РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Казенные дети, или стоит ли игра свеч?

В России с каждым годом растет число так называемых социальных сирот. Их родители живы, но не заботятся о детях, потому что пьют, находятся в местах лишения свободы или настолько увлечены устройством собственной жизни, что забывают о них. Практика показывает, что дети, выросшие вне семьи, без материнской любви и поддержки, постоянно унижаемые и подавляемые, накапливают к взрослой жизни чувство ненависти, обиды. Они мстят обществу за свое искалеченное детство, не могут создать собственной семьи, потому что не имеют представления о жизни в семье.РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО
Несколько месяцев назад «ОХ» писала о том, что в этом году сотрудники реабилитационного центра для несовершеннолетних «Родничок» начали осуществление новой формы работы с воспитанниками: любая орская семья или одинокие люди, чей моральный и материальный облик соответствует нормам, могут пригласить детей в гости на выходные и праздничные дни. Мы решили узнать, есть ли в нашем городе семьи, поддержавшие такое нововведение, и дает ли какие-то результаты этот эксперимент.
В беседе с заведующей центром М. Тарасовой выяснилось, что после выхода статьи в центр стали поступать звонки, люди хотели подробнее ознакомиться с новой программой. Но приехать за ребенком решились немногие.
Мысль взять ребенка на воспитание появилась у Елены Георгиевны давно. Пережив боль потери собственного сына, женщина, повторно выйдя замуж, очень хотела еще родить детей. Но впереди ее ожидали лишь несколько неудачных попыток выносить желанного малыша и огромное чувство разочарования. Шли годы, в душе все больше копилась потребность дарить кому-то ласку и внимание. У мужа от первого брака уже был ребенок, но пятнадцатилетний Алешка всегда был слишком самостоятельным и независимым, из-за чего между ними сложились больше дружеские, чем родительские отношения. Нередко своей мыслью о приемном ребенке делилась с подругой, но усыновление – это слишком ответственный шаг, на который женщина, возможно, никогда бы так и не решилась. Именно подруга и показала Елене статью в газете, где речь шла об общении с «ростковскими» детьми без юридических сложностей. Принятое решение женщина обсудила на семейном совете. Муж Елены и Алешка не были против. Помочь хоть одному лишенному родительского внимания ребенку – этот мотив был главным при обсуждении. Но все понимали, что это ответственность, которая ложится на плечи каждого члена семьи.
СОВСЕМ ДРУГИЕ ДЕТИ
Света родилась, как принято говорить, в неблагополучной семье. Мать – хроническая алкоголичка, отец попал под автомобиль и скончался, когда ребенку шел шестой год. Но еще до этого трагического события родители развелись, и ни одному, ни другому взрослому ребенок оказался не нужен. В школе девочка сильно отличалась от других ребят. На ней лежала какая-то печать заброшенности и неухоженности, в глазах виднелась далеко не детская тоска. Это и понятно – мать постоянно прикладывалась к бутылке, водила домой незнакомых людей. Если для одноклассников Светы основной заботой являлось выполнение уроков, то для девочки – поиск пропитания и спокойствия в собственном доме. Она не высыпалась, в школу приходила ко второму или третьему уроку, естественно, с невыученным домашним заданием. Тревогу забили учителя, начав ходатайствовать об изъятии ребенка из семьи, которой давно уже и не было, и помещении Светы в социально-реабилитационный центр. За все время пребывания в центре родная мать девочки появилась всего раз. Есть у Светы и бабушка, но та наотрез отказалась взять девочку к себе, сославшись на слабое здоровье.
Елена Георгиевна и Света сразу понравились друг другу. Сначала они несколько раз встретились на территории центра, затем вместе выехали на прогулку. Через какое-то время семья стала забирать девочку на выходные. Света увлеченно рассказывает, что тетя Лена учит ее игре на пианино и они вместе поют песни. Еще они часто гуляют и вместе готовят обеды.
– Я сама могу приготовить оладьи, – достаточно уверенно сказала девочка. – А еще мы читаем вслух книги.
– Какая книга любимая у тети Лены?
– Библия, – услышала я в ответ. – Она верит в Бога. И я тоже, – подумав, добавила девочка.
На мой вопрос, сильно ли Света отличается в поведении от детей, которые живут с родителями, Елена ответила, что разница большая.
– Дети, которых растит государство, считают, что им все обязаны предоставить или сделать взрослые. Они привыкают к тому, что когда просыпаются, то на столе их ждет готовый завтрак. Ребенок может портить одежду, потому что все равно выдадут другую. Разубедить, переубедить – непросто.
Но ее взгляды стали меняться благодаря спокойным доверительным беседам о том, что Света – будущая жена, мать, ей уже сейчас нужно учиться готовить пищу, ухаживать за одеждой и следить за порядком в доме. По словам Елены, сейчас девочка намного охотнее участвует в приготовлении обеда, помогает мыть посуду, внимательно наблюдает за тем, как Елена шьет для нее сарафан, именно для нее, ради нее женщина старается, придумывает фасон, советуется с ней. Девочка почувствовала заботу о себе, ощутила, что здесь с ней считаются, ей позволяют выбирать, быть личностью.
– Светланка очень изменилась за время общения с этой семьёй, – рассказывают воспитатели «Родничка». – К нам она попала скромной, замкнутой девочкой, мало с кем из ребят общалась. За последние полтора месяца ребенка не узнать. Преобразилась, стала веселой, более уверенной в себе. Света знает, что кому-то нужна, где-то ее ждут. Самое главное для нас то, что она поверила в себя.
Понятно, что и с девочкой, и с женщиной работают психологи. Света не стремится найти в Елене маму, она больше видит в ней взрослого друга. Мне стало интересно, как сама Елена видит их дальнейшие отношения.
– Я очень привязалась к девочке. Она добрая, трудолюбивая, нам с ней хорошо. И я не собираюсь с ней расставаться. Честно говоря, мне очень хочется наблюдать, как она будет расти, как соберется замуж. Я даже подумываю начать собирать ей приданое, – улыбаясь, завершила свой ответ Елена.
Делать какие-то выводы по этому случаю пока еще слишком рано. Может быть, все закончится удочерением девочки, потому что в ближайшие месяцы ее биологическую мать лишат родительских прав и Света получит статус сироты. А может быть, девочка просто обретет место, куда в любой момент можно будет прийти, где ей всегда будут рады. И это уже неплохо.
«ЗА» И «ПРОТИВ»
Существует в работе центра факт, когда ребенка берут уже более долгое время, чем девочку, о которой говорилось выше. Но в этом случае семья пока не готова подписывать длительный договор и не строит каких-то планов относительно совместного будущего с этим ребенком. Женщина познакомилась с двенадцатилетним Сергеем в «Родничке». Симпатичный общительный мальчик пришелся ей по душе, и она привела ребенка домой, хотя в семье есть шестилетняя Юля. Несмотря на разницу в возрасте, дети быстро нашли общий язык, девочка была рада принять нового знакомого в качестве взрослого друга, а Сергей с удовольствием играл с ребенком, присматривал за ней, пока мама Юли занималась домашними делами. Муж женщины поначалу отнесся к появлению в доме чужого ребенка настороженно, переживая по поводу того, что Сергей привяжется к семье, из-за чего может быть травмирован. Мальчик действительно привязался, так как эта семья – единственные люди, которые проявляют о нем заботу. Вот уже на протяжении полугода он практически все выходные дни проводит в этой семье. Не стоит лукавить: появление в семье чужого ребенка так или иначе создает проблемы. Отсюда негативные реакции и естественные вопросы: «Зачем брать в семью чужого ребенка, если есть свой? Можно ли доверять подростку свой дом, если нет ясности в его наследственности? Может быть, разумнее уделять больше времени своей дочери, а не делить эту любовь с чужим ребенком?»
– И все же… Вот уже полгода он всегда с нами на любых семейных праздниках, – рассказывает Людмила Александровна, бабушка Юли. – Когда я прихожу к ним в гости в выходные, Сережа сам может угостить меня чаем, накроет на стол, потом обязательно уберет за собой. Если я прихожу, а Сергея по каким-то причинам нет дома, чувствуется какая-то пустота, его явно не хватает.
Кто-то из великих сказал, что в душе каждого ребенка есть колокольчик. Стоит его тронуть – он зазвенит. У «ростковских» детей эти колокольчики – за семью печатями. Не так-то легко вычеркнуть из памяти тяжелые воспоминания, дурное влияние, горький жизненный опыт, предательство близких людей. Заглянуть в душу ребенка, почувствовать его, понять, разобраться в причинах его неудач, попробовать помочь ему – это очень сложно. Время от времени возможны трудности, разочарования. Но в любом случае дети, которых хоть где-то ждут, любят и пытаются понять, с меньшей вероятностью при каких-то жизненных проблемах пойдут бродяжничать по улицам. И, если эта программа поможет хоть нескольким ребятам обрести семью или хотя бы близких людей, игра стоит свеч.

Часто в редакцию «Орской хроники» звонят и спрашивают, по какому адресу можно отнести игрушки и вещи, из которых выросли собственные дети.
Предлагаем адрес: ул. Кутузова, 51. Тел. 25-32-39.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.