РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Возьмите ребёнка хотя бы на воскресенье

В нашем городе действует несколько детских домов, социально-реабилитационных центров, в которых живёт несколько сотен детей. Но настоящих сирот в центрах – единицы. Гораздо чаще эти дети «сиротеют» при живых родителях, которые прожигают жизнь в беспробудном пьянстве. Нередко воспитанники, взрослея, сами становятся несостоятельными мамами и папами, наполняя детские приюты новыми жильцами. Как помочь им не повторить судьбу родителей? Как показать, что такое настоящая семья? Об этом должны подумать не только социальные работники, но и, по возможности, все горожане, потому что «казенные» дети – такое же будущее страны, как и наши собственные.Как известно, ребенок, оказавшийся в социально-реабилитационном центре, обретает там всего лишь временное пристанище, несмотря на то, что это «временно» иногда растягивается на годы. Дальнейшая его судьба может развиваться по нескольким сценариям. В идеальном случае после продолжительных бесед с горе-родителями ребенка возвращают в родную семью. Если этого не происходит, то его, возможно, берет под опеку кто-нибудь из родственников. Последним альтернативным пристанищем для выброшенных на улицу детей является детский дом. Но детские дома, как правило, переполнены, да и ни один из них не заменит ребенку необходимых родительской заботы и любви. Именно поэтому, как только ребенок попадает в центр и обретает статус, он тут же заносится в банк данных, через который ведется поиск замещающей семьи. Отчасти эта проблема в нашей стране решается через усыновление, тем более что бездетных семей сейчас очень много. Но усыновление ребенка – это очень серьезный и ответственный шаг, на который решается только сотая часть из тех, кто хотел бы взять ребенка на воспитание. Часто, наслышавшись о генетике, даже бездетные семьи не решаются усыновить или удочерить ребенка с сомнительной наследственностью.
В этом году сотрудники филиала ЦСРН «Росток» начинают осуществление новой формы работы с воспитанниками, суть которой заключается в том, что любая орская семья может взять ребенка в свой дом. Это не усыновление и даже не опекунство, а совершенно новая форма воспитания детей из неблагополучных семей. Можно взять детей на выходные или праздничные дни. Это могут сделать супружеские пары или одинокие люди, чей моральный облик и материальный достаток соответствуют нормам. Взять в гости можно любого понравившегося ребенка, независимо от его юридического статуса – есть ли у него родители, лишены они родительских прав или нет. В то время как, например, усыновление возможно только в случае, если у ребенка нет родителей или они лишены своих прав. И стать так называемым воспитателем для него намного легче, чем усыновителем.
Такую идею сотрудники реабилитационного центра «вынашивали» давно и в какой-то степени даже использовали на практике. Всем известно, что воспитатели часто привязываются к детям, один ребенок всегда нравится чуть больше, чем другой. Благодаря подобным привязанностям работники центра часто берут воспитанников в свою семью на выходные, выезжают вместе на природу, оставляют ночевать. И, наблюдая за детьми в домашней обстановке, они поняли, что многие из ребят совершенно не представляют, как жить в семье. Тем более что часто эти дети из неблагополучных семей, где настоящих семейных отношений никогда и не было.
Мысли о создании программы для подобной работы с воспитанниками окончательно закрепились и оформились у сотрудников после семинара, посвященного защите прав ребенка, который проходил в марте этого года в Оренбурге. Один из участников семинара рассказал об уникальном случае в Кемеровской области. В начале прошлого года по инициативе губернатора области была объявлена акция, во время которой любая семья могла пригласить в гости на время зимних каникул воспитанника детских учреждений, оставшегося без попечения родителей. Губернатор первым подал пример, взяв в свой дом нескольких ребятишек. Его примеру последовали многие кемеровчане, и таким образом в зимние каникулы детские дома и интернаты Кемерова заметно опустели. Во время подведения итогов этой акции выяснилось, что несколько кемеровских ребятишек благодаря такому эксперименту обрели новую семью. Услышав об этом случае и присовокупив к нему свой накопившийся опыт, орские сотрудники решились применить на практике свою программу.
– Наша главная цель, – рассказывает директор филиала ЦСРН «Росток» М. Тарасова, – чтобы ребенок, даже если его не усыновляют и не забирают насовсем, все-таки был в семье хотя бы несколько раз в месяц. Если мальчик или девочка длительное время живут в реабилитационном центре, они забывают, что такое дом. Эти дети уже никогда не научатся строить собственную семью. Без семейной близости они становятся людьми коллектива, где никто друг другу не родственник, где все выдается по норме, а вся жизнь расписана строго по часам. И со своими детьми, когда они у этих ребят появятся, не сумеют выстроить нормальных отношений. В такой семье будет холод. Мы, со своей стороны, хотели бы это предотвратить.
Ваня и Маша – брат и сестра, погодки. Родители – наркоманы, мать недавно скончалась от передозировки, отец, выйдя из тюрьмы, не стремится к встрече с родными детьми. За время пребывания в реабилитационном центре они обрели крестную мать, которая забирает ребят к себе на выходные и встречает вместе с ними почти все праздники. Эта женщина, парикмахер по профессии, три года назад зашла в филиал, чтобы постричь воспитанников. Именно в тот день ей пришелся по душе общительный мальчик Ваня, которого ей захотелось узнать поближе. Она решила взять его к себе домой, гуляла с ним, играла. Мальчик рассказал, что у него в центре есть родная сестренка. В следующий раз женщина взяла к себе в гости уже обоих. Наталью нельзя назвать одинокой, у нее есть собственный ребенок, который привык к Маше и Ване как к родным. Эта взаимная привязанность Натальи Макхатовны и детей из центра длится уже несколько лет. Недавно она окрестила ребят и стала им крестной матерью, что сделало их еще ближе друг другу.
Иногда подобные случаи входят в ту стадию, когда на ребенка оформляют опеку. Однажды жительница одного из поселков Оренбургской области просматривала фотографии детей в федеральном банке данных. Ей понравилась двенадцатилетняя Вера, которая воспитывалась в упоминавшемся выше филиале. Раньше Вера жила с матерью-одиночкой, которая несколько лет назад, во время очередного запоя, умерла, после чего ребенок получил статус сироты. Женщина приехала в Орск, познакомилась с Верой, после этого навещала ее около трех месяцев. Они быстро нашли общий язык, Вера полюбила «тетю Ларису» и с нетерпением ждала ее приезда. Недавно та оформила на девочку опеку и увезла ее к себе. В центре у Веры остались подруги, которым сейчас она пишет письма. По словам Веры, ей очень повезло с новой семьей. Городская девочка быстро адаптировалась к сельской «экзотике». В письмах к подругам она хвалится, что научилась доить корову и помнит клички всех домашних животных, о которых много рассказывает.
Подобный эксперимент имеет и еще одну положительную сторону. Семьи, решившиеся на усыновление, благодаря новой программе имеют шанс попробовать себя в роли родителей. Кроме того, взяв на воспитание сначала мальчика, потом девочку либо обоих сразу, будущие «родители» могут определиться, какого пола ребенок им больше подойдет. Пообщавшись с кем-то из ребят какое-то время, семья уже будет иметь представление о том, готова ли она взять на воспитание чужих детей, какой ребенок ей нужен по возрасту, темпераменту.
Каким будет итог эксперимента – пока нельзя сказать. Возможно, возвращение из семьи, где ребенок пользовался повышенным вниманием, назад в коллектив, где он опять станет одним из многих, может вызвать стресс. Но психологи уже сегодня работают с воспитанниками. Прежде чем пойти в гости, дети будут готовы к тому, что им придется вернуться. На эксперимент сделана большая ставка, и хотелось бы верить, что орчане не останутся равнодушными и помогут в этом начинании.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.