«Мы из джаза»
- Общество
- 09-09-2004
Совсем недавно в «Танго-pizza» состоялась премьера джазовых вечеров, которые планируется проводить в этом клубе постоянно. На сцене выступал уже известный в местных музыкальных кругах орский джаз-ансамбль «Урал-дикси» – единственный диксиленд не только у нас, но и в области. Уверен, что те, кто пришёл сюда в этот вечер, не слишком расстраивались, услышав их музыку. Расстраиваться им не давали сами музыканты. Со сцены звучала классика джаза.
Но джаза особого. И тем, кто жаждал привычной музыки, знакомого звучания и предпочел коротать время за буфетной стойкой, джаз – судья. В самом деле, джаз в Орске – это что-то новое, во всяком случае, хорошо забытое старое. Музыканты «Урал-дикси» – или последние, или уже возродившиеся пионеры этой музыки в культурной жизни города. Ведь их эстетика, энтузиазм и творческий потенциал сродни тем коллективам, с которых, собственно, сам джаз и начался. После трёхчасовой программы мы вновь возвращаемся к этой музыке. Тем более что она насыщена столь ярким местным колоритом. Секстет «Урал-дикси» – вашему вниманию.
– Традиционный вопрос – для чего вам всё это? Только джаза нам ещё и не хватало…
– Да, захотелось чего-нибудь для души. Сначала, конечно, была идея создать большой диксиленд. В его классическом составе – 4 трубы, 5 саксофонов и так далее. Но не срослось. В общем, в 2001 году мы взяли и собрались секстетом. И назвали себя «Урал-дикси». Первый год мы вообще держались на голом энтузиазме и в стоических условиях готовили репертуар. И наш дебютный концерт показал, что собрались-то мы не зря. Публика нас оценила.
Потом нас стали приглашать играть, появились слушатели и даже постоянные поклонники.
– Вы вот всё про диксиленд. А что это такое?
– Слово «диксиленд» чаще всего ассоциируется с особой манерой исполнения, а главное – со специфическим набором инструментов, а значит, и способом аранжировки. Классический набор – это труба, кларнет, тромбон, а также ритм-секция. Здесь – кто во что горазд, у нас, например, гитара, бас, и, разумеется, ударные. «Диксиленд» – это не только состав или манера игры, но целое течение в джазе, так называемый ранний досвинговый, или беззаботный, джаз.
– Но в вашем репертуаре не только джаз 20–30-х…
– Нет. Наш репертуар – репертуар стандартного современного диксиленда: зажигательные, забойные мелодии, известные вещи в джазовой аранжировке, блюзы, сложные композиции современных джазовых исполнителей.
– Ну, это-то и мы сыграем, а «Мурку» слабо?
– Почему слабо? Мы и её играем, только в джазовой аранжировке.
– Джаз играть – это не фонограммы гнать. Факт общеизвестный. Все вы до этого, наверняка, где-нибудь уже пробовали себя?
– Разумеется. Все музыканты – выходцы из эстрадных групп, орских духовых оркестров, музыканты со стажем и образованием. В принципе, у нас в городе немало хороших музыкантов. Многие из них – профессиональные исполнители.
– Почему «Урал-дикси»? Не слишком ли традиционное название? Придумали бы что-нибудь этакое из ряда вон…
– Так мы и играем традиционную джазовую музыку. Да и дело разве в названии? Кстати, «Уральский диксиленд» Игоря Бурко уже есть в Челябинске. И он, кажется, лауреат международных джазовых фестивалей.
Вот мы и решили провести параллель с этим коллективом и сократили название «Уральский диксиленд» до «Урал-дикси». Ведь мы тоже с Урала. Конечно, таких высот, как челябинцы, не достигли, но нам (смеются) недалеко до этого.
– Диксиленды, как мне извест-но, и на похоронах играют? Вы как по части «жмура»?
– Ну, в Америке действительно когда-то играли. И не только на похоронах, но и на свадьбах. В первом случае, конечно, минорные блюзы, а во втором – что-нибудь весёленькое, мажорное. Дело в том, что та музыка, которая входит в наш репертуар, сейчас уже стала камерной, сценической. Она рассчитана на более-менее подготовленного слушателя. Хотя многие вещи просто зажигательные, они нравятся и неискушённой публике. Вот их можно поиграть и на свадьбах.
– Фанаты небось одолели, проходу не дают. Кто ваша публика?
– Да все, кому нравится качественная живая музыка, и те, кто неравнодушен к джазу. Иногда, слушая нас, люди впервые открывают для себя такую музыку. Это нам особо греет душу. Молодёжь реагирует с интересом, мол, о, дудки, прикольно, весело. Многие наши вещи перекликаются весёлым бесшабашным настроением с модными нынче духовыми рок-коллективами типа «Ленинград». Хотя в чисто музыкальном смысле они, конечно, намного сложнее.
– Принято считать, что джазовое искусство элитарное, не массовое. Вы это на своих выступлениях ощущаете? Поклонников джаза в городе, наверное, по пальцам пересчитать?
– Как сказал один хороший музыкант: «Музыку разучились слушать, её хотят смотреть». Многие, в самом деле, отвыкли от живой и тем более живой джазовой музыки. Но, думаем, придет новое поколение слушателей, которое откроет для себя настроение, чувство, обособленность от привычного музыкального потока. Тем более что просто любить и исполнять джаз самому – это еще не самое большое достоинство. Надо суметь завлечь слушателя, заставить ощущать самое главное и непостижимое в джазе – его ритм, метр, свинг, драйв, то есть ощущение движения, одухотворенность и порыв.
– Ого. Так, стало быть, вы ещё и пропагандисты?
– Что-то в этом роде. И для этого идём на эксперименты. Совсем недавно появилась идея совместить молодёжную клубную электронную музыку с нашим исполнением. Представляете, на аккомпанемент какого-нибудь танцевального микса ложится живая джазовая импровизация.
– А что в вашем исполнении больше всего нравится людям?
– Самые популярные композиции – «Сент-Луис блюз», «В настроении», «Моя красавица». По-следнюю, помнится, как-то «на бис» раз пять играли.
– У вас, как у джазовых музыкантов, наверняка сложилась своя собственная концепция джаза.
– Однажды на вопрос «Что такое джаз?» Луи Армстронг ответил: «Если вы задаете этот вопрос, значит, вы никогда не поймете джаза». Мы солидарны с классиком. Прежде всего, это живая музыка. И даже не в том смысле, что играется вживую, а в том, что создаётся на глазах у слушателя. Джаз исключает всякую агрессию, он себя не навязывает. Это некоммерческая, очень свободолюбивая и заразительная музыка.
– Как работаете над репертуаром, наверное, по-стахановски?
– Репертуар постоянно расширяется. На подготовку новой программы уходит целый год репетиций. Берём уже известные аранжировки, и вперёд. Пробуем делать свои. Что касается собственных вещей – один известный в Орске музыкант некогда в советские времена сказал партийной комиссии: «И так столько дерьма написано, а тут ещё мы руку приложим». Хотя, может, в будущем и приложим.
– Наверняка есть какие-то любимые композиторы и исполнители, любимые темы…
– Джаз - такая штука, где выделять одного любимого исполнителя или композицию не совсем правильно. Чтобы понять Майлса Девиса, надо хотя бы быть в курсе ранних джазовых течений и движений, послушать ранний джаз Армстронга, Эллингтона, Кинга Оливера. Тем более что джазовые стандарты такие, как «Summertime» или, скажем, знаменитая «Тень твоей улыбки», у каждого звучат по-своему, в зависимости от индивидуальности, стиля.
– Как часто выходите на публику? На каких сценах побывали?
– Играем, к слову, нечасто. Не так, как хотелось бы. Для многих диксиленд – это что-то неординарное, экстравагантное – его можно показать как диковинку. В основном нас просят выступить фоном. На торжествах и юбилеях. В этом смысле переиграли почти везде: во всех клубах и ресторанах. Впрочем, приятно, что в городе немало бывших музыкантов, ставших нынче успешными предпринимателями. Они зовут нас на свои вечеринки и даже с нами играют. Это вообще здорово.
– Играть несколько часов кряду – адский труд. Сам помню, когда готовился к зачётам по специальности в музучилище.
– Когда играешь не только для публики, но и для себя, – это, что называется, в кайф. Тем более наш коллектив сплоченный, сложившийся. Всё-таки нам уже три года, из младенчества выросли. Да и музыканты все с опытом, люди привыкшие.
– Чего вам в вашей музыкальной жизни не хватает? Что надо для полного счастья?
– Мечтаем купить хороший аппарат, инструменты – без них на приличную сцену не выйдешь. И хочется, чтобы люди могли позволить себе слушать живую качественную музыку. В последнее время с этим проблема. А наши слушатели для нас – это всё. Ведь именно для них оттачивается мастерство звукоизвлечения, ансамблевой игры и импровизации.
– Ну, что ж. Творческих успехов, полных залов. А аплодисментов вы и так заслуживаете.
Беседовал и играл на гитаре
Фото Д. Бикбова.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
На ОЗТП – новый канализационный коллектор
27-11-2024 -
Орчане могут выиграть до 3000 рублей
27-11-2024 -
Минус 150 подпоров
27-11-2024 -
2025 год может стать поворотным для Центрального парка
26-11-2024 -
Свалкам – бой!
26-11-2024