардии нулевая, и делается все, чтобы увеличить количество этих гвардейцев. Был случай, когда карельский ОМОН задержал два наливщика с «левым» бензином. Тут же подъехали «кадыровцы» и поставили милиционеров «под стволы». На помощь омоновцам выехали 2 отряда. Когда начали разбираться, один из чеченцев достал сотовый телефон и позвонил прямиком в Москву, и не куда-нибудь, а в Главное управление собственной безопасности. На следующий день к нам приехала комиссия с проверкой. Основные конфликты возникают как раз из-за бензовозов, и чаще всего стычки происходят на блокпостах.
Бывают и комичные случаи.
– Раз в Червленой мимо нас проехал армейский грузовик и скрылся за поворотом, рассказывает Томберг. - Через некоторое время с той стороны, куда уехала машина, раздались автоматные очереди и взрывы. ОМОН выехал разобраться, в чем дело, и вернулись бойцы на армейском грузовике, в кузове которого сидели пьяные солдаты. Один контрактник был из Новотроицка. Он сидел и размазывал слезы по лицу: обидно, земляки побили. Нужно отметить, что в кузове было полно оружия, которое мы конфисковали. Позже приехал начальник штаба части, где служили провинившиеся солдаты, и попросил отдать хотя бы половину боеприпасов. Взамен он обещал прислать на перевоспитание еще пару контрактников.
Накануне юбилея отряда была награждена группа сотрудников ОМОН, находившаяся в Урус-Мартане с апреля по октябрь. Командовал группой капитан милиции В. Мальгин. В ходе спецопераций орские омоновцы изъяли более 4 тыс. единиц боеприпасов, 63 единицы огнестрельного оружия и уничтожили 2 мини-завода по переработке нефти. По итогам командировки 9 милиционеров были награждены медалями «За отвагу» и «За отличие в охране общественного правопорядка». Основные силы ОМОН сейчас находятся в Чечне, тем не менее, сотрудники отряда особого назначения в 2003 году раскрыли в Орске 136 преступлений, среди которых большую часть составляют правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия.
В 10-летний юбилей еще
раз хочется пожелать
орскому ОМОН удачи в их
нелегком деле.
Фото Д. Бикбова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
На очистных канализации заработала блочно-модульная котельная
22-11-2024 -
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024