Пить ли детям молоко?
- Новости
- 14-04-2004
«Здравствуйте, дорогие работники «Орской хроники»!
Пишу вам впервые. У нас двое деток: 3 годика и годик. Старшенькому врачи прописали каждый день давать кислое молоко. Живем мы на остановке «Ул. Сорокина», за молоком бегаю на ул. Тбилисскую, куда приходит машина из какого-то совхоза. Стоять мне некогда, а люди меня уже знают и дают взять литр без очереди. Молоко обезжиренное. По осени было без воды, а теперь его мало и в то же время – много, потому что с водой. Взяла однажды три литра, поставила скисать и что же увидела? В банке на треть воды. Вот так люди наживаются за счет нас.
Иной раз, когда мне плохо, прошу мужа принести молока с завода, где он работает. Он приносит, и та же картина: третья часть воды. А ведь это спецжиры за вредность. Как отпоить таким молоком человека, если он отравится чем-нибудь? Неужели нет профсоюза, который следил бы за тем, как раздатчицы продают молоко? Или завод платит за молоко так же: бензином с водой?
А еще детям надо часто давать творог. Однажды взяла банку сливок «Главпродукт», думаю – сейчас помажу творог детям. И что вы думаете? Молочный кисель даже в воде не разошелся. Вот такой бякой нас кормят. И до каких пор над нами будут эксперименты производить?
…Плохо написала, т. к. один плачет, другой за юбку тянет, а у меня наболело. Мама двух детей. Плачу».
Сначала
было письмо.
Написанное
спонтанно, в спешке,
на листке бумаги, вырванном
из школьной тетради в клетку,
почерком немолодого уже человека. Писала женщина.
О проблеме, набившей оскомину тем, кого она не касается, кто регулярно сталкивается с ней только на страницах газет.
А для автора письма она остра, как одна из многочисленных булавок, которые исподтишка подкидывает жизнь.ЭКОНОМИМ НА КАЧЕСТВЕ
Не откликнуться было невозможно. Но, прежде чем обращаться за разъяснениями к ответственным лицам, мы решили сами купить разливное молоко из цистерн.
Каждое утро, часов в 11, улицу Фучика объезжает небольшой «уазик». Пронзительным сигналом он возвещает о своем появлении во дворе. Через пару минут с баночками и бидончиками у машины собираются старички.
- Хорошее молоко? - спрашиваю у постоянных покупателей.
- Здесь оно всегда хорошее.
«Ну-ну, - думаю. - Моя бабушка как-то рискнула взять здесь литр, в чем вскоре раскаялась: молоко то ли щедро разбавленное, то ли вовсе сепарированное».
- Откуда везете? – интересуюсь у продавщицы.
- Из Кумака. Дорогу замело, еле прорвались, - добавляет женщина.
- А какая жирность у него?
- 3,8 процента.
- Ого! И это всего за 10 рублей литр?..
Собственно говоря, цена уже давала повод для размышлений: бесплатным бывает только сыр в мышеловке, но я решила раздобыть подтверждение своих подозрений. В лаборатории рынка «Авангард» обычно делают анализ только продуктов, купленных здесь же, но для корреспондента «ОХ» было сделано исключение. Немного молока поместили в какой-то мудреный агрегат, и через некоторое время на экранчике засветились цифры.
- Молоко сильно разбавленное, - прокомментировала лаборантка их значение.- Жирность – 2,37 процента, это при том, что при уличной торговле она должна быть не ниже 3,2. Сухой остаток - 6,68, при минимуме – 8. Плотность – 1,023, тогда как норма – 1,027-1,033.
Но одна точка – это еще не показатель, не система. Поэтому мы приобрели еще литр молока, на этот раз из адамовского молоковоза, ежедневно приезжающего на ул. Тбилисскую. Жирность, по словам продавщицы, вполне соответствовала нормам: 3,5 процента. Но цена – 8 рублей!
Результаты комплексного анализа этого молока, отданного нами в городское управление ветеринарии, оказались не просто неутешительными, а даже тревожными. В нем была обнаружена кишечная палочка.
ОСТОРОЖНО: КИШЕЧНАЯ ПАЛОЧКА!
Кишечные инфекции чаще всего возникают при употреблении инфицированных именно молочных продуктов. А шутить с этим заболеванием нельзя. Бактерии прекрасно чувствуют себя в организме человека, животных, а также во внешней среде.
Кишечная палочка попадает в молоко на ферме с шерсти животных и рук доярок, плохо вымытого оборудования и посуды, из навоза, пыли от подстилки, вместе с недоброкачественной водой. Присутствие кишечной папочки в молоке ярко свидетельствует об антисанитарных условиях получения молока. Интенсивному ее размножению способствуют нарушения правил хранения (например, отсутствие охлаждения) и транспортировки. Кишечная палочка может обнаружиться не только в частной, но и заводской продукции, попав на производство с сырым молоком, содержащим бактерии, устойчивые к температурным режимам пастеризации или обработанным с нарушением режимов работы пастеризатора; с рук и одежды персонала производственных цехов, не соблюдающего правила личной гигиены; с сырым молоком повышенной кислотности, которое без температурной обработки направляют на изготовление творога; через некачественно обработанные оборудование, инвентарь и тару. Наиболее опасно вторичное обсеменение молока бактериями группы кишечной палочки после пастеризации.
Одной из инстанций, в обязанности работников которой входит контроль качества молочной продукции, является городское ветуправление.
- Ко мне недавно обратились предприниматели Домбаровского района, - рассказывает его начальник Н. Казарина, - с просьбой дать разрешение на торговлю молоком во дворах. Мол, качество будет на высоте: помимо ежеквартальных анализов на соли тяжелых металлов и ежедекадных – на бакпосев, будут каждый день заезжать на рынок для прохождения экспертизы. Но таких разрешений мы не даем никому. Во-первых, молоко – скоропортящийся продукт, достаточно двух часов, чтобы потерять качественные характеристики. Во-вторых, контролировать продавцов за пределами рынков очень сложно: мы верим документам, но машина может выехать за ворота, и молоко, только что получившее сертификат, разбавят водой из Елшанки. Мало того, что на рынке «Авангард» ежедневно проводится экспертиза, так пришлось на весь день поставить еще и нашего контролера, чтобы отучить торговать молоком в пластиковых бутылках. Определенные результаты есть. Но рынков в городе девять, а сколько старушек стоит около магазинов, вдоль дорог! За всеми три инспектора никак не уследят. Нормативы разрешают использовать в виде тары только бидоны, стеклянные банки, а также любую посуду покупателя. Но уже выработалась привычка продавать молоко в использованных пластиковых бутылках. Откуда они берутся (не бомжи ли поставляют?) и какую обработку проходят – неизвестно. Не исключено, что в них хранились высокотоксичные вещества, например, бензин. Многих штрафуем, изымаем продукты из реализации, но наши меры будут оставаться малоэффективными до тех пор, пока покупатели не перестанут рисковать своим здоровьем. В некоторых точках постоянные продавцы уже знают наших инспекторов в лицо и буквально разбегаются, завидев их. Они очень мобильны, поэтому бороться с ними трудно.
Каждые десять дней специалисты управления по случайной выборке отправляют молочные продукты на экспертизу в зональную лабораторию, где исследуют его бакзагрязненность и физические свойства. Если возникают подозрения в несоответствии нормам, работа продавца приостанавливается, берется контрольная проба. И до тех пор, пока уровень качества не повысится, разрешение на торговлю не выдается.
Вообще, при покупке молока можно и даже нужно смело требовать, по крайней мере, три документа: санкнижку продавца, справку о диагностическом исследовании и вакцинации коров с анализами на наличие скрытых маститов. Без них брать молоко опасно. Простая рана на руке продавца может стать источником заразы, а посмотрите, какая у нас обстановка с туберкулезом. Молоко может быть разведено водой из реки, а потом смешано с крахмалом, мукой, так что, на первый взгляд, кажется жирным. Стоит обратить внимание и на то, что летом торговки весь день стоят на солнцепеке, а молоко у них не киснет. Все очень просто: в него добавлен формалин. Достаточно 1 капли на 100 литров, но это ведь ядовитое вещество, используемое для обработки покойников.
Согласитесь, от такого молока мало пользы, особенно детям, которые им лечатся.
ЗАВОДА НЕТ И НЕ БУДЕТ
Что получается? Люди ищут качественные недорогие продукты, фермеры – пути сбыта товара. Казалось бы, идеальный вариант, способный устроить обе стороны, когда молоко поступает на комбинат, а затем - на прилавки. Накрутка на транспортировку минимальная, заводской контроль качества – на уровне. Возможно, не всех фермеров устраивала бы закупочная цена: ведь на рынке можно продать дороже, а если еще и водой разбавить… Но с этим наверняка можно бороться на уровне городской администрации, и данный вопрос – отдельная песня. Предприятие не обязательно должно быть настолько громоздким, что большую часть сырья пришлось бы возить из Башкирии или Челябинской области. Среди наших фермеров есть те, кто хотел бы развиваться, да не видит сейчас перспективы – на них тоже можно было бы делать ставку. В конце концов, где это видано, чтобы в области с аграрными приоритетами так ощущался дефицит молока?
Вся загвоздка в том и состоит, что молокомбинат в Орске был закрыт несколько лет назад. Как только не пытались модернизировать его производство! После перестроечного кризиса были идеи использовать и технологии «Тетрапака», и делать упор на выпуск мороженого, сырков и вареников. Буквально в 1999 году удалось получить сертификаты на производство пельменей и мармелада, был освоен выпуск фруктового йогурта. Начала сокращаться задолженность по зарплате и налогам, средствам внебюджетных фондов, стариков снабжали молокопродуктами через собесы в счет пенсий. Был проведен капремонт в цехах, серьезный ремонт компрессорного оборудования, в общем, завод работал даже с претензией на стабильность.
И где он сейчас? Оборудование распродано и вывезено, мебельная мини-фабрика собирается занять здание. Предприниматели из близлежащих сел уже сами выходят на горадминистрацию с предложением организовать какое-нибудь молочное производство.
- Но есть ли смысл открывать завод в Орске? - сомневается заммэра А. Нарожный, председатель комитета по регулированию потребительского рынка, сельского хозяйства и предпринимательства. – Поблизости находятся два молочных гиганта: новотроицкий и акъярский комбинаты. Первый был основан совсем недавно - около пяти лет назад, имеет высококлассное оборудование, организация технологического процесса позволяет добиться высокого качества и богатого ассортимента продукции. Молоко нашим ближайшим соседям поставляют не только орские фермеры, но и оренбургские. Так что для нас открывать новое производство просто нерационально: во-первых, будет сложно конкурировать с уже известными комбинатами – той же Домбаровке несладко приходится, поскольку ее продукция относительно дорогая, хотя производится в сельской местности и, казалось бы, сырья там должно быть предостаточно. Во-вторых, для стабильного функционирования комбината необходимо иметь постоянное оборотное стадо с особой технологией его содержания. Молоко должно поставляться планомерно, а частники ни Ударника, ни Кумака к этому не готовы – отел в их хозяйствах обычно приходится на весну. Так что запустить сейчас новое производство весьма проблематично.
В общем, молокозавода в Орске в ближайшие годы не будет. Однажды была допущена ошибка (кем и на каком этапе – сейчас не суть важно), и перспективное производство остановилось. Теперь город с несколькими сотнями тысяч жителей зависит от Новотроицка, ириклинских хозяйств – от кого угодно, но не себя самого.
Фото Д. Бикбова.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024