РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Собачье дело» дошло до музея

«Собачье дело» дошло до музея «Собачье дело» дошло до музея «Собачье дело» дошло до музея «Собачье дело» дошло до музея

Совместный масштабный проект о служебных собаках готовят Орский краеведческий музей и Центр кинологической службы местной полиции. По крупицам они восстанавливают сейчас информацию о том, как четвероногие стали служить Родине и человеку.

Удивительным образом переплетаются в единое целое судьбы людей и животных. Если сегодня большинство россиян, в частности орчан, настроено решительно убрать собак негуманным способом с городских улиц, то в годы Великой Отечественной войны именно они оказались настоящим спасением для страны. Впрочем, еще до Второй мировой четвероногие помогали раскрывать преступления и стоять на страже закона, ведь кинологическую службу в России организовали еще до революции – в октябре 1908-го.

Кто стал героем?

В одной из книг о деятельности МУ МВД России «Орское» есть данные, что в тридцатые-сороковые годы в местной милиции служили четвероногие, которые работали бок о бок с кинологами. Только, увы, не сохранилось кличек и имен сотрудников. Зато известно, что в марте 1941-го на должность проводника служебных собак в отделение уголовного розыска Орска приняли уроженца Пензенской области Федора Глазунова. Он был призван в армию, по некоторым сведениям, из Шарлыкского района в 1935 году. Служил в Орском угро до мая 1942-го, затем ушел на фронт добровольцем. На войне значился командиром пулеметной роты в составе 490 стрелкового полка, а погиб за год до Победы в Витебской области, там и погребен в братской могиле. Похоронку в Шарлыкском районе на него получила жена. 

Если кинологи уходили на фронт добровольцами, то собак в действующую армию призывали. Начали это делать с конца 1943-го. Повесток, конечно, не присылали, а просто собирали животных по городам и отправляли в учебные войсковые части ближе к фронту. В Орске и Новотроицке перед необычным призывом проводили специальную подворовую перепись. Об этом свидетельствуют архивные документы. 

«…Произвести учет, мобилизовать и передать в декабре 1943 года пригодных для оборонной цели собак в количестве 100 голов. От передачи освобождаются служебные собаки воинских частей, частей НКВД и ж.д. охраны, племенные производители, состоящие на учете в ОСОАВИАХИМе, и зарегистрированное поголовье племенных промыслово-охотничьих собак. Предложить Орскому мясокомбинату выделить отходы и конфискаты для кормления 100 собак в течение месяца. На время проводимых мероприятий воспретить забой собак и заготовку их на кож. и мех. сырье», – говорится в решении исполкома горсовета, согласно которому Ленинский и Ворошиловский районы должны были фронту по 35 голов, Сталинский – 30. 

По одним данным, во время Великой Отечественной со всей страны были отправлены на службу 68 тысяч собак, по другим – почти 70 тысяч. Породистые животные и в основном дворняги сражались наравне с солдатами. Они взрывали танки, выполняя в своей жизни один-единственный подвиг, к которому их готовили. И собаки, которые, как правило, чувствуют приближение смерти, шли на верную гибель, бросаясь под тяжелую технику. Они были саперами, минерами, медиками, разведчиками. Лучше всех определяли на поле боя, мертв человек или еще жив. Если дышал, собака ложилась рядом, зимой согревая своим теплом, и облизывала лицо до тех пор, пока тот не приходил в сознание. Бойцы перевязывали раны бинтами, которые приносили на себе собаки, и те потом тащили их к своим сквозь град пуль. Наверняка среди безвестных героев, спасавших на фронте ценой своих жизней солдат, а также мирное население, был не один Шарик из Орска. Только кто помнит о четвероногих бойцах сейчас?

Прикипеть душой

По словам начальника кинологической службы МУ МВД России «Орское» Евгения Бородина, даже дворняг можно обучить. Любой профессионал может сделать из дворовой собаки санитара, минера и истребителя танков. А вот на службе в полиции все же нужны породистые. 

– Мы не знаем, где в Орске брали собак в пятидесятых годах, знаем приблизительно, что в девяностых создание кинологического центра строилось на чистом энтузиазме неравнодушных сотрудников тогда еще милиции, – рассказывает Евгений Павлович. – Деньги на покупку щенков имелись в то время не всегда, приходилось договариваться с заводчиками. Сегодня проще: выделяются средства, мы приобретаем, к примеру, тех же немецких или бельгийских овчарок в питомниках, как и спаниелей, лабрадоров.

Сейчас в центре остался один лабрадор Элли, она специализируется на поиске наркотиков. А вот легенду службы по кличке Боня той же породы прошлой осенью проводили на пенсию. 

– Ее отдала нам семья орчан, дома у которых она грызла мебель, да и вообще все, что попадалось, – говорит Бородин. – В центре Боня остепенилась и стала одним из лучших сотрудников. Когда провожали ее на заслуженный отдых, у многих кинологов комок в горле стоял, душой ведь к собакам прикипаешь... При этом мы знали, что Боня просто переезжает к своему проводнику, который не оставил старушку и забрал к себе на доживание. 

Начальник центра трудится кинологом с 2007 года. Тогда на 7 полицейских было почти 15 собак. Сейчас на 10 сотрудников 22 взрослые собаки и 2 щенка. Но скоро станет меньше: немецкая овчарка Ресси, которую с детства воспитывает Евгений Бородин, тоже уходит на пенсию. 

– Хотя живу в квартире, заберу Ресси к себе. Есть дача недалеко от дома, там уже начал обустраивать для нее теплое место. А как иначе? Это моя собака, – подчеркивает собеседник. 

Представят летом

А пока кинологи со своими питомцами продолжают раскрывать преступления, задача сотрудников Орского краеведческого музея – собрать по крупицам информацию о зарождении в городе службы, воссоздать историю, в которой главными действующими героями станут именно собаки.

– Работать сложно, – признается заместитель директора Орского краеведческого музея Анастасия Симонова. – Практически нет документов о том, как появилась в городе служба, какие направления имелись, как отбирали животных, какие породы были. Интересно в том числе и военное время, но кто о нем сегодня расскажет? Чем дальше мы от той поры – тем меньше свидетелей. А нам хочется сохранить историю для потомков.

– Почему проект назвали «Собачье дело»? – не удержалась от вопроса «ОХ». 

– Сейчас очень много негатива в сторону собак. Такое ощущение, будто все вокруг настроены против животных, хотя они испокон веков считаются друзьями человека. Их безвестные подвиги в годы Великой Отечественной войны, в период чеченской кампании и даже в наше время – тому подтверждение. Хочется снять градус напряженности и показать настоящих четвероногих героев, которые таковыми были не всегда. Но при должном подходе героем может стать любая собака. Так показывает практика, – резюмирует Симонова. 

К слову, проект представят в музее летом, приурочат сразу к двум праздникам: в июне отмечается День кинолога, а в августе – День фронтовой собаки.

Если вам что-либо известно об организации кинологической службы в Орске с сороковых годов прошлого века, а также о мобилизации собак из города в годы Великой Отечественной войны, просим позвонить в краеведческий музей по номеру 8 (3537) 25-30-09.

Фото предоставлены Орским краеведческим музеем и автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.